Решение о приостановлении выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о приостановлении выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция приняла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения в части включения 2020 года в проверяемый период, поскольку решение о проведении проверки было вынесено 28.12.2023, а реальные контрольные мероприятия были начаты только в 2024 году. Суд отказал в удовлетворении требований, отметив, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют объем контрольных мероприятий. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа в рамках проверки. Суд отметил, что налоговым органом проводились мероприятия налогового контроля в течение всего года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, в том числе 29.12.2023 налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки в связи с необходимостью истребовать документы в соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, 28.12.2023 направлено поручение об истребовании документов (информации). Поскольку инспекция учла требования, установленные п. п. 2, 4, 5 ст. 89 НК РФ (проверяемый период - не более трех лет, не более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, не более двух выездных проверок в течение календарного года), суд признал правомерным включение 2020 года в проверяемый период.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция приняла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения в части включения 2020 года в проверяемый период, поскольку решение о проведении проверки было вынесено 28.12.2023, а реальные контрольные мероприятия были начаты только в 2024 году. Суд отказал в удовлетворении требований, отметив, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют объем контрольных мероприятий. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа в рамках проверки. Суд отметил, что налоговым органом проводились мероприятия налогового контроля в течение всего года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, в том числе 29.12.2023 налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки в связи с необходимостью истребовать документы в соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, 28.12.2023 направлено поручение об истребовании документов (информации). Поскольку инспекция учла требования, установленные п. п. 2, 4, 5 ст. 89 НК РФ (проверяемый период - не более трех лет, не более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, не более двух выездных проверок в течение календарного года), суд признал правомерным включение 2020 года в проверяемый период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам16.4. ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Нормативные акты
показать больше документов"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Впрочем, налоговые органы здесь не видят никакой проблемы, исчисляя сроки проверки и сроки приостановления исходя из 30 календарных дней в месяце. Отчасти это подтверждается практикой налоговых органов. Например, у нас на руках есть решение о приостановлении, датированное 30 декабря 2014 г., и решение о возобновлении от 12 января 2015 г. (первого рабочего дня после праздничных дней). Конечно же, приостановка мотивирована необходимостью истребования документов, которая состоялась ранее, однако на самом деле это просто способ исключить из срока проверки календарные дни, приходящиеся на праздники. Это также подтверждалось тем, что в день возобновления - 12 января 2015 г. никаких документов не поступило, и было очевидно, что их никто не будет собирать в праздничные дни. В соответствии с ч. 3 ст. 93 и ст. 6.1 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. Очевидно, что приостановка имела целью продлить сроки проверки за счет исключения из срока ее проведения праздничных дней. Впрочем, это лишь один частный случай нарушения требований Налогового кодекса РФ при принятии решений о приостановлении выездных налоговых проверок.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Впрочем, налоговые органы здесь не видят никакой проблемы, исчисляя сроки проверки и сроки приостановления исходя из 30 календарных дней в месяце. Отчасти это подтверждается практикой налоговых органов. Например, у нас на руках есть решение о приостановлении, датированное 30 декабря 2014 г., и решение о возобновлении от 12 января 2015 г. (первого рабочего дня после праздничных дней). Конечно же, приостановка мотивирована необходимостью истребования документов, которая состоялась ранее, однако на самом деле это просто способ исключить из срока проверки календарные дни, приходящиеся на праздники. Это также подтверждалось тем, что в день возобновления - 12 января 2015 г. никаких документов не поступило, и было очевидно, что их никто не будет собирать в праздничные дни. В соответствии с ч. 3 ст. 93 и ст. 6.1 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. Очевидно, что приостановка имела целью продлить сроки проверки за счет исключения из срока ее проведения праздничных дней. Впрочем, это лишь один частный случай нарушения требований Налогового кодекса РФ при принятии решений о приостановлении выездных налоговых проверок.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Кроме того, перенос (как приостановление и отмена) сроков выездной налоговой проверки, решение о которой, как указывалось выше, принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании критериев, предусмотренных Концепцией, возможен в отношении всех фискальнообязанных лиц, в противном случае будет нарушен принцип равенства налогообложения. В этой связи нельзя не согласиться с позицией Е.Н. Абрамовой и А.А. Рудого, которые отмечают, что по смыслу законодательства "...установление сроков проверки (если учесть еще и предоставление в определенных случаях контролирующему органу дискреции их продлевать (см., например, п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 89 НК РФ)) нацелено на защиту законных ожиданий налогоплательщика в отношении продолжительности контрольных мероприятий и выступает гарантией его прав от необоснованно длительной проверки и от сопряженных с этим злоупотреблений со стороны налоговых органов" <10>.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Кроме того, перенос (как приостановление и отмена) сроков выездной налоговой проверки, решение о которой, как указывалось выше, принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании критериев, предусмотренных Концепцией, возможен в отношении всех фискальнообязанных лиц, в противном случае будет нарушен принцип равенства налогообложения. В этой связи нельзя не согласиться с позицией Е.Н. Абрамовой и А.А. Рудого, которые отмечают, что по смыслу законодательства "...установление сроков проверки (если учесть еще и предоставление в определенных случаях контролирующему органу дискреции их продлевать (см., например, п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 89 НК РФ)) нацелено на защиту законных ожиданий налогоплательщика в отношении продолжительности контрольных мероприятий и выступает гарантией его прав от необоснованно длительной проверки и от сопряженных с этим злоупотреблений со стороны налоговых органов" <10>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)При этом принятое решение не повлекло за собой возникновение каких-либо конкретных негативных последствий для налогоплательщика. Следовательно, вынесенное налоговым органом решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки является законным (Постановление АС ВСО от 17.10.2023 N Ф02-5601/2023 по делу N А33-19356/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)При этом принятое решение не повлекло за собой возникновение каких-либо конкретных негативных последствий для налогоплательщика. Следовательно, вынесенное налоговым органом решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки является законным (Постановление АС ВСО от 17.10.2023 N Ф02-5601/2023 по делу N А33-19356/2022).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, решение о приостановлении выездной налоговой проверки незаконно, т.к. у ИФНС на момент его принятия имелись все необходимые документы для вынесения решения по итогам проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, решение о приостановлении выездной налоговой проверки незаконно, т.к. у ИФНС на момент его принятия имелись все необходимые документы для вынесения решения по итогам проверки.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
Последние изменения: Выездная налоговая проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый кодекс РФ не предусматривает вынесение решения о приостановлении выездной налоговой проверки после составления справки о проведенной проверке.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый кодекс РФ не предусматривает вынесение решения о приостановлении выездной налоговой проверки после составления справки о проведенной проверке.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
Статья: Финансово-правовые меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях санкций
(Гуркин А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Следует отметить, что отдельные меры поддержки в налоговой сфере принимаются и налоговыми органами самостоятельно даже при отсутствии соответствующих положений, закрепленных в налоговом законодательстве. В частности, ФНС России было принято решение о приостановлении с 9 марта 2022 г. инициирования банкротства должников. Как отмечено на официальном сайте ФНС России <5>, указанная мера введена "в целях снижения угроз банкротства в связи с введением иностранными государствами ограничительных мер", при этом приоритетом в работе налоговых органов должно стать "содействие реструктуризации задолженности", будут применяться "все предусмотренные законодательством процедуры рассрочек и мировых соглашений", и "будут вырабатываться решения, направленные на сохранение бизнеса". Другой инициативой фискальных органов стало решение о приостановлении выездных налоговых проверок до 3 марта 2025 г. в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Соответствующая информация была анонсирована письмом Минфина России от 18 марта 2022 г. N 03-02-06/21331 <6> (не является нормативным правовым актом).
(Гуркин А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Следует отметить, что отдельные меры поддержки в налоговой сфере принимаются и налоговыми органами самостоятельно даже при отсутствии соответствующих положений, закрепленных в налоговом законодательстве. В частности, ФНС России было принято решение о приостановлении с 9 марта 2022 г. инициирования банкротства должников. Как отмечено на официальном сайте ФНС России <5>, указанная мера введена "в целях снижения угроз банкротства в связи с введением иностранными государствами ограничительных мер", при этом приоритетом в работе налоговых органов должно стать "содействие реструктуризации задолженности", будут применяться "все предусмотренные законодательством процедуры рассрочек и мировых соглашений", и "будут вырабатываться решения, направленные на сохранение бизнеса". Другой инициативой фискальных органов стало решение о приостановлении выездных налоговых проверок до 3 марта 2025 г. в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Соответствующая информация была анонсирована письмом Минфина России от 18 марта 2022 г. N 03-02-06/21331 <6> (не является нормативным правовым актом).
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- приостановление вынесения решений о назначении выездных налоговых проверок;
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- приостановление вынесения решений о назначении выездных налоговых проверок;
Статья: Решение о проведении выездной налоговой проверки: арбитражная практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Решением ИФНС от 28.12.2021 в отношении организации была назначена выездная налоговая проверка за 2018 год. А на следующий день - 29 декабря - контролеры, руководствуясь нормой пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, вынесли решение о приостановлении выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) у контрагентов организации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Решением ИФНС от 28.12.2021 в отношении организации была назначена выездная налоговая проверка за 2018 год. А на следующий день - 29 декабря - контролеры, руководствуясь нормой пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, вынесли решение о приостановлении выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) у контрагентов организации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.