Регулирование цен на продукты
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование цен на продукты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на возмещение недополученных доходов (затрат)
(КонсультантПлюс, 2025)Довод подателя жалобы о том, что Комитет правомерно отказал в выплате субсидии по причине предоставления Предприятием неполного комплекта документов, несостоятелен, поскольку само по себе возникновение в результате тарифного регулирования убытков свидетельствует о нарушенном праве Предприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Довод подателя жалобы о том, что Комитет правомерно отказал в выплате субсидии по причине предоставления Предприятием неполного комплекта документов, несостоятелен, поскольку само по себе возникновение в результате тарифного регулирования убытков свидетельствует о нарушенном праве Предприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая политика государства в сфере публичных финансов как средство обеспечения экономической безопасности
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Вместе с тем необходимо отметить положительную динамику в решении вопросов ценообразования: в Госдуму планируется внести проект о государственном регулировании цен на продукты <20> посредством поправок в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Вместе с тем необходимо отметить положительную динамику в решении вопросов ценообразования: в Госдуму планируется внести проект о государственном регулировании цен на продукты <20> посредством поправок в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статья: Кто и когда платит "налог на переводы с карты на карту"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)В письме АБР предупреждает, что отсутствие механизма компенсации убытков банков от введения запрета может привести к сворачиванию данного направления переводов в связи с его нерентабельностью. Еще одно следствие нерыночного регулирования комиссий - повышение тарифов на другие банковские продукты и услуги, утверждает ассоциация.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)В письме АБР предупреждает, что отсутствие механизма компенсации убытков банков от введения запрета может привести к сворачиванию данного направления переводов в связи с его нерентабельностью. Еще одно следствие нерыночного регулирования комиссий - повышение тарифов на другие банковские продукты и услуги, утверждает ассоциация.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1088
(ред. от 21.10.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)")35. Ключевым показателем федерального государственного контроля (надзора) является отношение вреда (ущерба), причиненного в результате завышения цен (тарифов) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), к валовому внутреннему продукту (далее - ключевой показатель).
(ред. от 21.10.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)")35. Ключевым показателем федерального государственного контроля (надзора) является отношение вреда (ущерба), причиненного в результате завышения цен (тарифов) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), к валовому внутреннему продукту (далее - ключевой показатель).
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?
(утв. Минэкономразвития России)Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?
Интервью: Конкуренция на страховом рынке: факторы и тенденции
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)С другой стороны, правильно выстроенные механизмы конкуренции способствуют повышению клиентоориентированности рынка, что, в свою очередь, выражается в росте стандартов качества услуг, рыночном регулировании тарифов и комиссий, расширении линейки предлагаемых продуктов, самоочищении рынка от слабых и недобросовестных участников.
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)С другой стороны, правильно выстроенные механизмы конкуренции способствуют повышению клиентоориентированности рынка, что, в свою очередь, выражается в росте стандартов качества услуг, рыночном регулировании тарифов и комиссий, расширении линейки предлагаемых продуктов, самоочищении рынка от слабых и недобросовестных участников.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Нет единого мнения о том, являются ли цифровые продукты, продаваемые в электронном виде, товарами, регулируемыми в международном обороте Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), услугами, регулируемыми ГАТС, или категорией sui generis, заслуживающей собственного регулирования <44>. Если признать, что отношения регулируются ГАТС, то возникает отдельный вопрос о том, в какой из способов и секторов услуг они попадают <45>.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Нет единого мнения о том, являются ли цифровые продукты, продаваемые в электронном виде, товарами, регулируемыми в международном обороте Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), услугами, регулируемыми ГАТС, или категорией sui generis, заслуживающей собственного регулирования <44>. Если признать, что отношения регулируются ГАТС, то возникает отдельный вопрос о том, в какой из способов и секторов услуг они попадают <45>.
Статья: Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости экономики
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Подводя итоги 2022 г., вице-президент ВСС Э.Л. Платонова выделила основные риски, оказавшие влияние на страховой рынок: макроэкономические; санкционные; перестраховочные; инвестиционные; технологические; риски убыточности, связанные с нарушением цепочек поставок и невозможностью натурального возмещения ущерба по моторным видам страхования, с ростом обращаемости в медицинские учреждения и крупными убытками по огневому страхованию; снижение спроса на страховые услуги, обусловленное сокращением платежеспособного спроса по добровольным видам, уходом иностранного бизнеса и возросшей конкуренцией с другими инвестиционными и накопительными финансовыми инструментами. Тем не менее по итогам 2022 г. ключевые показатели страхового рынка в среднем остались на уровне предыдущего года, а некоторые показатели выросли. Во многом этому способствовали стабилизационные меры, принятые Банком России и государственными органами: смягчение регуляторных и надзорных требований в 2022 и 2023 гг.; содействие в решении вопросов с международными расчетами и зарубежными инвестициями, подпавшими под санкции; своевременное изменение тарифного регулирования ОСАГО; перенос сроков увеличения уставного капитала; расширение национальной перестраховочной емкости; развитие отечественных программных продуктов. В качестве перспектив развития страхового рынка в 2023 г. были выделены сохранение спроса на продукты страхования жизни, увеличение продаж новых автомобилей российского и китайского производства, рост товарооборота и формирование новых логистических цепочек, создание системы гарантирования в страховании жизни, автоматизация проверки наличия полиса и запуск системы электронного урегулирования страховых событий в ОСАГО, а также создание и развитие национальной страховой информационной системы (НСИС) Банка России.
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Подводя итоги 2022 г., вице-президент ВСС Э.Л. Платонова выделила основные риски, оказавшие влияние на страховой рынок: макроэкономические; санкционные; перестраховочные; инвестиционные; технологические; риски убыточности, связанные с нарушением цепочек поставок и невозможностью натурального возмещения ущерба по моторным видам страхования, с ростом обращаемости в медицинские учреждения и крупными убытками по огневому страхованию; снижение спроса на страховые услуги, обусловленное сокращением платежеспособного спроса по добровольным видам, уходом иностранного бизнеса и возросшей конкуренцией с другими инвестиционными и накопительными финансовыми инструментами. Тем не менее по итогам 2022 г. ключевые показатели страхового рынка в среднем остались на уровне предыдущего года, а некоторые показатели выросли. Во многом этому способствовали стабилизационные меры, принятые Банком России и государственными органами: смягчение регуляторных и надзорных требований в 2022 и 2023 гг.; содействие в решении вопросов с международными расчетами и зарубежными инвестициями, подпавшими под санкции; своевременное изменение тарифного регулирования ОСАГО; перенос сроков увеличения уставного капитала; расширение национальной перестраховочной емкости; развитие отечественных программных продуктов. В качестве перспектив развития страхового рынка в 2023 г. были выделены сохранение спроса на продукты страхования жизни, увеличение продаж новых автомобилей российского и китайского производства, рост товарооборота и формирование новых логистических цепочек, создание системы гарантирования в страховании жизни, автоматизация проверки наличия полиса и запуск системы электронного урегулирования страховых событий в ОСАГО, а также создание и развитие национальной страховой информационной системы (НСИС) Банка России.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания <25>. Отсутствие нормативного регулирования в отношении всех остальных продуктов на отечественном рынке приводит к тому, что наценка может достигать 100% <26>.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания <25>. Отсутствие нормативного регулирования в отношении всех остальных продуктов на отечественном рынке приводит к тому, что наценка может достигать 100% <26>.
Статья: Правовые аспекты обеспечения продовольственного суверенитета в условиях современных глобальных вызовов
(Вечернин Д.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)<7> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
(Вечернин Д.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)<7> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Такие и иные примеры участия президента страны в урегулировании проблемных вопросов в экономике, как с ПАО "РусГидро", Кандалакшским алюминиевым заводом и др., позволяют нам сформулировать промежуточный вывод, который сводится к тому, что национальная экономика не может считаться полноправным участником международной торговли и мировых финансовых рынков по следующим причинам. Во-первых, существующая форма глобализации, которую ведущие западные государства пытаются решить нерыночными методами конкуренции, не дает российским хозяйствующим субъектам доступ к передовым технологиям, а, наоборот, ведет к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни и др. Второе, что крайне важно, государству необходимо научиться вырабатывать, с одной стороны, механизмы защиты своего товаропроизводителя, в том числе мерами уголовно-правового характера, а с другой - систему контроля вопросов ценообразования. Причем следует понимать, что в рыночной экономике не может существовать государственное регулирование цен - это приведет к уходу производителей товаров с рынка и товарному дефициту, как происходит сегодня во многих сегментах рынка - отечественные производители предпочитают экспортировать продукт, а не продавать на местном рынке. Целый ряд отечественных специалистов в области экономики ратует за введение ограничений на экспорт товаров отечественного производителя. Как показывает история, это тоже не решение проблемы. Ее решение - снижение числа фискальных проверок бизнеса, в том числе со стороны правоохранительных органов, а также обеспечение низких банковских ставок. Для примера, в европейских странах они составляют от 1 до 3%, в Америке - от 0,25%, а у нас - от 10% и выше.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Такие и иные примеры участия президента страны в урегулировании проблемных вопросов в экономике, как с ПАО "РусГидро", Кандалакшским алюминиевым заводом и др., позволяют нам сформулировать промежуточный вывод, который сводится к тому, что национальная экономика не может считаться полноправным участником международной торговли и мировых финансовых рынков по следующим причинам. Во-первых, существующая форма глобализации, которую ведущие западные государства пытаются решить нерыночными методами конкуренции, не дает российским хозяйствующим субъектам доступ к передовым технологиям, а, наоборот, ведет к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни и др. Второе, что крайне важно, государству необходимо научиться вырабатывать, с одной стороны, механизмы защиты своего товаропроизводителя, в том числе мерами уголовно-правового характера, а с другой - систему контроля вопросов ценообразования. Причем следует понимать, что в рыночной экономике не может существовать государственное регулирование цен - это приведет к уходу производителей товаров с рынка и товарному дефициту, как происходит сегодня во многих сегментах рынка - отечественные производители предпочитают экспортировать продукт, а не продавать на местном рынке. Целый ряд отечественных специалистов в области экономики ратует за введение ограничений на экспорт товаров отечественного производителя. Как показывает история, это тоже не решение проблемы. Ее решение - снижение числа фискальных проверок бизнеса, в том числе со стороны правоохранительных органов, а также обеспечение низких банковских ставок. Для примера, в европейских странах они составляют от 1 до 3%, в Америке - от 0,25%, а у нас - от 10% и выше.
Статья: Объекты предпринимательских правоотношений в сфере внешней торговли услугами в условиях цифровой экономики
(Ворникова Е.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Нет единого мнения о том, являются ли цифровые продукты, продаваемые в электронном виде, товарами, регулируемыми в международном обороте Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), услугами, регулируемыми ГАТС, или какой-либо иной категорией, заслуживающей своего собственного регулирования <17>.
(Ворникова Е.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Нет единого мнения о том, являются ли цифровые продукты, продаваемые в электронном виде, товарами, регулируемыми в международном обороте Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), услугами, регулируемыми ГАТС, или какой-либо иной категорией, заслуживающей своего собственного регулирования <17>.
Статья: Международно-правовое регулирование продовольственной безопасности в современных условиях
(Вечернин Д.С.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<6> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
(Вечернин Д.С.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)<6> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)перечень товаров и услуг, по которым субъекты РФ вправе вводить регулирование цен путем установления тарифов и надбавок <2>. Например, предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам изготовителей продуктов детского питания, которые устанавливаются органами субъектов РФ, не превышают, как правило, 20%.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)перечень товаров и услуг, по которым субъекты РФ вправе вводить регулирование цен путем установления тарифов и надбавок <2>. Например, предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам изготовителей продуктов детского питания, которые устанавливаются органами субъектов РФ, не превышают, как правило, 20%.
Статья: Некоторые финансово-правовые аспекты регулирования ценообразования
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Административно в Японии регулируется около 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания <15>.
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Административно в Японии регулируется около 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания <15>.