Регулирование цен на продукты питания
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование цен на продукты питания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, антимонопольный орган, Банк России и др.) по итогам проверки Организации выявил, что не исполнено в срок законное предписание (постановление, представление, решение) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль: Банка России; антимонопольного органа; органа регулирования естественных монополий; органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства; органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), строительного надзора, в сфере государственного оборонного заказа, ветеринарного надзора и др. (например, не устранены нарушения требований градостроительного законодательства, не оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, пищевая продукция не соответствует требованиям технического регламента, отсутствует товаросопроводительная документация и пр.).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, антимонопольный орган, Банк России и др.) по итогам проверки Организации выявил, что не исполнено в срок законное предписание (постановление, представление, решение) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль: Банка России; антимонопольного органа; органа регулирования естественных монополий; органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства; органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), строительного надзора, в сфере государственного оборонного заказа, ветеринарного надзора и др. (например, не устранены нарушения требований градостроительного законодательства, не оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, пищевая продукция не соответствует требованиям технического регламента, отсутствует товаросопроводительная документация и пр.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)<19> Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров // Юрист. 2015. N 20. С. 41 - 46.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)<19> Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров // Юрист. 2015. N 20. С. 41 - 46.
Статья: Правовые аспекты обеспечения продовольственного суверенитета в условиях современных глобальных вызовов
(Вечернин Д.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)<7> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
(Вечернин Д.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)<7> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?
(утв. Минэкономразвития России)Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии сельского хозяйства"4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии сельского хозяйства"4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Регулирование цен может принимать форму максимальных и минимальных цен. Максимальные цены могут снизить стоимость, например, продуктов питания, сделав их более доступными, но недостатком является то, что максимальная цена может привести к снижению предложения и дефициту.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Регулирование цен может принимать форму максимальных и минимальных цен. Максимальные цены могут снизить стоимость, например, продуктов питания, сделав их более доступными, но недостатком является то, что максимальная цена может привести к снижению предложения и дефициту.
Статья: Международно-правовое регулирование продовольственной безопасности в современных условиях
(Вечернин Д.С.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<6> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
(Вечернин Д.С.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<6> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
Статья: Ценообразование как условие формирования рыночной конкуренции
(Попондопуло В.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 1)Так, по мнению Л. Мизеса, государственное регулирование цен на товары означает их фиксацию на определенном уровне, отличном от того, который был бы определен свободным рынком. Прибегая к этим мерам, государство благоволит либо потребителям - как в случае максимальных цен, либо продавцам - как в случае минимальных цен. Какую из групп власть захочет облагодетельствовать, зависит от политического баланса сил. При отсутствии конкуренции государственные компании, монополизировавшие снабжение предметами первой необходимости (продовольствия, топлива, электроэнергии, транспорта и проч.), занимают диктаторское положение. Они навязывают условия осуществления деятельности частным лицам, что проявляется в государственном регулировании тарифов, определении потребителей, объемов производства и т.п. В конечном счете это оборачиваются полным государственным регулированием производственной деятельности <9>.
(Попондопуло В.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 1)Так, по мнению Л. Мизеса, государственное регулирование цен на товары означает их фиксацию на определенном уровне, отличном от того, который был бы определен свободным рынком. Прибегая к этим мерам, государство благоволит либо потребителям - как в случае максимальных цен, либо продавцам - как в случае минимальных цен. Какую из групп власть захочет облагодетельствовать, зависит от политического баланса сил. При отсутствии конкуренции государственные компании, монополизировавшие снабжение предметами первой необходимости (продовольствия, топлива, электроэнергии, транспорта и проч.), занимают диктаторское положение. Они навязывают условия осуществления деятельности частным лицам, что проявляется в государственном регулировании тарифов, определении потребителей, объемов производства и т.п. В конечном счете это оборачиваются полным государственным регулированием производственной деятельности <9>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)перечень товаров и услуг, по которым субъекты РФ вправе вводить регулирование цен путем установления тарифов и надбавок <2>. Например, предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам изготовителей продуктов детского питания, которые устанавливаются органами субъектов РФ, не превышают, как правило, 20%.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)перечень товаров и услуг, по которым субъекты РФ вправе вводить регулирование цен путем установления тарифов и надбавок <2>. Например, предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам изготовителей продуктов детского питания, которые устанавливаются органами субъектов РФ, не превышают, как правило, 20%.
Вопрос: Какие требования установлены к производству и обороту электронных сигарет?
(Консультация эксперта, 2025)Никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, бестабачная смесь для нагревания, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий) (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, бестабачная смесь для нагревания, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий) (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ).
Вопрос: Высокая цена/рост цен на рыбу.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В свою очередь государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В свою очередь государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Интервью: Российский антитраст ищет себя
("Закон", 2024, N 7)- Вмешательство государства в экономику существует всегда. Понятно, что изначально оно определяется политическим режимом, типом экономики и выбираемыми методами регулирования. Есть экономическое регулирование в чистом виде, которое прямо воздействует на спрос и предложение, регулирует цены на рынке в той или иной степени (пример - отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости). Есть также тарифное, налоговое, таможенно-тарифное, антимонопольное регулирование, регулирование внешнеэкономической деятельности и многое другое. Везде есть экономический эффект регулирования, который так или иначе воздействует на цены. Цены будут либо снижаться, либо повышаться под воздействием тех или иных правил.
("Закон", 2024, N 7)- Вмешательство государства в экономику существует всегда. Понятно, что изначально оно определяется политическим режимом, типом экономики и выбираемыми методами регулирования. Есть экономическое регулирование в чистом виде, которое прямо воздействует на спрос и предложение, регулирует цены на рынке в той или иной степени (пример - отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости). Есть также тарифное, налоговое, таможенно-тарифное, антимонопольное регулирование, регулирование внешнеэкономической деятельности и многое другое. Везде есть экономический эффект регулирования, который так или иначе воздействует на цены. Цены будут либо снижаться, либо повышаться под воздействием тех или иных правил.
Вопрос: Высокая цена/рост цен на продовольственные товары.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В свою очередь, государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В свою очередь, государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Кассационный суд округа с выводами нижестоящих инстанций не согласился и иск удовлетворил в полном объеме, руководствуясь следующим. Учитывая, что согласованное сторонами условие о выплате премий в размере 20% внесено в договор 1 октября 2010 г., в течение длительного периода исполнялось сторонами, при этом поставщик не представил доказательств направления покупателю предложения об изменении условий договора, сами по себе суждения общества о том, что отношения по торговле непродовольственными товарами могут быть подвержены тем же негативным тенденциям, что и при торговле продовольственными товарами, соответствуют цели государственного регулирования, выраженной в положениях ч. 4 ст. 9 Закона о торговле (недопущение немотивированного завышения объемов продаж, формирования необоснованно завышенных объемов потенциально нереализуемых товаров), не являются основанием для произвольного отказа общества от исполнения принятых на себя обязательств по договору (ст. 309, 310 ГК РФ). Поскольку отношения сторон урегулированы договором, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), отсутствия нормативного регулирования цен на поставляемые обществом товары (ст. 422 ГК РФ), стороны вправе установить цену на товар по своему соглашению, в том числе определить условия о скидках (стимулирующих выплатах), что, по существу, и представляет собой выплата покупателю премий за соблюдение им определенных условий, касающихся приобретения установленного количества непродовольственных товаров. В этой связи кассационный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ограничения права сторон на определение такого договорного условия (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2020 г. по делу N А45-35627/2018).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Кассационный суд округа с выводами нижестоящих инстанций не согласился и иск удовлетворил в полном объеме, руководствуясь следующим. Учитывая, что согласованное сторонами условие о выплате премий в размере 20% внесено в договор 1 октября 2010 г., в течение длительного периода исполнялось сторонами, при этом поставщик не представил доказательств направления покупателю предложения об изменении условий договора, сами по себе суждения общества о том, что отношения по торговле непродовольственными товарами могут быть подвержены тем же негативным тенденциям, что и при торговле продовольственными товарами, соответствуют цели государственного регулирования, выраженной в положениях ч. 4 ст. 9 Закона о торговле (недопущение немотивированного завышения объемов продаж, формирования необоснованно завышенных объемов потенциально нереализуемых товаров), не являются основанием для произвольного отказа общества от исполнения принятых на себя обязательств по договору (ст. 309, 310 ГК РФ). Поскольку отношения сторон урегулированы договором, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), отсутствия нормативного регулирования цен на поставляемые обществом товары (ст. 422 ГК РФ), стороны вправе установить цену на товар по своему соглашению, в том числе определить условия о скидках (стимулирующих выплатах), что, по существу, и представляет собой выплата покупателю премий за соблюдение им определенных условий, касающихся приобретения установленного количества непродовольственных товаров. В этой связи кассационный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ограничения права сторон на определение такого договорного условия (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2020 г. по делу N А45-35627/2018).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;