Регулирование страховых тарифов по ОСАГО относится к компетенции
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование страховых тарифов по ОСАГО относится к компетенции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О страховых тарифах и расчете страховых премий по ОСАГО в случае правомерного поведения участников дорожного движения.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-04/51917)В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) осуществляется посредством установления Банком России в соответствии Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования <1>.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-05-06-04/51917)В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) осуществляется посредством установления Банком России в соответствии Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования <1>.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АПЛ19-420
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.08.2019 N АКПИ19-493, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Указания Банка России от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях).." и пункта 4 приложения 6 к данному Указанию>Закон об ОСАГО относит к компетенции Банка России регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию, которое осуществляется им посредством установления в соответствии с данным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статьи 8).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.08.2019 N АКПИ19-493, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Указания Банка России от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях).." и пункта 4 приложения 6 к данному Указанию>Закон об ОСАГО относит к компетенции Банка России регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию, которое осуществляется им посредством установления в соответствии с данным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статьи 8).
"Экспертное заключение по проекту федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 19.05.2022 N 219-2/2022)Необходимо отметить, что страховой тариф и минимальная базовая ставка страхования не являются идентичными категориями. Помимо базовой ставки страхового тарифа необходимо также предусмотреть коэффициент страхового тарифа, требования к структуре страхового тарифа, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. В настоящий момент данные вопросы урегулированы для разных видов транспортных средств указанием Банка России от 8 декабря 2021 г. N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
(принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 19.05.2022 N 219-2/2022)Необходимо отметить, что страховой тариф и минимальная базовая ставка страхования не являются идентичными категориями. Помимо базовой ставки страхового тарифа необходимо также предусмотреть коэффициент страхового тарифа, требования к структуре страхового тарифа, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. В настоящий момент данные вопросы урегулированы для разных видов транспортных средств указанием Банка России от 8 декабря 2021 г. N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Интервью: Система устояла
("Современные страховые технологии", 2022, N 4)- Е.У.: Все ДТП уже считаются по новому справочнику, где цена запчастей на 28% выше, чем в предыдущем. То есть если в аварию попадает человек, который заплатил за свой полис ОСАГО 6 тыс. руб. страховой премии по старым тарифам, то урегулирование ущерба он получает по новым расценкам.
("Современные страховые технологии", 2022, N 4)- Е.У.: Все ДТП уже считаются по новому справочнику, где цена запчастей на 28% выше, чем в предыдущем. То есть если в аварию попадает человек, который заплатил за свой полис ОСАГО 6 тыс. руб. страховой премии по старым тарифам, то урегулирование ущерба он получает по новым расценкам.
Статья: Административная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: направления и тенденции (по результатам социологических исследований)
(Молчанов П.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 10)Отдельно заметим, что целесообразность и обоснованность наделения Банка России правом утверждения Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и регулирования страховых тарифов нам представляется весьма сомнительной. К тому же сразу после этого в течение 2015 г. произошел почти двукратный рост стоимости полисов ОСАГО.
(Молчанов П.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 10)Отдельно заметим, что целесообразность и обоснованность наделения Банка России правом утверждения Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и регулирования страховых тарифов нам представляется весьма сомнительной. К тому же сразу после этого в течение 2015 г. произошел почти двукратный рост стоимости полисов ОСАГО.
Статья: Судебная и административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 3)В силу пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с Законом тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 3)В силу пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с Законом тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Статья: К вопросу о необходимости учета экономических факторов при установлении размера административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения
(Смоляков А.И.)
("Вестник Омской юридической академии", 2018, N 3)Отсутствие учета экономической составляющей при установлении размера санкции ст. 12.37 КоАП РФ также проявляется в том, что изначально в 2003 г. размер базовой ставки страховых тарифов ОСАГО, например, для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, был установлен в размере 1 980 рублей <2>. Затем он дважды повышался, и в настоящий момент находится в диапазоне от 3 432 до 4 118 рублей <3>, то есть увеличился примерно в два раза. Соответственно, в среднем в два раза увеличилась и стоимость полиса ОСАГО. В то же время размер максимального административного штрафа за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, на протяжении уже 16 лет остается неизменным и составляет 800 рублей. Более того, как мы уже отмечали, у правонарушителей появилась возможность уменьшить его размер в два раза. Таким образом, в то время как стоимость полиса ОСАГО как объекта административного правонарушения выросла в два раза, административный штраф за невыполнение обязанности по страхованию, наоборот, фактически снизился в два раза, что ведет к росту числа рассматриваемых административных правонарушений.
(Смоляков А.И.)
("Вестник Омской юридической академии", 2018, N 3)Отсутствие учета экономической составляющей при установлении размера санкции ст. 12.37 КоАП РФ также проявляется в том, что изначально в 2003 г. размер базовой ставки страховых тарифов ОСАГО, например, для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, был установлен в размере 1 980 рублей <2>. Затем он дважды повышался, и в настоящий момент находится в диапазоне от 3 432 до 4 118 рублей <3>, то есть увеличился примерно в два раза. Соответственно, в среднем в два раза увеличилась и стоимость полиса ОСАГО. В то же время размер максимального административного штрафа за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, на протяжении уже 16 лет остается неизменным и составляет 800 рублей. Более того, как мы уже отмечали, у правонарушителей появилась возможность уменьшить его размер в два раза. Таким образом, в то время как стоимость полиса ОСАГО как объекта административного правонарушения выросла в два раза, административный штраф за невыполнение обязанности по страхованию, наоборот, фактически снизился в два раза, что ведет к росту числа рассматриваемых административных правонарушений.
Готовое решение: Как составить исковое заявление в арбитражный суд о взыскании страхового возмещения по ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете суммы финансовой санкции расчетная сумма равна страховой сумме, процентная ставка - 0,05% в день (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31).
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете суммы финансовой санкции расчетная сумма равна страховой сумме, процентная ставка - 0,05% в день (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31).
"Комментарий к главе 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ"
(постатейный)
(Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Страховые тарифы и методика их расчета в обязательном страховании определяются специальными нормами законов о конкретном виде страхования или нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними. В качестве примера можно привести страховые тарифы по ОСАГО (ст. 8 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Регулирование страхового тарифа на государственном уровне по обязательным видам страхования призвано защитить страхователей (застрахованных лиц) от возможного недобросовестного поведения страховщиков, а также снизить уровень социально-экономической напряженности от возложения обязанности осуществлять страхование.
(постатейный)
(Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Страховые тарифы и методика их расчета в обязательном страховании определяются специальными нормами законов о конкретном виде страхования или нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними. В качестве примера можно привести страховые тарифы по ОСАГО (ст. 8 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Регулирование страхового тарифа на государственном уровне по обязательным видам страхования призвано защитить страхователей (застрахованных лиц) от возможного недобросовестного поведения страховщиков, а также снизить уровень социально-экономической напряженности от возложения обязанности осуществлять страхование.
Интервью: Первоочередные меры - поддержка граждан
("Современные страховые технологии", 2022, N 2)Очередным этапом работы, направленной на установление более индивидуальных тарифов, стало издание Банком России нового нормативного акта, касающегося страховых тарифов по ОСАГО (Указание ЦБ от 08.12.2021 N 6007-У).
("Современные страховые технологии", 2022, N 2)Очередным этапом работы, направленной на установление более индивидуальных тарифов, стало издание Банком России нового нормативного акта, касающегося страховых тарифов по ОСАГО (Указание ЦБ от 08.12.2021 N 6007-У).
Статья: Новое в сфере ОСАГО
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2020, N 8)Первым еще в 2019 г. в Государственную Думу поступил законопроект N 754963-7, внесенный Правительством РФ. Он предусматривал значительные изменения в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) с учетом индивидуализации страховых тарифов, а также личностных характеристик страхователей и водителей транспортных средств.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2020, N 8)Первым еще в 2019 г. в Государственную Думу поступил законопроект N 754963-7, внесенный Правительством РФ. Он предусматривал значительные изменения в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) с учетом индивидуализации страховых тарифов, а также личностных характеристик страхователей и водителей транспортных средств.
Статья: Правовая природа страховой премии: основные черты
(Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2017, N 8)В законодательстве существует два режима правового регулирования страховых тарифов, а именно: самостоятельное определение страховщиками страховых тарифов и регулирование страховых тарифов органом страхового надзора. Так, в добровольном страховании страховые тарифы устанавливаются страховщиками самостоятельно на основе статистических данных (п. 2 ст. 954 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ"). Вместе с тем в предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органом страхового надзора (п. 2 ст. 954 ГК РФ). Так, режим регулирования страховых тарифов действует в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (и коэффициентов страховых тарифов), требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
(Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2017, N 8)В законодательстве существует два режима правового регулирования страховых тарифов, а именно: самостоятельное определение страховщиками страховых тарифов и регулирование страховых тарифов органом страхового надзора. Так, в добровольном страховании страховые тарифы устанавливаются страховщиками самостоятельно на основе статистических данных (п. 2 ст. 954 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ"). Вместе с тем в предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органом страхового надзора (п. 2 ст. 954 ГК РФ). Так, режим регулирования страховых тарифов действует в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (и коэффициентов страховых тарифов), требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.