Резерв на проценты
Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв на проценты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о завышении налогоплательщиком расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, поскольку в состав внереализационных расходов в порядке п. 5 ст. 266 НК РФ была включена сумма, превышающая 10 процентов выручки за соответствующий налоговый период. Налогоплательщик полагал, что в соответствии со ст. 266 НК РФ сумма вновь создаваемого резерва сначала рассчитывается на конкретный отчетный период по результатам проведенной инвентаризации, затем размер созданного резерва ограничивается 10 процентами выручки этого периода и лишь после этого корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Ограничение 10 процентами от выручки отчетного (налогового) периода применяется исключительно к сумме создаваемого резерва по сомнительным долгам, а не к размеру корректировки на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (отчисления в состав внереализационных расходов). Суд признал доначисление правомерным, указав, что независимо от остатка резерва предыдущего периода предельная сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки соответствующего периода.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о завышении налогоплательщиком расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, поскольку в состав внереализационных расходов в порядке п. 5 ст. 266 НК РФ была включена сумма, превышающая 10 процентов выручки за соответствующий налоговый период. Налогоплательщик полагал, что в соответствии со ст. 266 НК РФ сумма вновь создаваемого резерва сначала рассчитывается на конкретный отчетный период по результатам проведенной инвентаризации, затем размер созданного резерва ограничивается 10 процентами выручки этого периода и лишь после этого корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Ограничение 10 процентами от выручки отчетного (налогового) периода применяется исключительно к сумме создаваемого резерва по сомнительным долгам, а не к размеру корректировки на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (отчисления в состав внереализационных расходов). Суд признал доначисление правомерным, указав, что независимо от остатка резерва предыдущего периода предельная сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки соответствующего периода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Влечет ли создание банком 100%-ного резерва по заблокированным активам обязанность классифицировать их в категорию невозмещаемых заблокированных активов?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк создал по средствам, заблокированным в НКО "НКЦ", резерв в размере 21% по состоянию на 1 июля, написал заявление в OFAC, зарегистрировался и ждет ответа по поводу возврата средств в долларах США. На 1 сентября резерв создан в размере 80%.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк создал по средствам, заблокированным в НКО "НКЦ", резерв в размере 21% по состоянию на 1 июля, написал заявление в OFAC, зарегистрировался и ждет ответа по поводу возврата средств в долларах США. На 1 сентября резерв создан в размере 80%.
Вопрос: Об уменьшении капитала кредитных организаций на резервы на возможные потери по НЗА, неполученные проценты, корректировки и переоценки по НЗА и внесении изменений в методику определения капитала.
(Письмо Банка России от 30.06.2025 N 646-П-2025/2)Вопрос: 1. Необходимо ли КО уменьшать капитал на величину сформированных резервов на возможные потери по НЗА?
(Письмо Банка России от 30.06.2025 N 646-П-2025/2)Вопрос: 1. Необходимо ли КО уменьшать капитал на величину сформированных резервов на возможные потери по НЗА?
Нормативные акты
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 38 Закона о Банке России устанавливает, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), коэффициент усреднения обязательных резервов, а также порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров. Однако нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 38 Закона о Банке России устанавливает, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), коэффициент усреднения обязательных резервов, а также порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров. Однако нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
Статья: Право собственности на природные ресурсы и право природопользования как суверенные права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<17> Будучи неудовлетворенными знанием ситуации в своей стране, нам не легче от знания того, что, по оценкам специалистов, мир переживает экологический кризис. Доля частично разрушенных природных территорий Земли достигла 36,7%, а полностью нарушенных территорий - 36,3%. Резерв ненарушенных территорий составляет лишь 27% всей суши (безо льда и скал). См.: Лосев К. Экодинамика России и ее взаимодействие с сопредельными территориями // Зеленый мир. 2007. N 11-12. С. 4 - 10.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<17> Будучи неудовлетворенными знанием ситуации в своей стране, нам не легче от знания того, что, по оценкам специалистов, мир переживает экологический кризис. Доля частично разрушенных природных территорий Земли достигла 36,7%, а полностью нарушенных территорий - 36,3%. Резерв ненарушенных территорий составляет лишь 27% всей суши (безо льда и скал). См.: Лосев К. Экодинамика России и ее взаимодействие с сопредельными территориями // Зеленый мир. 2007. N 11-12. С. 4 - 10.
Статья: Уголовная ответственность за неправомерное формирование кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудной задолженности
(Крохин Р.И.)
("Банковское право", 2025, N 3)Так, ссуды, отнесенные к 1-й категории (стандартные), признаются практически безрисковыми и, следовательно, не требуют формирования резерва (0%). Напротив, по мере ухудшения качества займа и роста вероятности дефолта заемщика - при отнесении к категориям 2 (нестандартные), 3 (сомнительные), 4 (проблемные) и, наконец, 5 (безнадежные) - норматив резервирования прогрессивно увеличивается, достигая своего максимума для безнадежных ссуд: резерв должен покрывать не менее 50% расчетной суммы потенциальных потерь по такой задолженности.
(Крохин Р.И.)
("Банковское право", 2025, N 3)Так, ссуды, отнесенные к 1-й категории (стандартные), признаются практически безрисковыми и, следовательно, не требуют формирования резерва (0%). Напротив, по мере ухудшения качества займа и роста вероятности дефолта заемщика - при отнесении к категориям 2 (нестандартные), 3 (сомнительные), 4 (проблемные) и, наконец, 5 (безнадежные) - норматив резервирования прогрессивно увеличивается, достигая своего максимума для безнадежных ссуд: резерв должен покрывать не менее 50% расчетной суммы потенциальных потерь по такой задолженности.
Типовая ситуация: Резерв по сомнительным долгам: налоговый и бухгалтерский учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Зафиксируйте создание резерва в учетной политике. Считайте резерв на последнее число каждого квартала: при просрочке более 90 дней включите в резерв всю сумму долга, от 45 до 90 дней - половину. Долги учитывайте с НДС. При встречных долгах резервируйте превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Предельная величина резерва - 10% выручки за прошлый год или 10% выручки за отчетный период в зависимости от того, что больше. Рассчитав резерв впервые, включите его в расходы (Письма Минфина от 23.08.2024 N 03-03-06/1/80198, от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517).
(Издательство "Главная книга", 2025)Зафиксируйте создание резерва в учетной политике. Считайте резерв на последнее число каждого квартала: при просрочке более 90 дней включите в резерв всю сумму долга, от 45 до 90 дней - половину. Долги учитывайте с НДС. При встречных долгах резервируйте превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Предельная величина резерва - 10% выручки за прошлый год или 10% выручки за отчетный период в зависимости от того, что больше. Рассчитав резерв впервые, включите его в расходы (Письма Минфина от 23.08.2024 N 03-03-06/1/80198, от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517).
Готовое решение: Создание и восстановление резерва на оплату отпусков в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Ежемесячный процент отчислений в резерв по отпускам рассчитайте по формуле (п. 1 ст. 324.1 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Ежемесячный процент отчислений в резерв по отпускам рассчитайте по формуле (п. 1 ст. 324.1 НК РФ):
Вопрос: IT-организация, применяющая ставку по налогу на прибыль 0%, создает резерв по сомнительным долгам. При этом со следующего года решено отказаться от создания резерва и его остаток будет восстановлен. Должна ли сумма восстановленного резерва учитываться в составе доходов для расчета доли доходов от IT-деятельности?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: IT-организация, применяющая ставку по налогу на прибыль 0%, создает резерв по сомнительным долгам. При этом со следующего года решено отказаться от создания резерва и его остаток будет восстановлен. Должна ли сумма восстановленного резерва учитываться в составе доходов для расчета доли доходов от IT-деятельности?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: IT-организация, применяющая ставку по налогу на прибыль 0%, создает резерв по сомнительным долгам. При этом со следующего года решено отказаться от создания резерва и его остаток будет восстановлен. Должна ли сумма восстановленного резерва учитываться в составе доходов для расчета доли доходов от IT-деятельности?
Статья: Порядок организации и деятельности боевого пожарного расчета (подразделения пожарной охраны) на предприятии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В гаражном боксе для пожарных автомобилей устанавливаются стеллажи для укладки боевой одежды и снаряжения из расчета 100% обеспеченности штатной численности караула и 100% резерва (п. 31 Устава).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В гаражном боксе для пожарных автомобилей устанавливаются стеллажи для укладки боевой одежды и снаряжения из расчета 100% обеспеченности штатной численности караула и 100% резерва (п. 31 Устава).
Готовое решение: Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, в отличие от бухучета в налоговом учете этого делать нельзя. Налоговый кодекс РФ не предусматривает создание резерва по сомнительным долгам только по части задолженности (за исключением случая включения в резерв 50% задолженности со сроком возникновения 45 - 90 календарных дней) либо только по конкретным договорам или контрагентам. Если вы решили создать резерв, то в него включаются все сомнительные долги со сроком возникновения от 45 календарных дней, которые вы выявите при инвентаризации (п. 4 ст. 266 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, в отличие от бухучета в налоговом учете этого делать нельзя. Налоговый кодекс РФ не предусматривает создание резерва по сомнительным долгам только по части задолженности (за исключением случая включения в резерв 50% задолженности со сроком возникновения 45 - 90 календарных дней) либо только по конкретным договорам или контрагентам. Если вы решили создать резерв, то в него включаются все сомнительные долги со сроком возникновения от 45 календарных дней, которые вы выявите при инвентаризации (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Типовая ситуация: Гарантийный ремонт и обслуживание: налоги и проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчисления в налоговый резерв делают при продаже товаров с гарантией, считая их в процентах от выручки. Процент определяют исходя из выручки от продажи товаров с гарантией и расходов на гарантийный ремонт за предыдущие три года. Если товары с гарантией продают менее трех лет, для расчета процента берут данные за весь период продажи. Пример: при выручке 100 млн руб. и расходах 2 млн руб. отчисления в резерв - 2%. Остаток резерва можно перенести на следующий год (ст. 267 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчисления в налоговый резерв делают при продаже товаров с гарантией, считая их в процентах от выручки. Процент определяют исходя из выручки от продажи товаров с гарантией и расходов на гарантийный ремонт за предыдущие три года. Если товары с гарантией продают менее трех лет, для расчета процента берут данные за весь период продажи. Пример: при выручке 100 млн руб. и расходах 2 млн руб. отчисления в резерв - 2%. Остаток резерва можно перенести на следующий год (ст. 267 НК РФ).