Решение об установлении сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об установлении сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФМожно обжаловать решение об установлении публичного сервитута, даже если он не зарегистрирован >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. Принятие решения об установлении сервитута
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. Принятие решения об установлении сервитута
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Установление публичного сервитута приводит к формированию специфического объекта земельных отношений, поскольку в границы сервитута включаются земельные участки, их части, а также части неразграниченных земель. Отсутствие у обременяемых земельных участков кадастровых номеров не является препятствием для принятия решения об установлении сервитута (ст. 39.43 ЗК РФ). По общему правилу для нужд сервитуария выделяется часть земельного участка, но для линейных сооружений формируется пространство, которое по своим характеристикам отличается от других видов объектов земельных отношений, в том числе участков и их частей, поэтому указанное пространство именуется территорией, обременяемой публичным сервитутом. Сведения о границах данной территории согласно ст. 5 Закона "О государственной регистрации недвижимости" подлежат внесению в ЕГРН и именуются границами публичного сервитута, который вступает в силу (считается установленным) с момента государственной регистрации (ст. 39.43 ЗК РФ), и с этого же момента сервитуарий (правообладатель линейного объекта) приобретает ограниченное вещное право пользования указанной территорией.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Установление публичного сервитута приводит к формированию специфического объекта земельных отношений, поскольку в границы сервитута включаются земельные участки, их части, а также части неразграниченных земель. Отсутствие у обременяемых земельных участков кадастровых номеров не является препятствием для принятия решения об установлении сервитута (ст. 39.43 ЗК РФ). По общему правилу для нужд сервитуария выделяется часть земельного участка, но для линейных сооружений формируется пространство, которое по своим характеристикам отличается от других видов объектов земельных отношений, в том числе участков и их частей, поэтому указанное пространство именуется территорией, обременяемой публичным сервитутом. Сведения о границах данной территории согласно ст. 5 Закона "О государственной регистрации недвижимости" подлежат внесению в ЕГРН и именуются границами публичного сервитута, который вступает в силу (считается установленным) с момента государственной регистрации (ст. 39.43 ЗК РФ), и с этого же момента сервитуарий (правообладатель линейного объекта) приобретает ограниченное вещное право пользования указанной территорией.
Готовое решение: Нужно ли регистрировать публичный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь правообладателем земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, то для внесения сведений о нем в ЕГРН ваше обращение не требуется. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (решением утверждаются границы публичного сервитута, сведения о границах прилагаются к решению) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, обязан, в частности, направить в Росреестр решение и описание местоположения границ публичного сервитута (п. п. 5, 7 ст. 39.43 ЗК РФ, п. 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь правообладателем земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, то для внесения сведений о нем в ЕГРН ваше обращение не требуется. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (решением утверждаются границы публичного сервитута, сведения о границах прилагаются к решению) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, обязан, в частности, направить в Росреестр решение и описание местоположения границ публичного сервитута (п. п. 5, 7 ст. 39.43 ЗК РФ, п. 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 31.12.2033 включительно публичные сервитуты могут устанавливаться также для строительства и реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры. Решение об установлении таких сервитутов принимают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры (ч. 1, 5, 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ; ст. 19 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 31.12.2033 включительно публичные сервитуты могут устанавливаться также для строительства и реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры. Решение об установлении таких сервитутов принимают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры (ч. 1, 5, 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ; ст. 19 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р).
Ситуация: Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае удовлетворения иска об установлении сервитута решение суда должно содержать все условия, на которых он устанавливается, в том числе сведения о земельном участке, обремененном сервитутом, содержание сервитута, его вид, сферу действия, срок, условия о плате (при наличии соответствующих оснований) и иные необходимые условия (п. п. 10, 12 Обзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае удовлетворения иска об установлении сервитута решение суда должно содержать все условия, на которых он устанавливается, в том числе сведения о земельном участке, обремененном сервитутом, содержание сервитута, его вид, сферу действия, срок, условия о плате (при наличии соответствующих оснований) и иные необходимые условия (п. п. 10, 12 Обзора).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учет, регистрация права собственности, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учет, регистрация права собственности, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута).
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс), в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута" - указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих или удостоверяющих право лица, от имени которого подается декларация, на земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен регистрируемый объект недвижимости (например, право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс), в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута" - указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих или удостоверяющих право лица, от имени которого подается декларация, на земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен регистрируемый объект недвижимости (например, право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Согласно ч. 10 комментируемой статьи основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) являются разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Согласно ч. 10 комментируемой статьи основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) являются разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.