Решение налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности суммы налогов, уплаченные элементами схемы "дробления бизнеса" в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размеров налогов по общей системе налогообложения, а также при расчете пеней и штрафов, доначисляемых решением по налоговой проверке налогоплательщику - организатору такой схемы, наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности суммы налогов, уплаченные элементами схемы "дробления бизнеса" в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размеров налогов по общей системе налогообложения, а также при расчете пеней и штрафов, доначисляемых решением по налоговой проверке налогоплательщику - организатору такой схемы, наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Как оформляют решение по результатам выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Как оформляют решение по результатам выездной налоговой проверки
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамГЛАВА 23. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Статья: Законность следующих друг за другом выездных налоговых проверок
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Правомерно ли назначение новой выездной налоговой проверки, если решение по предыдущей выездной проверке еще не вступило в силу? С этим вопросом разобрался АС Поволжского округа в Постановлении от 10.10.2023 N Ф06-8471/2023 по делу N А72-13736/2022.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Правомерно ли назначение новой выездной налоговой проверки, если решение по предыдущей выездной проверке еще не вступило в силу? С этим вопросом разобрался АС Поволжского округа в Постановлении от 10.10.2023 N Ф06-8471/2023 по делу N А72-13736/2022.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Проблема соблюдения налоговыми органами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), отчасти обусловлена законодательством, которое, установив различные сроки, не закрепило правовых последствий их несоблюдения налоговыми органами. Усугублена она и судебной практикой, не признававшей несоблюдение сроков безусловным основанием для отмены ненормативных актов налоговых органов. Более того, утверждалось, что нарушение сроков осуществляется в интересах налогоплательщиков: "с точки зрения судов, растянувшееся на долгое время принятие финального решения по проверке не нарушает, а, наоборот, защищает права налогоплательщиков: налоговый орган может наиболее полно изучить материалы проверки и вынести максимально обоснованное решение" <1>, а 16-месячное рассмотрение материалов проверки оправдывается необходимостью обеспечить права и законные интересы налогоплательщика <2>. В письме ФНС России от 10.01.2019 N ЕД-4-2/55 "О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации" нижестоящим налоговым органам было указано "на необходимость строгого соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных НК РФ для проведения налоговых проверок, оформления их результатов, а также для рассмотрения дел о налоговых правонарушениях". Одновременно было обращено внимание на то, что "сформировалась судебная практика, согласно которой нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотрена Кодексом, не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные Кодексом в отношении процедур принудительного взыскания задолженности...".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Проблема соблюдения налоговыми органами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), отчасти обусловлена законодательством, которое, установив различные сроки, не закрепило правовых последствий их несоблюдения налоговыми органами. Усугублена она и судебной практикой, не признававшей несоблюдение сроков безусловным основанием для отмены ненормативных актов налоговых органов. Более того, утверждалось, что нарушение сроков осуществляется в интересах налогоплательщиков: "с точки зрения судов, растянувшееся на долгое время принятие финального решения по проверке не нарушает, а, наоборот, защищает права налогоплательщиков: налоговый орган может наиболее полно изучить материалы проверки и вынести максимально обоснованное решение" <1>, а 16-месячное рассмотрение материалов проверки оправдывается необходимостью обеспечить права и законные интересы налогоплательщика <2>. В письме ФНС России от 10.01.2019 N ЕД-4-2/55 "О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации" нижестоящим налоговым органам было указано "на необходимость строгого соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных НК РФ для проведения налоговых проверок, оформления их результатов, а также для рассмотрения дел о налоговых правонарушениях". Одновременно было обращено внимание на то, что "сформировалась судебная практика, согласно которой нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотрена Кодексом, не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные Кодексом в отношении процедур принудительного взыскания задолженности...".
Статья: Решение о проведении выездной налоговой проверки: арбитражная практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ:
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ:
Готовое решение: Решение о проведении выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке принимают решение о проведении выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке принимают решение о проведении выездной налоговой проверки
Статья: Влияние обеспечительных мер в арбитражном процессе на направление материалов налоговых проверок в следственные органы
(Александров А.Р.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<6> Кириллов Д.А. Предупреждение о признаках преступления в решении по итогам налоговой проверки // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11. N 4. С. 110 - 115.
(Александров А.Р.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)<6> Кириллов Д.А. Предупреждение о признаках преступления в решении по итогам налоговой проверки // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11. N 4. С. 110 - 115.