Реклама адвокатской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама адвокатской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.09.2025 по делу N А33-29087/2022к9
Требование: Об отмене определения об исключении пенсии из конкурсной массы.
Решение: Определение оставлено без изменения.Наличие у должника намерения продолжить свою профессиональную деятельность и сохранение для этого статуса адвоката и актуальной информации на сайте, реклама своих услуг не может быть поставлено в вину должнику и не подтверждает фактическое получение им дополнительных доходов. Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих, например о несении должником затрат на аренду помещения либо иных затрат, непосредственно связанных с проведением профессиональной деятельности, о несоответствие уровня жизни и уровня пенсии и пр., в материалы дела не представлены.
Требование: Об отмене определения об исключении пенсии из конкурсной массы.
Решение: Определение оставлено без изменения.Наличие у должника намерения продолжить свою профессиональную деятельность и сохранение для этого статуса адвоката и актуальной информации на сайте, реклама своих услуг не может быть поставлено в вину должнику и не подтверждает фактическое получение им дополнительных доходов. Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих, например о несении должником затрат на аренду помещения либо иных затрат, непосредственно связанных с проведением профессиональной деятельности, о несоответствие уровня жизни и уровня пенсии и пр., в материалы дела не представлены.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 N 19АП-70/2024 по делу N А14-11319/2022
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина, об отклонении ходатайства финансового управляющего о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Решение: Определение оставлено без изменения.Размещение на официальном сайте данной адвокатской конторы рекламы и информации о статусе должника, как ведущего партнера, само по себе также не свидетельствует о получении должником в период процедуры банкротства доходов от деятельности в качестве адвоката.
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина, об отклонении ходатайства финансового управляющего о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Решение: Определение оставлено без изменения.Размещение на официальном сайте данной адвокатской конторы рекламы и информации о статусе должника, как ведущего партнера, само по себе также не свидетельствует о получении должником в период процедуры банкротства доходов от деятельности в качестве адвоката.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эволюция сферы деятельности адвоката: от узкой специализации к социальному консультированию
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Например, реклама адвокатской деятельности в Испании осуществляется среди прочего путем проведения бесплатных мероприятий для действующих и потенциальных доверителей (это тоже вид коммерческой рекламы, как и реклама в социальных сетях адвокатской деятельности). Ряд компаний создают электронные ресурсы, нацеленные на нужды сравнительно узкой целевой аудитории. ИИ собирает информацию о релевантных интернет-запросах, которая используется в дальнейшем в работе адвокатских образований. Важным источником информации стали для адвокатов их собственные блоги и YouTube-каналы. Отметим, что подобные методы были бы невозможны без наличия соответствующей законодательной базы. И здесь разрешение на рекламу адвокатской деятельности стало триггером для процессов развития форм адвокатских образований, расширения сферы деятельности адвокатов. Таким образом, реклама адвокатской деятельности в тех странах, в которых она разрешена, строится на основе разработанной законодательной базы, а в России - вопреки архаичному, на наш взгляд, ограничению рекламирования адвокатской деятельности. Согласно проведенному нами анкетированию 1 192 участников адвокатской, правозащитной, правоохранительной и судебной деятельности (адвокатов, правозащитников, работников прокуратуры, судей, следователей, преподавателей юридических факультетов, журналистов, историков) на вопрос: "Следует ли разрешить рекламирование адвокатской деятельности?" опрошенные ответили: да - 0%; да, но только при наличии разработанных критериев, которым подобная реклама должна соответствовать при ее производстве и распространении, - 87%; нет - 13%.
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Например, реклама адвокатской деятельности в Испании осуществляется среди прочего путем проведения бесплатных мероприятий для действующих и потенциальных доверителей (это тоже вид коммерческой рекламы, как и реклама в социальных сетях адвокатской деятельности). Ряд компаний создают электронные ресурсы, нацеленные на нужды сравнительно узкой целевой аудитории. ИИ собирает информацию о релевантных интернет-запросах, которая используется в дальнейшем в работе адвокатских образований. Важным источником информации стали для адвокатов их собственные блоги и YouTube-каналы. Отметим, что подобные методы были бы невозможны без наличия соответствующей законодательной базы. И здесь разрешение на рекламу адвокатской деятельности стало триггером для процессов развития форм адвокатских образований, расширения сферы деятельности адвокатов. Таким образом, реклама адвокатской деятельности в тех странах, в которых она разрешена, строится на основе разработанной законодательной базы, а в России - вопреки архаичному, на наш взгляд, ограничению рекламирования адвокатской деятельности. Согласно проведенному нами анкетированию 1 192 участников адвокатской, правозащитной, правоохранительной и судебной деятельности (адвокатов, правозащитников, работников прокуратуры, судей, следователей, преподавателей юридических факультетов, журналистов, историков) на вопрос: "Следует ли разрешить рекламирование адвокатской деятельности?" опрошенные ответили: да - 0%; да, но только при наличии разработанных критериев, которым подобная реклама должна соответствовать при ее производстве и распространении, - 87%; нет - 13%.
Статья: Этические аспекты использования адвокатами социальных сетей в условиях информационного общества
(Грипич С.А., Яшина А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)Вслед за федеральной палатой адвокатов последовали и региональные, приняв соответствующие методические документы. В качестве примеров можно привести Памятку о допустимых критериях размещаемой в интернете информации об адвокате и адвокатском образовании <21>, Рекомендации по вопросу допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденные Решением Совета АП Тамбовской области, которые фактически дословно повторяют Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также Рекомендации по взаимодействию со средствами массовой информации от 21 июня 2010 г., и соответствующие Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам <22>.
(Грипич С.А., Яшина А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)Вслед за федеральной палатой адвокатов последовали и региональные, приняв соответствующие методические документы. В качестве примеров можно привести Памятку о допустимых критериях размещаемой в интернете информации об адвокате и адвокатском образовании <21>, Рекомендации по вопросу допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденные Решением Совета АП Тамбовской области, которые фактически дословно повторяют Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также Рекомендации по взаимодействию со средствами массовой информации от 21 июня 2010 г., и соответствующие Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам <22>.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Поскольку юридические консультации действуют как подразделения коллегий адвокатов, антимонопольный орган посчитал указанную рекламу недостоверной в части информации о рекламодателе и дал последнему предписание об устранении нарушения статьи 7 Закона о рекламе.
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Поскольку юридические консультации действуют как подразделения коллегий адвокатов, антимонопольный орган посчитал указанную рекламу недостоверной в части информации о рекламодателе и дал последнему предписание об устранении нарушения статьи 7 Закона о рекламе.
Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2006 N КАС06-102
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 27.02.2006 N ГКПИ05-1626, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минэкономразвития от 09.11.2004 N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год">рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 апреля 2006 года гражданское дело по заявлению ООО "Фирма АНКО" о признании недействующим Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 9 ноября 2004 г. N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год" в части применения данного коэффициента в 2005 году при расчете единого налога на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению и размещению наружной рекламы (далее - Приказ)
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 27.02.2006 N ГКПИ05-1626, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минэкономразвития от 09.11.2004 N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год">рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 апреля 2006 года гражданское дело по заявлению ООО "Фирма АНКО" о признании недействующим Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 9 ноября 2004 г. N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год" в части применения данного коэффициента в 2005 году при расчете единого налога на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению и размещению наружной рекламы (далее - Приказ)
Статья: Критерии наследуемости бизнес-аккаунтов наследственным фондом
(Ковалева М.И.)
("Наследственное право", 2023, N 2)Это относится и к цифровой собственности, в том числе к учетным записям, которые не имеют самостоятельной материальной ценности, но могут иметь значительную ценность благодаря хранящимся на них данным и другим функциям, таким как возможность идентификации пользователя и получение дохода от рекламы. Как правило, к таким бизнес-аккаунтам подключены электронные счета, на которые поступает доход от деятельности владельца учетной записи <4>.
(Ковалева М.И.)
("Наследственное право", 2023, N 2)Это относится и к цифровой собственности, в том числе к учетным записям, которые не имеют самостоятельной материальной ценности, но могут иметь значительную ценность благодаря хранящимся на них данным и другим функциям, таким как возможность идентификации пользователя и получение дохода от рекламы. Как правило, к таким бизнес-аккаунтам подключены электронные счета, на которые поступает доход от деятельности владельца учетной записи <4>.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Финансовый аспект играет немаловажную роль в формировании независимости адвоката, в силу чего адвокаты вынуждены при оказании адвокатских услуг соблюдать общепризнанные стандарты организационного, финансового и рекламного менеджмента (там, где это прямо не запрещено законом). Однако получение дохода не является доминантой профессиональной адвокатской деятельности. Подтверждением данного тезиса являются провозглашаемые в международном праве принципы адвокатской деятельности, определяющие характер финансовых взаимоотношений между адвокатом и клиентом: принцип (f) - справедливое отношение к клиенту в плане вознаграждения. Вознаграждение, назначаемое юристом, должно быть полностью раскрыто клиенту, быть справедливым и разумным (Хартия основных принципов европейских юристов); принцип (7) - адвокат точно должен учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали ему на доверительное хранение, и держать эти деньги отдельно от собственных денег; принцип (11) - адвокат вправе назначить разумный гонорар за свою работу (причем требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката) (Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов (МАЮ)).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Финансовый аспект играет немаловажную роль в формировании независимости адвоката, в силу чего адвокаты вынуждены при оказании адвокатских услуг соблюдать общепризнанные стандарты организационного, финансового и рекламного менеджмента (там, где это прямо не запрещено законом). Однако получение дохода не является доминантой профессиональной адвокатской деятельности. Подтверждением данного тезиса являются провозглашаемые в международном праве принципы адвокатской деятельности, определяющие характер финансовых взаимоотношений между адвокатом и клиентом: принцип (f) - справедливое отношение к клиенту в плане вознаграждения. Вознаграждение, назначаемое юристом, должно быть полностью раскрыто клиенту, быть справедливым и разумным (Хартия основных принципов европейских юристов); принцип (7) - адвокат точно должен учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали ему на доверительное хранение, и держать эти деньги отдельно от собственных денег; принцип (11) - адвокат вправе назначить разумный гонорар за свою работу (причем требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката) (Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов (МАЮ)).
Статья: Защита профессиональных прав адвокатов в Российской Федерации: "адвокат" без статуса адвоката
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Показывая значимость своей деятельности, такие псевдоадвокатские организации в рекламе своих услуг содержат указания о том, что у них работают профессиональные адвокаты, что не соответствует действительности. Во-первых, данная информация является недостоверной, в том числе и с точки зрения Федерального закона "О рекламе", а во-вторых, она не соответствует законодательству, регулирующему адвокатскую деятельность.
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Показывая значимость своей деятельности, такие псевдоадвокатские организации в рекламе своих услуг содержат указания о том, что у них работают профессиональные адвокаты, что не соответствует действительности. Во-первых, данная информация является недостоверной, в том числе и с точки зрения Федерального закона "О рекламе", а во-вторых, она не соответствует законодательству, регулирующему адвокатскую деятельность.
Статья: Проблемы осуществления правосудия с использованием цифровых (информационных) технологий
(Кайль Я.Я., Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Сочетает научную и преподавательскую работу с практической юридической деятельностью.
(Кайль Я.Я., Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Сочетает научную и преподавательскую работу с практической юридической деятельностью.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важно помнить, что по ст. ст. 6 и 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) <126> единственной формой обращения адвоката в качестве представителя доверителя в конституционном и гражданском судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, является адвокатский запрос, но никак не направление обращений в органы публичной власти или перенаправление обращений в компетентные органы. Также следует иметь в виду, что действия адвокатов по рассылке обращений с дискредитирующей иных лиц информацией нарушают нормы пп. 1 и 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. п. 1 и 3 ст. 4, п. 2 ст. 5, пп. 7 п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10, ст. 12 Кодекса профессиональной этики адвоката <127>, за что предусмотрена ответственность вплоть до прекращения статуса адвоката (пп. 2 и 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре, п. 6 ст. 18 Кодекса).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важно помнить, что по ст. ст. 6 и 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) <126> единственной формой обращения адвоката в качестве представителя доверителя в конституционном и гражданском судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, является адвокатский запрос, но никак не направление обращений в органы публичной власти или перенаправление обращений в компетентные органы. Также следует иметь в виду, что действия адвокатов по рассылке обращений с дискредитирующей иных лиц информацией нарушают нормы пп. 1 и 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. п. 1 и 3 ст. 4, п. 2 ст. 5, пп. 7 п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10, ст. 12 Кодекса профессиональной этики адвоката <127>, за что предусмотрена ответственность вплоть до прекращения статуса адвоката (пп. 2 и 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре, п. 6 ст. 18 Кодекса).
Статья: Формы адвокатских образований в странах англо-саксонской правовой семьи
(Володина С.И.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)В части создания крупных адвокатских фирм многие эксперты отмечают, что профессия юриста была практически поглощена индустрией. Право пошло по пути других профессий, превратившихся в индустрию, в частности медицины, которая из небольшой частной практики трансформировалась в индустрию здравоохранения. Следует признать тот факт, что юридические фирмы в некоторых развитых странах все больше управляются как крупные корпорации. Широко используются печатные и электронные средства массовой информации для рекламы юридических услуг. Несомненно, при организации адвокатской деятельности необходимо учитывать современные изменения и выгоды, предоставляемые такими изменениями, а также политикой либерализации. В то же время профессионалы, занимающиеся юридической практикой, должны помнить о сохранении элемента независимости, необходимого для выполнения своих профессиональных обязанностей. В связи с этим необходимо тщательно подбирать организационно-правовые формы адвокатской деятельности в целях сохранения основных характеристик адвокатской профессии при учете современных тенденций в функционировании юридических фирм.
(Володина С.И.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)В части создания крупных адвокатских фирм многие эксперты отмечают, что профессия юриста была практически поглощена индустрией. Право пошло по пути других профессий, превратившихся в индустрию, в частности медицины, которая из небольшой частной практики трансформировалась в индустрию здравоохранения. Следует признать тот факт, что юридические фирмы в некоторых развитых странах все больше управляются как крупные корпорации. Широко используются печатные и электронные средства массовой информации для рекламы юридических услуг. Несомненно, при организации адвокатской деятельности необходимо учитывать современные изменения и выгоды, предоставляемые такими изменениями, а также политикой либерализации. В то же время профессионалы, занимающиеся юридической практикой, должны помнить о сохранении элемента независимости, необходимого для выполнения своих профессиональных обязанностей. В связи с этим необходимо тщательно подбирать организационно-правовые формы адвокатской деятельности в целях сохранения основных характеристик адвокатской профессии при учете современных тенденций в функционировании юридических фирм.
Статья: Саморегулирование рекламной отрасли: зарубежный опыт, возможности и пределы его использования в России
(Москвитин О.А., Наумова Е.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Авторы дают общую характеристику широко признанных международных стандартов в области рекламы и маркетинга, изучают опыт организаций, активно влияющих на развитие и координирование процессов саморегулирования рекламной деятельности. Также в статье рассмотрены наиболее ценные для России механизмы и практики, применяемые зарубежными саморегулируемыми организациям в сфере рекламы.
(Москвитин О.А., Наумова Е.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Авторы дают общую характеристику широко признанных международных стандартов в области рекламы и маркетинга, изучают опыт организаций, активно влияющих на развитие и координирование процессов саморегулирования рекламной деятельности. Также в статье рассмотрены наиболее ценные для России механизмы и практики, применяемые зарубежными саморегулируемыми организациям в сфере рекламы.
Статья: Профессиональные риски в адвокатской деятельности
(Васяев А.А., Марчева П.Е.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)Адвокаты потенциально могут играть важную роль в политическом процессе на различных уровнях <6>, например участвовать в создании и анализе законодательства, представлять интересы кандидатов или политических организаций, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов в суде, осуществлять правовое консультирование, оценивать возможные последствия внедрения тех или иных законодательных новелл, иным способом помогать доверителям в вопросах, связанных с финансированием, рекламой и другими аспектами политической деятельности последних.
(Васяев А.А., Марчева П.Е.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)Адвокаты потенциально могут играть важную роль в политическом процессе на различных уровнях <6>, например участвовать в создании и анализе законодательства, представлять интересы кандидатов или политических организаций, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов в суде, осуществлять правовое консультирование, оценивать возможные последствия внедрения тех или иных законодательных новелл, иным способом помогать доверителям в вопросах, связанных с финансированием, рекламой и другими аспектами политической деятельности последних.
Статья: Е.В. Васьковский об этических требованиях в адвокатской деятельности и вопросах дисциплинарного производства
(Соснин С.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 2)Ко второй группе относятся этические требования в области взаимоотношений с клиентами. Здесь к числу основных возможных нарушений Е.В. Васьковский относил принятие поручения на ведение дела без соблюдения принципа разборчивости, т.е. в ситуации, когда позиция клиента противоречит интересам общества. Данный состав правонарушения корреспондирует с основным этическим принципом, согласно которому адвокат должен преследовать в своей деятельности общественный интерес. Вторым возможным нарушением здесь Е.В. Васьковский видел неэтичное приобретение адвокатом практики. Ученый был убежден, что адвокат не может использовать для приискания клиентуры посредников либо использовать в своей деятельности объявления (рекламу) <13>.
(Соснин С.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 2)Ко второй группе относятся этические требования в области взаимоотношений с клиентами. Здесь к числу основных возможных нарушений Е.В. Васьковский относил принятие поручения на ведение дела без соблюдения принципа разборчивости, т.е. в ситуации, когда позиция клиента противоречит интересам общества. Данный состав правонарушения корреспондирует с основным этическим принципом, согласно которому адвокат должен преследовать в своей деятельности общественный интерес. Вторым возможным нарушением здесь Е.В. Васьковский видел неэтичное приобретение адвокатом практики. Ученый был убежден, что адвокат не может использовать для приискания клиентуры посредников либо использовать в своей деятельности объявления (рекламу) <13>.