Решение об установлении публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об установлении публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФМожно обжаловать решение об установлении публичного сервитута, даже если он не зарегистрирован >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Росавтодор устанавливает сервитут, в частности (пп. 5.4(16) Положения о Федеральном дорожном агентстве):
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Росавтодор устанавливает сервитут, в частности (пп. 5.4(16) Положения о Федеральном дорожном агентстве):
Готовое решение: Нужно ли регистрировать публичный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь правообладателем земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, то для внесения сведений о нем в ЕГРН ваше обращение не требуется. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (решением утверждаются границы публичного сервитута, сведения о границах прилагаются к решению) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, обязан, в частности, направить в Росреестр решение и описание местоположения границ публичного сервитута (п. п. 5, 7 ст. 39.43 ЗК РФ, п. 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь правообладателем земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, то для внесения сведений о нем в ЕГРН ваше обращение не требуется. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (решением утверждаются границы публичного сервитута, сведения о границах прилагаются к решению) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, обязан, в частности, направить в Росреестр решение и описание местоположения границ публичного сервитута (п. п. 5, 7 ст. 39.43 ЗК РФ, п. 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<10> За исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<10> За исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде.
Готовое решение: Как застройщику зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства
(КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающий документ на земельный участок (в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута). Такой документ не нужен, если право на участок зарегистрировано в ЕГРН. Если для размещения объекта предоставление участка или установление сервитута не требуется, то нужно представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта;
(КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающий документ на земельный участок (в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута). Такой документ не нужен, если право на участок зарегистрировано в ЕГРН. Если для размещения объекта предоставление участка или установление сервитута не требуется, то нужно представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)В силу пункта 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается посредством принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. При этом из содержания указанного пункта следует, что решение об установлении публичного сервитута принимается исключительно в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)В силу пункта 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается посредством принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. При этом из содержания указанного пункта следует, что решение об установлении публичного сервитута принимается исключительно в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Ряд изменений внесен и в ст. 39.38 ЗК РФ, посвященную органам, принимающим решение об установлении публичного сервитута. Не перечисляя все новеллы, ряд из которых носит характер уточнений, заметим, что практически впервые нормативно учтена возможность размещения линейных объектов связи на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Такие решения отнесены к компетенции уполномоченных федеральных органов власти (подп. 1).
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Ряд изменений внесен и в ст. 39.38 ЗК РФ, посвященную органам, принимающим решение об установлении публичного сервитута. Не перечисляя все новеллы, ряд из которых носит характер уточнений, заметим, что практически впервые нормативно учтена возможность размещения линейных объектов связи на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Такие решения отнесены к компетенции уполномоченных федеральных органов власти (подп. 1).
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 6 ч. 6 комментируемой статьи говорится о том, что в реестр границ вносятся сведения о наименовании исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 6 ч. 6 комментируемой статьи говорится о том, что в реестр границ вносятся сведения о наименовании исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Так, принятию решения об установлении публичного сервитута для отдельных целей уполномоченным органом предшествует ряд стадий, одной из которых согласно ст. 39.39 ЗК РФ является ходатайство организации-заявителя, перечень которых закреплен в ст. 39.40 ЗК РФ.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Так, принятию решения об установлении публичного сервитута для отдельных целей уполномоченным органом предшествует ряд стадий, одной из которых согласно ст. 39.39 ЗК РФ является ходатайство организации-заявителя, перечень которых закреплен в ст. 39.40 ЗК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В абзаце 1 п. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В абзаце 1 п. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.