Рекультивация отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекультивация отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Требования к объектам размещения отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""По смыслу пункта 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ восстановление нарушенных объектами размещения отходов земель (рекультивация) проводится только после окончания эксплуатации этих объектов."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Состязательность" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)По результатам проверки установлено загрязнение почвы нефтепродуктами на лесном участке, право государственной собственности на который не разграничено. Ранее участок был передан лесничеством в аренду обществу для проведения микробиологической рекультивации и обезвреживания твердых нефтесодержащих отходов, но в 2017 году общество прекратило свою деятельность.
(Арбитражный суд Уральского округа)По результатам проверки установлено загрязнение почвы нефтепродуктами на лесном участке, право государственной собственности на который не разграничено. Ранее участок был передан лесничеством в аренду обществу для проведения микробиологической рекультивации и обезвреживания твердых нефтесодержащих отходов, но в 2017 году общество прекратило свою деятельность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)II. Особенности рекультивации земель
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)II. Особенности рекультивации земель
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в Требованиях по обращению с ТКО, в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), в частности:
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 46.1. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель с использованием вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 46.1. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель с использованием вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 502; к таковым относятся случаи, когда проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 502; к таковым относятся случаи, когда проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 указанного Постановления указано, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в ней перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня), подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 указанного Постановления указано, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в ней перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня), подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, в эти затраты включаются оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывоза и захоронения отходов производства и потребления). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль) в области охраны окружающей среды.
(КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, в эти затраты включаются оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывоза и захоронения отходов производства и потребления). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль) в области охраны окружающей среды.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-ОС за 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, в эти затраты включаются оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывоза и захоронения отходов производства и потребления). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль) в области охраны окружающей среды.
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, в эти затраты включаются оплата труда и социальные выплаты при проведении других средозащитных мероприятий (рекультивации нарушенных земель, вывоза и захоронения отходов производства и потребления). В данном показателе также отражается оплата труда работников заводских лабораторий, осуществляющих мониторинг (контрольные замеры, учет, контроль) в области охраны окружающей среды.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
Статья: Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<17> См.: Ученые призывают не торопиться с выделением средств на рекультивацию отходов БЦБК. URL: https://tass.ru/sibir-news/2625499 (дата обращения: 29.10.2021).
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<17> См.: Ученые призывают не торопиться с выделением средств на рекультивацию отходов БЦБК. URL: https://tass.ru/sibir-news/2625499 (дата обращения: 29.10.2021).
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (п. 3 Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 31.03.2025 N 158 (далее - Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности)). Так, например, к промышленным отходам III - IV классов опасности, принимаемым в ограниченных количествах и складируемым с соблюдением особых условий, могут быть отнесены активированный уголь производства витамина B-6, ацетобутилацетат целлюлозы отходы, древесные и опилочно-стружечные отходы, лоскут хромовый, невозвратная деревянная и бумажная тара, обрезь кожезаменителей, отбельная земля (Приложение 11 к Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (п. 3 Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 31.03.2025 N 158 (далее - Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности)). Так, например, к промышленным отходам III - IV классов опасности, принимаемым в ограниченных количествах и складируемым с соблюдением особых условий, могут быть отнесены активированный уголь производства витамина B-6, ацетобутилацетат целлюлозы отходы, древесные и опилочно-стружечные отходы, лоскут хромовый, невозвратная деревянная и бумажная тара, обрезь кожезаменителей, отбельная земля (Приложение 11 к Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996).