Регулирование труда педагогических работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование труда педагогических работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организацийПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
"Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минспортом России, Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" 28.02.2024)III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТРЕНЕРОВ,
(утв. Минспортом России, Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" 28.02.2024)III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТРЕНЕРОВ,
Статья: Трудовой договор с педагогическим работником: актуальные проблемы заключения и содержания сопровождающих документов
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)6) даны рекомендации по выработке направлений совершенствования законодательства, регулирующего труд педагогических работников, в частности, законодателю предлагается учитывать автономность деятельности образовательных организаций, с одной стороны, и установление единых критериев конкурсного отбора педагогических работников, с другой стороны;
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)6) даны рекомендации по выработке направлений совершенствования законодательства, регулирующего труд педагогических работников, в частности, законодателю предлагается учитывать автономность деятельности образовательных организаций, с одной стороны, и установление единых критериев конкурсного отбора педагогических работников, с другой стороны;
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативно это прямо не урегулировано. Полагаем, что руководствоваться ст. 291 ТК РФ и предоставлять отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы в данном случае рискованно. Это ухудшит положение педагога. Труд педагогических работников регулируется в особом порядке. В том числе им полагается более длительный, чем у обычных работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ. При этом исключений в отношении педагогов со срочным трудовым договором, заключенным на срок до двух месяцев, нормативно не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, менее рискованно определять продолжительность отпуска педагога с таким трудовым договором так же, как и другим педагогическим работникам, - исходя из 42 или 56 календарных дней за рабочий год в зависимости в том числе от должности, вида образовательной организации. Это следует, в частности, из ст. ст. 251, 291, 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативно это прямо не урегулировано. Полагаем, что руководствоваться ст. 291 ТК РФ и предоставлять отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы в данном случае рискованно. Это ухудшит положение педагога. Труд педагогических работников регулируется в особом порядке. В том числе им полагается более длительный, чем у обычных работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ. При этом исключений в отношении педагогов со срочным трудовым договором, заключенным на срок до двух месяцев, нормативно не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, менее рискованно определять продолжительность отпуска педагога с таким трудовым договором так же, как и другим педагогическим работникам, - исходя из 42 или 56 календарных дней за рабочий год в зависимости в том числе от должности, вида образовательной организации. Это следует, в частности, из ст. ст. 251, 291, 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)<11> См., напр.: Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991; Бондаренко Э.Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 9. С. 96 - 101; Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. N 3.
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)<11> См., напр.: Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991; Бондаренко Э.Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 9. С. 96 - 101; Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. N 3.
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Как было проиллюстрировано выше, проблематика статуса учителя и преподавателя фактически является междисциплинарной. В ней наиболее ярко находят выражение как собственно педагогические аспекты, так и сугубо юридические. Наиболее фундаментальное исследование правового статуса учителя было проведено Е.Л. Болотовой в 2024 г. на монографическом уровне [5]. Раннее данным автором публиковались отдельные научные статьи по этой же проблематике [6]. При этом особое значение имеет статус педагогического работника с позиций трудового права. В Трудовом кодексе Российской Федерации [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. N 256] правовому регулированию труда педагогических работников посвящена отдельная глава 52. Практика ее применения, теоретико-правовые основы и перспективы совершенствования законодательных подходов уже становились предметом внимания отечественных ученых [7]. Другое актуальное направление правовых исследований в сфере образования - вопросы правового регулирования финансового обеспечения системы образования. Диссертационное исследование по данному вопросу было подготовлено и защищено И.В. Гинзбург [8]. Не во всем можно согласиться с исследователем: например, между строк работы прослеживается подход к рассмотрению образования как к услуге, оказываемой государством. Этот подход представляется ошибочным. Но вместе с тем вопросы правовых гарантий в финансовом обеспечении образования имеют очевидное значение, в том числе для целей обеспечения стабильности в статусе педагога, предоставления ему уверенности в завтрашнем дне.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Как было проиллюстрировано выше, проблематика статуса учителя и преподавателя фактически является междисциплинарной. В ней наиболее ярко находят выражение как собственно педагогические аспекты, так и сугубо юридические. Наиболее фундаментальное исследование правового статуса учителя было проведено Е.Л. Болотовой в 2024 г. на монографическом уровне [5]. Раннее данным автором публиковались отдельные научные статьи по этой же проблематике [6]. При этом особое значение имеет статус педагогического работника с позиций трудового права. В Трудовом кодексе Российской Федерации [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. N 256] правовому регулированию труда педагогических работников посвящена отдельная глава 52. Практика ее применения, теоретико-правовые основы и перспективы совершенствования законодательных подходов уже становились предметом внимания отечественных ученых [7]. Другое актуальное направление правовых исследований в сфере образования - вопросы правового регулирования финансового обеспечения системы образования. Диссертационное исследование по данному вопросу было подготовлено и защищено И.В. Гинзбург [8]. Не во всем можно согласиться с исследователем: например, между строк работы прослеживается подход к рассмотрению образования как к услуге, оказываемой государством. Этот подход представляется ошибочным. Но вместе с тем вопросы правовых гарантий в финансовом обеспечении образования имеют очевидное значение, в том числе для целей обеспечения стабильности в статусе педагога, предоставления ему уверенности в завтрашнем дне.