Реклама это
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В Постановлении Пленума ВАС от 25.12.1998 N 37 разъяснено, что не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. При этом, то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота приведена не в полном объеме само по себе не влечет признания этой информации рекламой, в связи с чем судом отклоняется довод администрации о том, что спорная конструкция не содержит в себе сведений, указанных в ст. 9 Закона N 2300-1."
Позиция КС РФ, ВС РФ: Размещение на фасаде многоквартирного жилого дома информации в соответствии с Законом о защите прав потребителей осуществляется без платы собственникам помещений и не приводит к неосновательному обогащению
Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395, А73-9636/2012 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, ст. ст. 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФПоложениями ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ собственникам помещений предоставлена возможность принимать на общем собрании решения об использовании общего имущества дома и определении размера платы за такое пользование только в случаях, когда имущество используется другими лицами для установки и эксплуатации рекламных конструкций. Эти нормы не применяются в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Поскольку, размещая такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами названного Закона, ни нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Следовательно, данное лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет и нет оснований для применения положений гл. 60 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395, А73-9636/2012 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, ст. ст. 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФПоложениями ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ собственникам помещений предоставлена возможность принимать на общем собрании решения об использовании общего имущества дома и определении размера платы за такое пользование только в случаях, когда имущество используется другими лицами для установки и эксплуатации рекламных конструкций. Эти нормы не применяются в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Поскольку, размещая такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами названного Закона, ни нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Следовательно, данное лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет и нет оснований для применения положений гл. 60 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"1. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"1. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)При размещении товарного знака в рекламе нужно соблюдать общие требования, которым должна соответствовать реклама. При этом учитывайте, что специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе для отдельных видов товаров, распространяются по общему правилу и на рекламу средств индивидуализации этих товаров, то есть и на рекламу товарных знаков (ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)При размещении товарного знака в рекламе нужно соблюдать общие требования, которым должна соответствовать реклама. При этом учитывайте, что специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе для отдельных видов товаров, распространяются по общему правилу и на рекламу средств индивидуализации этих товаров, то есть и на рекламу товарных знаков (ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе).
Статья: Указатель аптеки рекламой не является
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Для торгующих предприятий очень важна реклама их деятельности, это касается и аптек. Правда, у рекламодателей могут возникать определенные обязательства. Поэтому надо разграничивать собственно рекламу и другую информацию о предприятии, в частности типичные указатели, устанавливаемые аптеками.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Для торгующих предприятий очень важна реклама их деятельности, это касается и аптек. Правда, у рекламодателей могут возникать определенные обязательства. Поэтому надо разграничивать собственно рекламу и другую информацию о предприятии, в частности типичные указатели, устанавливаемые аптеками.
Готовое решение: Как учитывать товары, приобретенные в качестве образцов
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если на автомобиле, предоставляемом для тест-драйва, автосалон размещает собственную информацию рекламного характера, то амортизационные отчисления и расходы на эксплуатацию автомобиля налоговые органы могут квалифицировать как расходы на рекламу. При этом размещение на транспортном средстве организации ее наименования, коммерческого обозначения (в том числе совпадающего с товарным знаком) является знаком, указывающим на принадлежность данного транспортного средства организации, и рекламой не является (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Однако иная информация, размещенная на транспортном средстве, не относящаяся к индивидуализации определенного лица (например, адрес сайта или номер телефона автосалона), может признаваться рекламой.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если на автомобиле, предоставляемом для тест-драйва, автосалон размещает собственную информацию рекламного характера, то амортизационные отчисления и расходы на эксплуатацию автомобиля налоговые органы могут квалифицировать как расходы на рекламу. При этом размещение на транспортном средстве организации ее наименования, коммерческого обозначения (в том числе совпадающего с товарным знаком) является знаком, указывающим на принадлежность данного транспортного средства организации, и рекламой не является (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Однако иная информация, размещенная на транспортном средстве, не относящаяся к индивидуализации определенного лица (например, адрес сайта или номер телефона автосалона), может признаваться рекламой.
Вопрос: Об НДС при оказании ООО услуг по изготовлению и поставке печатных СМИ казахстанскому хозяйствующему субъекту, если он размещает рекламные материалы ООО в этих СМИ.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-13/1/72762)Вопрос: ООО (юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ) и ТОО (юридическое лицо, не имеющее представительства в РФ и зарегистрированное на территории Республики Казахстан) намерены совершить внешнеторговую сделку, в результате которой ООО окажет для ТОО услуги по изготовлению печатной продукции (изготовит и поставит на территорию Казахстана печатные СМИ, принадлежащие ТОО), в свою очередь, ТОО окажет равноценную по стоимости услугу по размещению рекламных материалов ООО в указанных печатных СМИ.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-13/1/72762)Вопрос: ООО (юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ) и ТОО (юридическое лицо, не имеющее представительства в РФ и зарегистрированное на территории Республики Казахстан) намерены совершить внешнеторговую сделку, в результате которой ООО окажет для ТОО услуги по изготовлению печатной продукции (изготовит и поставит на территорию Казахстана печатные СМИ, принадлежащие ТОО), в свою очередь, ТОО окажет равноценную по стоимости услугу по размещению рекламных материалов ООО в указанных печатных СМИ.
Готовое решение: Как учесть расходы на подарки при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете учесть рекламные расходы, только если проводите акцию среди неопределенного круга лиц. Ведь реклама - это распространенная для неопределенного круга лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете учесть рекламные расходы, только если проводите акцию среди неопределенного круга лиц. Ведь реклама - это распространенная для неопределенного круга лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)От предоставления информации потребителю следует отличать рекламу товаров, работ и услуг. Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Получение конкретной информации потребителями обеспечивается не распространением информации, а другим способом доступа к информации - ее предоставлением. Предоставление информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц (п. 8 ст. 2 Закона об информации), в том числе цифровой информации - дистанционным способом, посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в личных кабинетах на сайтах, по электронной почте, сервисными сообщениями).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)От предоставления информации потребителю следует отличать рекламу товаров, работ и услуг. Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Получение конкретной информации потребителями обеспечивается не распространением информации, а другим способом доступа к информации - ее предоставлением. Предоставление информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц (п. 8 ст. 2 Закона об информации), в том числе цифровой информации - дистанционным способом, посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в личных кабинетах на сайтах, по электронной почте, сервисными сообщениями).
Готовое решение: Как составить договор об оказании информационных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из описания информационных услуг в разд. 1 данного Готового решения они представляют собой определенные действия или деятельность, осуществляемые в отношении такого объекта, как информация. Реклама - это тоже информация, но с особой целью: она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, как следует из п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Соответственно, на наш взгляд, если предметом договора является, например, распространение информации, отвечающей признакам рекламы, это будет договор на рекламные услуги. В этом случае потребуется соблюдать требования к рекламе. За нарушение законодательства о рекламе есть ответственность, в частности административная ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из описания информационных услуг в разд. 1 данного Готового решения они представляют собой определенные действия или деятельность, осуществляемые в отношении такого объекта, как информация. Реклама - это тоже информация, но с особой целью: она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, как следует из п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Соответственно, на наш взгляд, если предметом договора является, например, распространение информации, отвечающей признакам рекламы, это будет договор на рекламные услуги. В этом случае потребуется соблюдать требования к рекламе. За нарушение законодательства о рекламе есть ответственность, в частности административная ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
Статья: Практическое руководство по учету расходов на интернет-рекламу
(Кофанова Т., Матвеева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 17)Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ внес в НК РФ изменения, регулирующие учет расходов на рекламу в сети Интернет. Эти новшества вступили в силу с 1 января 2025 г. Они установили условия, при которых запрещено учитывать расходы на рекламу в сети Интернет. Помимо этого, законодатели приняли Федеральный закон от 07.04.2025 N 72-ФЗ, который ужесточил требования рекламного законодательства. С 1 сентября 2025 г. вступит в силу запрет на распространение рекламы на запрещенных площадках в сети Интернет. В статье рассмотрены эти изменения, а также даны практические рекомендации по минимизации налоговых и юридических рисков.
(Кофанова Т., Матвеева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 17)Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ внес в НК РФ изменения, регулирующие учет расходов на рекламу в сети Интернет. Эти новшества вступили в силу с 1 января 2025 г. Они установили условия, при которых запрещено учитывать расходы на рекламу в сети Интернет. Помимо этого, законодатели приняли Федеральный закон от 07.04.2025 N 72-ФЗ, который ужесточил требования рекламного законодательства. С 1 сентября 2025 г. вступит в силу запрет на распространение рекламы на запрещенных площадках в сети Интернет. В статье рассмотрены эти изменения, а также даны практические рекомендации по минимизации налоговых и юридических рисков.
Готовое решение: Как составить договор аренды нежилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)возможность установки рекламных вывесок. Стороны могут договориться о размещении рекламной вывески на внешней стороне здания (то есть наружной рекламе). В этом случае рекомендуем согласовать макет рекламной вывески и оформить его приложением к договору.
(КонсультантПлюс, 2025)возможность установки рекламных вывесок. Стороны могут договориться о размещении рекламной вывески на внешней стороне здания (то есть наружной рекламе). В этом случае рекомендуем согласовать макет рекламной вывески и оформить его приложением к договору.
Готовое решение: НДС при передаче неисключительных прав по лицензионному договору
(КонсультантПлюс, 2025)права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее также - единый реестр, реестр). Исключение - случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете), получать доступ к ней, размещать предложения в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете) о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее также - единый реестр, реестр). Исключение - случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете), получать доступ к ней, размещать предложения в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в Интернете) о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).