Реклама введение в заблуждение
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама введение в заблуждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)банк распространял рекламу услуг по кредитованию, содержащую информацию о процентных ставках, через СМС-сообщения с указанием неполных сведений об условиях предоставления кредита, что искажало смысл рекламы и способствовало введению в заблуждение потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)банк распространял рекламу услуг по кредитованию, содержащую информацию о процентных ставках, через СМС-сообщения с указанием неполных сведений об условиях предоставления кредита, что искажало смысл рекламы и способствовало введению в заблуждение потребителей
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФОтсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Недобросовестная реклама путем введения в заблуждение
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Недобросовестная реклама путем введения в заблуждение
Статья: Введение в заблуждение как вид недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием информации
(Заглядина Я.А.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Таким образом, недобросовестная конкуренция в виде введения в заблуждение должна соответствовать общим признакам недобросовестной конкуренции, содержащимся в п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, а также специальным положениям ст. 14.2 данного Закона. В последнее время данный вид недобросовестной конкуренции получил распространение не только на традиционных товарных и финансовых рынках, но также в сфере закупок посредством предоставления недостоверных сведений с целью победы в закупках. Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение также сопряжена с видами недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности (ст. ст. 14.5, 14.6 Закона о защите конкуренции). Значительное число нарушений также осуществляется посредством недостоверной рекламы. Представляется, что введение в заблуждение имеет место не только в результате действий, но и бездействия в случаях непредоставления информации, необходимой для принятия разумного решения участником рынка.
(Заглядина Я.А.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Таким образом, недобросовестная конкуренция в виде введения в заблуждение должна соответствовать общим признакам недобросовестной конкуренции, содержащимся в п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, а также специальным положениям ст. 14.2 данного Закона. В последнее время данный вид недобросовестной конкуренции получил распространение не только на традиционных товарных и финансовых рынках, но также в сфере закупок посредством предоставления недостоверных сведений с целью победы в закупках. Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение также сопряжена с видами недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности (ст. ст. 14.5, 14.6 Закона о защите конкуренции). Значительное число нарушений также осуществляется посредством недостоверной рекламы. Представляется, что введение в заблуждение имеет место не только в результате действий, но и бездействия в случаях непредоставления информации, необходимой для принятия разумного решения участником рынка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Приказ ФАС России от 28.12.2023 N 1079/23
"Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы"
(вместе с "Руководством по соблюдению обязательных требований "Требования к рекламе отдельных видов товаров (алкогольная продукция, лекарственные средства, биологически активные добавки)", "Руководством по отдельным вопросам применения обязательных общих требований, предъявляемых к рекламе")X. О недопущении введения потребителей рекламы в заблуждение
"Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы"
(вместе с "Руководством по соблюдению обязательных требований "Требования к рекламе отдельных видов товаров (алкогольная продукция, лекарственные средства, биологически активные добавки)", "Руководством по отдельным вопросам применения обязательных общих требований, предъявляемых к рекламе")X. О недопущении введения потребителей рекламы в заблуждение
Статья: Биологически активные добавки (БАД)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом из рекламы, содержащей несколько объектов рекламирования, должно четко следовать, что вышеуказанное предупреждение относится к такому объекту рекламирования (биологически активной добавке), в отношении которого ст. 25 Закона о рекламе установлены специальное требование и ограничение во избежание введения потребителя рекламы в заблуждение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом из рекламы, содержащей несколько объектов рекламирования, должно четко следовать, что вышеуказанное предупреждение относится к такому объекту рекламирования (биологически активной добавке), в отношении которого ст. 25 Закона о рекламе установлены специальное требование и ограничение во избежание введения потребителя рекламы в заблуждение.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Самое главное условие - нельзя рекламировать строящийся объект как готовый. Этим вы введете в заблуждение пользователей рекламы. Иными словами, нельзя писать о продаже квартир, если многоквартирный дом еще не построен.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Самое главное условие - нельзя рекламировать строящийся объект как готовый. Этим вы введете в заблуждение пользователей рекламы. Иными словами, нельзя писать о продаже квартир, если многоквартирный дом еще не построен.
Статья: Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Статья посвящена проблеме недобросовестной конкуренции в строительной отрасли посредством использования гринвошинга. Актуальность темы исследования напрямую связана с проблематикой использования в рекламе данного механизма введения потребителя в заблуждение, затрагивающей важные социальные, экономические и экологические проблемы. Авторами приводятся распространенные понятия термина "гринвошинг", рассматриваются правовые позиции различных государственных органов относительно данного явления, сформулированы основные принципы. В исследовании рассуждается о причинах распространения гринвошинга, включая стремление компаний повысить свою репутацию и привлечь клиентов, готовых платить больше за якобы "зеленые" решения. Особое внимание уделяется последствиям гринвошинга для потребителей, которые могут быть обмануты и вынуждены переплачивать за продукцию, не соответствующую заявленным характеристикам. Рассматриваются также правовые аспекты борьбы с этим явлением, включая существующие законодательные нормы и инициативы по введению дополнительных мер контроля. В заключение авторы предлагают некоторые рекомендации по борьбе с гринвошингом в строительной индустрии, включая повышение осведомленности потребителей в отношении "зеленого" строительства.
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Статья посвящена проблеме недобросовестной конкуренции в строительной отрасли посредством использования гринвошинга. Актуальность темы исследования напрямую связана с проблематикой использования в рекламе данного механизма введения потребителя в заблуждение, затрагивающей важные социальные, экономические и экологические проблемы. Авторами приводятся распространенные понятия термина "гринвошинг", рассматриваются правовые позиции различных государственных органов относительно данного явления, сформулированы основные принципы. В исследовании рассуждается о причинах распространения гринвошинга, включая стремление компаний повысить свою репутацию и привлечь клиентов, готовых платить больше за якобы "зеленые" решения. Особое внимание уделяется последствиям гринвошинга для потребителей, которые могут быть обмануты и вынуждены переплачивать за продукцию, не соответствующую заявленным характеристикам. Рассматриваются также правовые аспекты борьбы с этим явлением, включая существующие законодательные нормы и инициативы по введению дополнительных мер контроля. В заключение авторы предлагают некоторые рекомендации по борьбе с гринвошингом в строительной индустрии, включая повышение осведомленности потребителей в отношении "зеленого" строительства.