Реставрация объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Реставрация объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ предусмотрена обязанность собственника ОКН нести расходы на содержание данного объекта. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 227 "Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ"Таким образом оспариваемый отказ являлся законным и обоснованным, прав административного истца в той степени, как это предусмотрено статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не нарушил, поскольку в силу положения статей 40, 42, 43 Закону объектах культурного наследия он вправе осуществить такие виды работ, как сохранение объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля. В связи с этим, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции административный истец не лишен права как собственник нежилых помещений в объекте недвижимости, имеющем описанные выше ограничения, при соблюдении установленной законом процедуры, получить соответствующее разрешение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в Реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (абз. 3 п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в Реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (абз. 3 п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Вопрос: Какие реставрационные работы освобождаются от обложения НДС на территории РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Не облагаются НДС реставрационные работы, являющиеся частью работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в реестр, и выявленного объекта культурного наследия, проведенных по Закону N 73-ФЗ, а также являющиеся частью работ по сохранению культурных зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Не облагаются НДС реставрационные работы, являющиеся частью работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в реестр, и выявленного объекта культурного наследия, проведенных по Закону N 73-ФЗ, а также являющиеся частью работ по сохранению культурных зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"4. Работы по реконструкции, реставрации и ремонту памятников истории и культуры, состоящих на государственном учете, а также работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов в зонах охраны осуществляются в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"4. Работы по реконструкции, реставрации и ремонту памятников истории и культуры, состоящих на государственном учете, а также работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов в зонах охраны осуществляются в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией установлено, что предметом указанного государственного контракта является осуществление мероприятий по реставрации объекта недвижимого имущества, за исключением реконструкции с элементами реставрации, на объекте культурного наследия регионального значения "Здание Наркомзема, ныне Министерство сельского хозяйства СССР, 1928 - 1933 гг., арх. Щусев А.В.", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1, что подтверждает соответствие Победителя дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, о наличии опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией установлено, что предметом указанного государственного контракта является осуществление мероприятий по реставрации объекта недвижимого имущества, за исключением реконструкции с элементами реставрации, на объекте культурного наследия регионального значения "Здание Наркомзема, ныне Министерство сельского хозяйства СССР, 1928 - 1933 гг., арх. Щусев А.В.", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1, что подтверждает соответствие Победителя дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, о наличии опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по отдельным экономическим спорам (судебная практика)
(Бабкин А.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Компенсация арендатору стоимости ремонтно-реставрационных
(Бабкин А.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Компенсация арендатору стоимости ремонтно-реставрационных
Готовое решение: В каких случаях заключается контракт жизненного цикла по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ремонт, реставрация, консервация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за их проведением;
(КонсультантПлюс, 2025)ремонт, реставрация, консервация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за их проведением;
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...признал за налогоплательщиком право на вычет по спорным счетам-фактурам, указав, что Общество, приобретавшее у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования и получившее от этих подрядных организаций счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядные организации обязаны уплатить НДС в бюджет. В обоснование своей позиции Верховный Суд Российской Федерации сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 17-П. При этом Суд принял во внимание отсутствие в материалах дела доказательств направленности действий Общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды и тот факт, что получение указанной выгоды налоговый орган Обществу не вменял".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...признал за налогоплательщиком право на вычет по спорным счетам-фактурам, указав, что Общество, приобретавшее у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования и получившее от этих подрядных организаций счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядные организации обязаны уплатить НДС в бюджет. В обоснование своей позиции Верховный Суд Российской Федерации сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 17-П. При этом Суд принял во внимание отсутствие в материалах дела доказательств направленности действий Общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды и тот факт, что получение указанной выгоды налоговый орган Обществу не вменял".
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- на капитальный ремонт зданий, иных объектов недвижимого имущества и на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (недвижимого имущества), предусматривающих ремонт, реставрацию объектов культурного наследия, приспособление их для современного использования и включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- на капитальный ремонт зданий, иных объектов недвижимого имущества и на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (недвижимого имущества), предусматривающих ремонт, реставрацию объектов культурного наследия, приспособление их для современного использования и включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ;
Готовое решение: Какие расходы отражаются по коду вида расходов (КВР) 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества"
(КонсультантПлюс, 2025)реставрации имущества, если работы проводятся не в рамках реконструкции объекта. Как правило, такие работы по реставрации проводятся в отношении объектов культурного наследия.
(КонсультантПлюс, 2025)реставрации имущества, если работы проводятся не в рамках реконструкции объекта. Как правило, такие работы по реставрации проводятся в отношении объектов культурного наследия.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)4. Предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ <47>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)4. Предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ <47>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В самом общем виде об этих правилах говорится в п. 1 ст. 40 указанного Закона, согласно которому сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В самом общем виде об этих правилах говорится в п. 1 ст. 40 указанного Закона, согласно которому сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Вопрос: Об изменении первоначальной стоимости при проведении работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 28.03.2025 N 03-03-05/31033)Вопрос: Об изменении первоначальной стоимости при проведении работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 28.03.2025 N 03-03-05/31033)Вопрос: Об изменении первоначальной стоимости при проведении работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в целях налога на прибыль.