Резерв финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2024 N 88-17419/2024 (УИД 42RS0003-01-2023-001019-19)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании создать финансовые резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод.
Обстоятельства: В деятельности общества выявлены нарушения закона, установлено, что ответчик является собственником и осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений для очистки шахтных вод, но обязанность в части создания финансовых ресурсов в отношении каждого гидротехнического сооружения не выполнена.
Решение: Отказано.Доводы кассационного представления о том, что страховой полис ответчика не подтверждает выполнение обязанности собственника ГТС по создании финансовых резервов, не подтверждает возможность ответчика в случае возникновения чрезвычайной ситуации распорядиться необходимым объемом денежных средств для ликвидации негативных последствий, подтверждает выполнение обязанности, предусмотренной требованиями абзаца 15 статьи 9 Закон N 117-ФЗ, но не подтверждает выполнение обязанности, предусмотренной абзацем 8 статьи 9 Закона N 117 ФЗ статьей 25 Закона N 68-ФЗ, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, переоценка не охватывается полномочиями суда кассационной инстанции.
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании создать финансовые резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод.
Обстоятельства: В деятельности общества выявлены нарушения закона, установлено, что ответчик является собственником и осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений для очистки шахтных вод, но обязанность в части создания финансовых ресурсов в отношении каждого гидротехнического сооружения не выполнена.
Решение: Отказано.Доводы кассационного представления о том, что страховой полис ответчика не подтверждает выполнение обязанности собственника ГТС по создании финансовых резервов, не подтверждает возможность ответчика в случае возникновения чрезвычайной ситуации распорядиться необходимым объемом денежных средств для ликвидации негативных последствий, подтверждает выполнение обязанности, предусмотренной требованиями абзаца 15 статьи 9 Закон N 117-ФЗ, но не подтверждает выполнение обязанности, предусмотренной абзацем 8 статьи 9 Закона N 117 ФЗ статьей 25 Закона N 68-ФЗ, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, переоценка не охватывается полномочиями суда кассационной инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Письме МЧС РФ от 15.01.2015 N 7-2-59 "О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций" содержится указание на то, что формирование резервов финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций может осуществляться в том числе через механизм страхования. При этом Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не устанавливает обязанность заключения соответствующего вида договора страхования.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Письме МЧС РФ от 15.01.2015 N 7-2-59 "О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций" содержится указание на то, что формирование резервов финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций может осуществляться в том числе через механизм страхования. При этом Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не устанавливает обязанность заключения соответствующего вида договора страхования.
Статья: Муниципальное звено региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)Финансовое обеспечение функционирования муниципального звена осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и собственников (пользователей) имущества в соответствии с действующим законодательством. Организации всех форм собственности и ведомственной принадлежности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. При недостаточности указанных средств в целях оперативной ликвидации последствий ЧС администрация муниципального образования может обращаться в правительство субъекта РФ с просьбой о выделении средств из целевого финансового резерва по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в порядке, установленном правительством субъекта РФ.
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)Финансовое обеспечение функционирования муниципального звена осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и собственников (пользователей) имущества в соответствии с действующим законодательством. Организации всех форм собственности и ведомственной принадлежности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. При недостаточности указанных средств в целях оперативной ликвидации последствий ЧС администрация муниципального образования может обращаться в правительство субъекта РФ с просьбой о выделении средств из целевого финансового резерва по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в порядке, установленном правительством субъекта РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- устанавливать наличие на региональном и муниципальном уровнях постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от ЧС. Систематически анализировать работу указанных органов по профилактике ЧС, включая сбор и обмен информацией в названной области, подготовку и содержание в готовности систем оповещения и информирования населения о ЧС, необходимых сил и средств для защиты, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для их ликвидации, подготовку населения к действиям в ЧС. Требовать от должностных лиц указанных органов выполнения возложенных обязанностей в сфере предупреждения ЧС;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- устанавливать наличие на региональном и муниципальном уровнях постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от ЧС. Систематически анализировать работу указанных органов по профилактике ЧС, включая сбор и обмен информацией в названной области, подготовку и содержание в готовности систем оповещения и информирования населения о ЧС, необходимых сил и средств для защиты, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для их ликвидации, подготовку населения к действиям в ЧС. Требовать от должностных лиц указанных органов выполнения возложенных обязанностей в сфере предупреждения ЧС;
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Необходимо отметить, что идея заблаговременного аккумулирования денежных средств, необходимых для устранения последствий причинения экологического вреда, и составления планов по проведению восстановительных мероприятий показала свою эффективность в области предупреждения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях: каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана иметь сформированный резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций <29>, а также заранее планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий с их отражением в специализированном плане, порядок разработки которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации <30>.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Необходимо отметить, что идея заблаговременного аккумулирования денежных средств, необходимых для устранения последствий причинения экологического вреда, и составления планов по проведению восстановительных мероприятий показала свою эффективность в области предупреждения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях: каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана иметь сформированный резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций <29>, а также заранее планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий с их отражением в специализированном плане, порядок разработки которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации <30>.
Статья: Муниципальное звено системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, структура и организация деятельности
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
Статья: Эксплуатация опасных производственных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Можно ли в налоговом учете создать резерв, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство разъясняет, что гл. 25 НК РФ не предусмотрено создание в целях налогообложения прибыли резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
Можно ли в налоговом учете создать резерв, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство разъясняет, что гл. 25 НК РФ не предусмотрено создание в целях налогообложения прибыли резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
Статья: Порядок создания и использования резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.
Статья: Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.
Статья: Структура и организация деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
Статья: О задачах, структуре и порядке работы муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 8)В случае недостаточности финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возникшей ЧС, недостающие средства могут быть выделены из других резервов по ходатайству КЧС и ОПБ муниципального образования перед комиссией по ЧС субъекта РФ.
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 8)В случае недостаточности финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возникшей ЧС, недостающие средства могут быть выделены из других резервов по ходатайству КЧС и ОПБ муниципального образования перед комиссией по ЧС субъекта РФ.
Статья: Положение о районном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 10)При недостаточности указанных средств и целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций администрация муниципального района может обращаться в администрацию субъекта РФ с просьбой о выделении средств из целевого финансового резерва по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 10)При недостаточности указанных средств и целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций администрация муниципального района может обращаться в администрацию субъекта РФ с просьбой о выделении средств из целевого финансового резерва по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.