Рекультивация месторождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекультивация месторождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, рабочий проект разработки и рекультивации месторождения ПГС не содержит информацию о соответствии непосредственно добытой ПГС требованиям ГОСТ. Природная ПГС, добываемая на месторождении, не соответствует требованиям ГОСТ и не может быть использована в природном виде для строительных работ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, рабочий проект разработки и рекультивации месторождения ПГС не содержит информацию о соответствии непосредственно добытой ПГС требованиям ГОСТ. Природная ПГС, добываемая на месторождении, не соответствует требованиям ГОСТ и не может быть использована в природном виде для строительных работ.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Гражданин, Должностное лицо, орган власти) обжалует привлечение к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Гражданин, Должностное лицо) не выполнила работы по рекультивации земель при разработке месторождения полезных ископаемых (например, не создан рыбоводческий пруд на месте карьера по добыче строительной глины)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Гражданин, Должностное лицо) не выполнила работы по рекультивации земель при разработке месторождения полезных ископаемых (например, не создан рыбоводческий пруд на месте карьера по добыче строительной глины)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какие полезные свойства недр подлежат правовой охране?
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)При этом если мы говорим о месторождениях полезных ископаемых, то эта полезность недр носит невозобновляемый и исчерпаемый характер. Это своего рода "материнский" капитал человеческой цивилизации. И в арсенале хозяйственной деятельности человека отсутствует позитивное воздействие на недра, носящее восстановительный характер. Не существует "рекультивации" опустошенных месторождений. И уж тем более не является восстановлением свойств недр толкование в таком контексте термина "воспроизводство минерально-сырьевой базы". Нет в хозяйственной деятельности человека такого направления, как недровосстановление. Соответственно, когда речь идет о восстановлении полезностей недр, о возмещении причиненного недрам вреда, то имеется в виду компенсация понесенных убытков либо возмещение неполученной прибыли государства и иных хозяйствующих субъектов.
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)При этом если мы говорим о месторождениях полезных ископаемых, то эта полезность недр носит невозобновляемый и исчерпаемый характер. Это своего рода "материнский" капитал человеческой цивилизации. И в арсенале хозяйственной деятельности человека отсутствует позитивное воздействие на недра, носящее восстановительный характер. Не существует "рекультивации" опустошенных месторождений. И уж тем более не является восстановлением свойств недр толкование в таком контексте термина "воспроизводство минерально-сырьевой базы". Нет в хозяйственной деятельности человека такого направления, как недровосстановление. Соответственно, когда речь идет о восстановлении полезностей недр, о возмещении причиненного недрам вреда, то имеется в виду компенсация понесенных убытков либо возмещение неполученной прибыли государства и иных хозяйствующих субъектов.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Правовые предписания ст. 23.4, 23.5 Закона о недрах закрепляют право на добычу полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород. В ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность использования вскрышных и вмещающих горных пород для собственных нужд недропользователя, а также путем их отчуждения иным лицам. Однако при разработке основного месторождения возможно их образование в объемах, превышающих данные потребности пользователя недр. Помимо этого, пользователь недр может быть вообще не заинтересован в использовании соответствующих объектов. В большинстве подобных случаев хозяйствующие субъекты вносят указанные отходы недропользования в реестр отходов производства, перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую природную среду и в дальнейшем после отработки основного месторождения осуществляют рекультивацию данного участка недр. При этом во вскрышных и вмещающих породах могут содержаться ОПИ, необходимые для строительства, ремонта или реконструкции автодорог, нефтегазопроводов, инфраструктурных и иных объектов, в отношении которых рассматриваемыми специальными субъектами осуществляются подрядные работы.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Правовые предписания ст. 23.4, 23.5 Закона о недрах закрепляют право на добычу полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород. В ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность использования вскрышных и вмещающих горных пород для собственных нужд недропользователя, а также путем их отчуждения иным лицам. Однако при разработке основного месторождения возможно их образование в объемах, превышающих данные потребности пользователя недр. Помимо этого, пользователь недр может быть вообще не заинтересован в использовании соответствующих объектов. В большинстве подобных случаев хозяйствующие субъекты вносят указанные отходы недропользования в реестр отходов производства, перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую природную среду и в дальнейшем после отработки основного месторождения осуществляют рекультивацию данного участка недр. При этом во вскрышных и вмещающих породах могут содержаться ОПИ, необходимые для строительства, ремонта или реконструкции автодорог, нефтегазопроводов, инфраструктурных и иных объектов, в отношении которых рассматриваемыми специальными субъектами осуществляются подрядные работы.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -
"ИТС 16-2023. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы"
(утв. Приказом Росстандарта от 05.12.2023 N 2609)НДТ 5.9.1 Текущая рекультивация нарушенных земель в процессе отработки месторождений полезных ископаемых
(утв. Приказом Росстандарта от 05.12.2023 N 2609)НДТ 5.9.1 Текущая рекультивация нарушенных земель в процессе отработки месторождений полезных ископаемых
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поэтому необоснованно на стадии перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для целей добычи полезных ископаемых требовать проведения государственной экологической экспертизы по п. 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" проекта рекультивации земель, которые будут нарушены в будущем разработкой месторождения полезных ископаемых. На стадии перевода земель из одной категории в другую объект рекультивации в понимании Правил N 800 (земли, нарушенные в результате хозяйственной и иной деятельности) будет отсутствовать.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поэтому необоснованно на стадии перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для целей добычи полезных ископаемых требовать проведения государственной экологической экспертизы по п. 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" проекта рекультивации земель, которые будут нарушены в будущем разработкой месторождения полезных ископаемых. На стадии перевода земель из одной категории в другую объект рекультивации в понимании Правил N 800 (земли, нарушенные в результате хозяйственной и иной деятельности) будет отсутствовать.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Таким образом, в этой части обеспечение права недропользователя на необходимый ему земельный участок не столь исчерпывающе и однозначно, поскольку в статье 39.16 ЗК РФ такое основание для отказа в предоставлении земельного участка любому другому лицу, как инициация процедуры его перевода в другую категорию, не предусмотрено. Что касается рекультивации, то в пункте 2 статьи 39.8 ЗК РФ указано на необходимость предусмотреть проведение работ по рекультивации, а не утвердить его проект. Кроме того, в пункте 14 части 1 статьи 12 Закона РФ "О недрах" также указывается на то, что в лицензии на пользование недрами должны быть указаны сроки подготовки проекта рекультивации земель. Таким образом, в контексте законодательства о недрах проектирование рекультивации земель осуществляется на последних этапах разработки месторождения полезных ископаемых наряду с проектированием ликвидации и консервации горных выработок. И этому имеется справедливое объяснение. Как отмечает Р.О. Шамордин, "добыча полезных ископаемых осуществляется недропользователями многими десятилетиями. В течение столь продолжительного срока заранее спроектированные методы и технологии рекультивации станут неэффективными, а окончательное расположение горных выработок на участке недр, в соответствии с фактическим залеганием запасов полезных ископаемых, станет понятным только на более поздних стадиях разработки месторождения. Составление проекта рекультивации земель перед началом работ, связанных с пользованием недрами, при их высокой продолжительности может привести к финансовым и темпоральным издержкам горнодобывающего предприятия" [4].
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Таким образом, в этой части обеспечение права недропользователя на необходимый ему земельный участок не столь исчерпывающе и однозначно, поскольку в статье 39.16 ЗК РФ такое основание для отказа в предоставлении земельного участка любому другому лицу, как инициация процедуры его перевода в другую категорию, не предусмотрено. Что касается рекультивации, то в пункте 2 статьи 39.8 ЗК РФ указано на необходимость предусмотреть проведение работ по рекультивации, а не утвердить его проект. Кроме того, в пункте 14 части 1 статьи 12 Закона РФ "О недрах" также указывается на то, что в лицензии на пользование недрами должны быть указаны сроки подготовки проекта рекультивации земель. Таким образом, в контексте законодательства о недрах проектирование рекультивации земель осуществляется на последних этапах разработки месторождения полезных ископаемых наряду с проектированием ликвидации и консервации горных выработок. И этому имеется справедливое объяснение. Как отмечает Р.О. Шамордин, "добыча полезных ископаемых осуществляется недропользователями многими десятилетиями. В течение столь продолжительного срока заранее спроектированные методы и технологии рекультивации станут неэффективными, а окончательное расположение горных выработок на участке недр, в соответствии с фактическим залеганием запасов полезных ископаемых, станет понятным только на более поздних стадиях разработки месторождения. Составление проекта рекультивации земель перед началом работ, связанных с пользованием недрами, при их высокой продолжительности может привести к финансовым и темпоральным издержкам горнодобывающего предприятия" [4].
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Оспариваемые законоположения, предусматривая привлечение к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, получившим право на добычу полезных ископаемых, за нарушение (снятие и перемещение) плодородного слоя почвы на этом участке до его перевода в другую категорию, допускающую снятие плодородного слоя, предполагают разрешение вопроса о возмещении вреда с учетом фактических обстоятельств дела, включая наличие оснований для возложения на привлекаемое к ответственности лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды исходя из категории (разрешенного вида использования) земельного участка, оценку соответствия действий этого лица объему обязанностей, установленных техническим проектом разработки месторождения и проектом рекультивации, и др.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Оспариваемые законоположения, предусматривая привлечение к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, получившим право на добычу полезных ископаемых, за нарушение (снятие и перемещение) плодородного слоя почвы на этом участке до его перевода в другую категорию, допускающую снятие плодородного слоя, предполагают разрешение вопроса о возмещении вреда с учетом фактических обстоятельств дела, включая наличие оснований для возложения на привлекаемое к ответственности лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды исходя из категории (разрешенного вида использования) земельного участка, оценку соответствия действий этого лица объему обязанностей, установленных техническим проектом разработки месторождения и проектом рекультивации, и др.