Реклама табака
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама табака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за рекламу и стимулирование продажи табака (табачной продукции, табачных изделий)
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за рекламу и стимулирование продажи табака (табачной продукции, табачных изделий)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие требования и ограничения установлены для розничной продажи табачных изделий или никотинсодержащей продукции?
(Консультация эксперта, 2025)Законодательно установлен прямой запрет рекламы продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирования потребления табака или никотинсодержащей продукции, спонсорства табака. При этом под спонсорством, в частности, табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 10 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ, п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
(Консультация эксперта, 2025)Законодательно установлен прямой запрет рекламы продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирования потребления табака или никотинсодержащей продукции, спонсорства табака. При этом под спонсорством, в частности, табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 10 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ, п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Готовое решение: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в соцсетях точно также запрещена реклама табака, реклама деятельности без лицензии, недостоверная реклама (Решения Вологодского УФАС России от 28.02.2023 N 035/05/7-618/2022, Татарстанского УФАС России от 10.03.2022 N ВЧ-08/3106, от 03.06.2021 N АЯ-08/4495, Челябинского УФАС России от 07.03.2023 по делу N 074/05/18-278/2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в соцсетях точно также запрещена реклама табака, реклама деятельности без лицензии, недостоверная реклама (Решения Вологодского УФАС России от 28.02.2023 N 035/05/7-618/2022, Татарстанского УФАС России от 10.03.2022 N ВЧ-08/3106, от 03.06.2021 N АЯ-08/4495, Челябинского УФАС России от 07.03.2023 по делу N 074/05/18-278/2023).
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции
Статья: Правовое регулирование рекламной деятельности в России: анализ действующего законодательства
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Политическим аргументом в пользу такого понятия рекламы служило то обстоятельство, что государству была необходима свобода действий в борьбе с ненадлежащей рекламой алкоголя, табака, азартных игр и пр. Регулировать нужно было рекламу именно как информацию, а не как услугу или ее результат. И в этом смысле государству для признания ложной информации о товаре не имело никакого значения, платно она размещается или нет. Главное было пресечь саму информацию.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Политическим аргументом в пользу такого понятия рекламы служило то обстоятельство, что государству была необходима свобода действий в борьбе с ненадлежащей рекламой алкоголя, табака, азартных игр и пр. Регулировать нужно было рекламу именно как информацию, а не как услугу или ее результат. И в этом смысле государству для признания ложной информации о товаре не имело никакого значения, платно она размещается или нет. Главное было пресечь саму информацию.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)13. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей. Штраф - от 10 000 до 25 000 рублей (п. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)13. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей. Штраф - от 10 000 до 25 000 рублей (п. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)за рекламу некоторых объектов рекламирования, реклама которых не допускается, например за рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов ответственность установлена ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)за рекламу некоторых объектов рекламирования, реклама которых не допускается, например за рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов ответственность установлена ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ;
Статья: Задачи конституционного права в аспекте защиты (от) информации
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)6. В продолжение этой же темы затронем вопрос, имеющий в целом правовое и даже конституционно-правовое содержание. Это рекламная информация. Складывается ощущение о том, что СМИ пренебрежительно относятся к законодательству о рекламе. Соблюдая запреты на рекламу алкоголя и табака, в остальном они навязывают гражданам и стране в целом сведения о товарах, путешествиях, нисколько не задумываясь о качестве, состоянии продукта. Казалось бы, так и должно быть, средство массовой информации не несет ответственности за поставку услуг. Однако нет: в стране, где лозунг "Не обманешь - не проживешь" пока еще пересиливает государственную заботу о личности, пришло время ввести сопричастность рекламы в СМИ к ответственности за предоставление недостоверной информации. По крайней мере государственный надзор за СМИ должен включать поиски случаев явного обмана граждан торгово-промышленными организациями с очевидной поддержкой рекламы.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)6. В продолжение этой же темы затронем вопрос, имеющий в целом правовое и даже конституционно-правовое содержание. Это рекламная информация. Складывается ощущение о том, что СМИ пренебрежительно относятся к законодательству о рекламе. Соблюдая запреты на рекламу алкоголя и табака, в остальном они навязывают гражданам и стране в целом сведения о товарах, путешествиях, нисколько не задумываясь о качестве, состоянии продукта. Казалось бы, так и должно быть, средство массовой информации не несет ответственности за поставку услуг. Однако нет: в стране, где лозунг "Не обманешь - не проживешь" пока еще пересиливает государственную заботу о личности, пришло время ввести сопричастность рекламы в СМИ к ответственности за предоставление недостоверной информации. По крайней мере государственный надзор за СМИ должен включать поиски случаев явного обмана граждан торгово-промышленными организациями с очевидной поддержкой рекламы.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, А.С. Ворожевич подчеркивает, что в российской правовой доктрине традиционно выделяют два характерных признака пародийных произведений: узнаваемость и обязательную взаимосвязь с комическим. Однако при этом А.С. Ворожевич уверена, что данные признаки не являются достаточными для того, чтобы однозначно разграничить пародию и, например, творческую переработку. Кроме того, существующие критерии требуют дополнительных законодательных пояснений <685>. Необходимо пояснить, что комичный характер пародии не может ограничиваться просто ее юмористическим содержанием. Пародия может иметь и критическую, и социальную направленность в зависимости от ее наполнения. Подобные рассуждения подтверждаются решением Апелляционного суда Версаля, который позволил на законных основаниях осуществлять пародийное использование табачной рекламы Philip Morris, осуществляя борьбу с курением <686>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, А.С. Ворожевич подчеркивает, что в российской правовой доктрине традиционно выделяют два характерных признака пародийных произведений: узнаваемость и обязательную взаимосвязь с комическим. Однако при этом А.С. Ворожевич уверена, что данные признаки не являются достаточными для того, чтобы однозначно разграничить пародию и, например, творческую переработку. Кроме того, существующие критерии требуют дополнительных законодательных пояснений <685>. Необходимо пояснить, что комичный характер пародии не может ограничиваться просто ее юмористическим содержанием. Пародия может иметь и критическую, и социальную направленность в зависимости от ее наполнения. Подобные рассуждения подтверждаются решением Апелляционного суда Версаля, который позволил на законных основаниях осуществлять пародийное использование табачной рекламы Philip Morris, осуществляя борьбу с курением <686>.