Реклама на общественном транспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама на общественном транспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 437 "Приглашение делать оферты. Публичная оферта" ГК РФ"Из обычаев делового оборота следует, что прайс-лист является информационным документом и не порождает для покупателя правовых последствий. Информация прайс-листа является лишь справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, а не основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку не является основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки. Прайс-лист не является офертой, поскольку не содержит все существенные условия договора купли-продажи. Так, например, статьей 437 ГК РФ предусмотрено, что реклама и иные предложения (в том числе прайс-лист), адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Прайс-лист не является публичным договором, так как публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг (пункт 1 статьи 426 ГК РФ)."
Решение Московского городского суда от 09.04.2024 N 7-5785/2024 (УИД 77RS0015-02-2023-009310-66)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 8.13 КоАП г. Москвы.
Решение: Отказано.Довод письменной позиции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, именно Б. 27 февраля 2022 года размещал рекламный материал на конкретном остановочному пункте общественного транспорта, не может являться основание для отмены обжалуемых актов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 8.13 КоАП г. Москвы.
Решение: Отказано.Довод письменной позиции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, именно Б. 27 февраля 2022 года размещал рекламный материал на конкретном остановочному пункте общественного транспорта, не может являться основание для отмены обжалуемых актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о том, следует ли нормировать расходы на размещение рекламных баннеров на наземном общественном транспорте, Верховный Суд РФ решил в пользу налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2019 N 305-ЭС19-4394 N А40-125588/2017 (приведено в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), п. 6 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за второй квартал 2019 г.)).
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о том, следует ли нормировать расходы на размещение рекламных баннеров на наземном общественном транспорте, Верховный Суд РФ решил в пользу налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2019 N 305-ЭС19-4394 N А40-125588/2017 (приведено в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), п. 6 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за второй квартал 2019 г.)).
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)Эти конструкции могут монтироваться и располагаться как на зданиях, строениях, сооружениях (внешних стенах, крышах и других элементах) так и вне их, а также на остановках общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Эти конструкции могут монтироваться и располагаться как на зданиях, строениях, сооружениях (внешних стенах, крышах и других элементах) так и вне их, а также на остановках общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Спорные расходы общества представляют собой затраты на оплату изготовления (нанесения) рекламных баннеров продукции на наземном общественном транспорте. Изготовленные по заказу общества баннеры были приняты налогоплательщиком к учету в качестве малоценных предметов и могли быть использованы для размещения на любой иной открытой поверхности, что налоговым органом, по существу, не оспаривалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Спорные расходы общества представляют собой затраты на оплату изготовления (нанесения) рекламных баннеров продукции на наземном общественном транспорте. Изготовленные по заказу общества баннеры были приняты налогоплательщиком к учету в качестве малоценных предметов и могли быть использованы для размещения на любой иной открытой поверхности, что налоговым органом, по существу, не оспаривалось.
Вопрос: Что признается рекламной конструкцией?
(Консультация эксперта, 2025)Рекламная конструкция представляет собой средство размещения наружной рекламы, монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта. Рекламные конструкции - это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)).
(Консультация эксперта, 2025)Рекламная конструкция представляет собой средство размещения наружной рекламы, монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта. Рекламные конструкции - это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)).
Вопрос: Каков порядок установки рекламной конструкции?
(Консультация эксперта, 2025)Указанная ст. 19 Закона N 38-ФЗ определяет порядок размещения исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. На конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений), требования данной статьи, в частности о получении разрешения на установку, не распространяются (аналогичный вывод приведен в п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
(Консультация эксперта, 2025)Указанная ст. 19 Закона N 38-ФЗ определяет порядок размещения исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. На конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений), требования данной статьи, в частности о получении разрешения на установку, не распространяются (аналогичный вывод приведен в п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
Статья: Мероприятия по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в результате частичного или полного отключения электроэнергии
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)- организация мероприятий по распространению социально значимой рекламы, в том числе в рамках реализации рекламных кампаний социальной направленности, в СМИ (печатных средствах СМИ, на теле- и радиоканалах, в интернет-ресурсах), на рекламных конструкциях, элементах праздничного, тематического оформления, через систему специализированных носителей, устанавливаемых по месту жительства, в местах отдыха граждан и местах проведения массовых мероприятий, а также на городском транспорте общего пользования.
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)- организация мероприятий по распространению социально значимой рекламы, в том числе в рамках реализации рекламных кампаний социальной направленности, в СМИ (печатных средствах СМИ, на теле- и радиоканалах, в интернет-ресурсах), на рекламных конструкциях, элементах праздничного, тематического оформления, через систему специализированных носителей, устанавливаемых по месту жительства, в местах отдыха граждан и местах проведения массовых мероприятий, а также на городском транспорте общего пользования.
Вопрос: ИП на НПД заключил договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции на внешней стене принадлежащего ему здания магазина с владельцем рекламной конструкции (рекламораспространителем). Вправе ли ИП применять НПД в отношении дохода, полученного по договору об установке и эксплуатации рекламной конструкции?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Вопрос: Нужно ли в целях налога на прибыль нормировать расходы на рекламу, размещенную внутри помещений метрополитена?
(Консультация эксперта, 2025)Также реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций на любом конструктивном элементе сооружений, остановочных пунктов движения общественного транспорта, признается наружной (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 N 09АП-19279/2018 по делу N А40-33326/18).
(Консультация эксперта, 2025)Также реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций на любом конструктивном элементе сооружений, остановочных пунктов движения общественного транспорта, признается наружной (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 N 09АП-19279/2018 по делу N А40-33326/18).
Статья: Все ли расходы в рамках рекламных мероприятий можно отнести к рекламным?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)В-третьих, изготовленные рекламные баннеры могли быть размещены как на наземном общественном транспорте, так и на любой другой открытой поверхности, в том числе на статичной.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)В-третьих, изготовленные рекламные баннеры могли быть размещены как на наземном общественном транспорте, так и на любой другой открытой поверхности, в том числе на статичной.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Нормируются ли в целях налога на прибыль расходы на рекламу, размещаемую на транспорте
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал, что расходы на оплату изготовления (нанесения) рекламных баннеров продукции на наземном общественном транспорте не нормируются.
Нормируются ли в целях налога на прибыль расходы на рекламу, размещаемую на транспорте
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал, что расходы на оплату изготовления (нанесения) рекламных баннеров продукции на наземном общественном транспорте не нормируются.
Статья: Размещение информационных и рекламных вывесок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наружная реклама распространяется с использованием рекламных конструкций (в том числе рекламных вывесок) (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе), которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта с соблюдением требований закона.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наружная реклама распространяется с использованием рекламных конструкций (в том числе рекламных вывесок) (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе), которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта с соблюдением требований закона.
Статья: Проблема разграничения рекламной и информационной конструкций
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Из ч. 1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" следует, что рекламная конструкция - это реклама, распространяемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Из ч. 1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" следует, что рекламная конструкция - это реклама, распространяемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Готовое решение: Какой КБК указывать в платежном поручении на уплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)106 1 16 01121 01 0009 140 - административный штраф в Ространснадзор за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких дорог;
(КонсультантПлюс, 2025)106 1 16 01121 01 0009 140 - административный штраф в Ространснадзор за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких дорог;