Регламент судебных примирителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент судебных примирителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система принципов судебного примирения в арбитражном процессе
(Гиззятов Т.Р.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 2)Также отдельно стоит сказать о связях, возникающих между сторонами и судебным примирителем, между судебным примирителем и судом. Согласно ч. 2 ст. 138.5 АПК РФ, п. 3 ст. 7 Регламента судебный примиритель независим. В связи с этим его процессуальные отношения с судом по правовой природе могут быть только горизонтальными. Соответственно, отношения между спорящими сторонами, которые в силу положений ст. 4 Регламента должны сотрудничать, также выстраиваются в горизонтальной плоскости. По этой причине представляется обоснованной позиция, что отношения между судебным примирителем и сторонами конфликта должны выстраиваться по принципу диагонального типа, поскольку подразумевают элементы властного управления процедурой примирения со стороны судебного примирителя <12>.
(Гиззятов Т.Р.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 2)Также отдельно стоит сказать о связях, возникающих между сторонами и судебным примирителем, между судебным примирителем и судом. Согласно ч. 2 ст. 138.5 АПК РФ, п. 3 ст. 7 Регламента судебный примиритель независим. В связи с этим его процессуальные отношения с судом по правовой природе могут быть только горизонтальными. Соответственно, отношения между спорящими сторонами, которые в силу положений ст. 4 Регламента должны сотрудничать, также выстраиваются в горизонтальной плоскости. По этой причине представляется обоснованной позиция, что отношения между судебным примирителем и сторонами конфликта должны выстраиваться по принципу диагонального типа, поскольку подразумевают элементы властного управления процедурой примирения со стороны судебного примирителя <12>.
Статья: Мировое соглашение как результат судебной примирительной процедуры (судебного примирения)
(Солохин А.Е.)
("Закон", 2023, N 4)Может ли в дальнейшем суд не утвердить мировое соглашение лишь на том основании, что вопреки положениям Регламента судебный примиритель не осуществлял содействие при его подготовке? Полагаем, что нет, поскольку, во-первых, факт оказания данного содействия никак не фиксируется, во-вторых, его неоказание не будет в силу процессуального законодательства являться основанием для отказа в утверждении судом мирового соглашения. Однако все же желательно дополнить Регламент положением, прямо закрепляющим, что неоказание судебным примирителем содействия при подготовке мирового соглашения само по себе не является основанием для отказа в его утверждении судом.
(Солохин А.Е.)
("Закон", 2023, N 4)Может ли в дальнейшем суд не утвердить мировое соглашение лишь на том основании, что вопреки положениям Регламента судебный примиритель не осуществлял содействие при его подготовке? Полагаем, что нет, поскольку, во-первых, факт оказания данного содействия никак не фиксируется, во-вторых, его неоказание не будет в силу процессуального законодательства являться основанием для отказа в утверждении судом мирового соглашения. Однако все же желательно дополнить Регламент положением, прямо закрепляющим, что неоказание судебным примирителем содействия при подготовке мирового соглашения само по себе не является основанием для отказа в его утверждении судом.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
Статья: Примирительные процедуры с использованием специальных знаний: применим ли в России опыт американской, французской или итальянской модели?
(Ковалева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Между тем в США в качестве специальных мастеров, назначаемых в том числе в медиативных целях, могут быть назначены наряду с другими лицами, обладающими специальными и (или) юридическими знаниями, и судьи в отставке. Недавняя новеллизация отечественного цивилистического процессуального законодательства привнесла в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ новую примирительную процедуру - судебное примирение, в которой в качестве судебного примирителя выступает именно судья в отставке. Однако по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ назначение судебного примирителя ex officio невозможно. При выборе судебного примирителя стороны ограничены тем числом лиц, которые включены в реестр соответствующего суда. Для сторон участие судебного примирителя не является затратным, поскольку осуществляется за счет средств федерального бюджета. Взаимосвязь судебного примирителя с судом, его назначившим, осуществляется в соответствии с Регламентом судебного примирения (далее - Регламент). Судебный примиритель вправе с согласия суда согласно ст. 14 Регламента знакомиться с материалами дела. Пункт 3 ст. 14 Регламента предписывает обязательность ответа судебного примирителя на запросы суда о предоставлении информации о ходе судебного примирения. В соответствии с ч. 5 ст. 153.6 ГПК РФ судья вправе обратиться к судебному примирителю с соответствующим запросом не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней. Срок ответа судебного примирителя на данный судебный запрос ограничен следующим днем со дня его получения.
(Ковалева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Между тем в США в качестве специальных мастеров, назначаемых в том числе в медиативных целях, могут быть назначены наряду с другими лицами, обладающими специальными и (или) юридическими знаниями, и судьи в отставке. Недавняя новеллизация отечественного цивилистического процессуального законодательства привнесла в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ новую примирительную процедуру - судебное примирение, в которой в качестве судебного примирителя выступает именно судья в отставке. Однако по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ назначение судебного примирителя ex officio невозможно. При выборе судебного примирителя стороны ограничены тем числом лиц, которые включены в реестр соответствующего суда. Для сторон участие судебного примирителя не является затратным, поскольку осуществляется за счет средств федерального бюджета. Взаимосвязь судебного примирителя с судом, его назначившим, осуществляется в соответствии с Регламентом судебного примирения (далее - Регламент). Судебный примиритель вправе с согласия суда согласно ст. 14 Регламента знакомиться с материалами дела. Пункт 3 ст. 14 Регламента предписывает обязательность ответа судебного примирителя на запросы суда о предоставлении информации о ходе судебного примирения. В соответствии с ч. 5 ст. 153.6 ГПК РФ судья вправе обратиться к судебному примирителю с соответствующим запросом не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней. Срок ответа судебного примирителя на данный судебный запрос ограничен следующим днем со дня его получения.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения. Судебное примирение проводится в форме переговоров с целью достижения сторонами взаимоприемлемого результата и решения конфликта. Данная процедура возможна на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено законом. Судебное примирение возможно по ходатайству одной из сторон либо по инициативе суда при согласии сторон. О проведении процедуры судебного примирения судом выносится соответствующее определение. Срок примирения устанавливается судом, однако он может быть продлен по ходатайству сторон, а также завершен досрочно. Регламентом определены права и обязанности сторон судебного примирения и судебных примирителей, порядок назначения последних и их функции. Судебным примирителем может быть судья в отставке, который включен в список судебных примирителей, утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ, не привлечен к осуществлению правосудия и не работает в органах государственной власти <9>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения. Судебное примирение проводится в форме переговоров с целью достижения сторонами взаимоприемлемого результата и решения конфликта. Данная процедура возможна на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено законом. Судебное примирение возможно по ходатайству одной из сторон либо по инициативе суда при согласии сторон. О проведении процедуры судебного примирения судом выносится соответствующее определение. Срок примирения устанавливается судом, однако он может быть продлен по ходатайству сторон, а также завершен досрочно. Регламентом определены права и обязанности сторон судебного примирения и судебных примирителей, порядок назначения последних и их функции. Судебным примирителем может быть судья в отставке, который включен в список судебных примирителей, утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ, не привлечен к осуществлению правосудия и не работает в органах государственной власти <9>.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Далее в ст. 14 Регламента судебному примирителю предоставляется возможность предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предложить ответчику проверить обоснованность возражений на иск. Конечно, возможно необдуманное обращение в суд с иском со стороны истца. Присутствует вероятность того, что ответчик по каким-либо причинам не оценил собственные возражения на иск. Но очевидно, что оба субъекта в большинстве случаев оценили правомерность, оправданность и др. при обращении с иском или при представлении возражений на иск. Приведенное положение Регламента не следовало оставлять в окончательной редакции документа.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Далее в ст. 14 Регламента судебному примирителю предоставляется возможность предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предложить ответчику проверить обоснованность возражений на иск. Конечно, возможно необдуманное обращение в суд с иском со стороны истца. Присутствует вероятность того, что ответчик по каким-либо причинам не оценил собственные возражения на иск. Но очевидно, что оба субъекта в большинстве случаев оценили правомерность, оправданность и др. при обращении с иском или при представлении возражений на иск. Приведенное положение Регламента не следовало оставлять в окончательной редакции документа.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основная специфика заключается как раз в некоторых полномочиях судебного примирителя, которые закреплены в ч. 5 данной статьи и в ст. 14 Регламента. Так, судебный примиритель знакомится с материалами дела с согласия суда, разъясняет законодательство и практику его применения, дает рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений, и далее в Регламенте уточняется, какие именно рекомендации может давать судебный примиритель. В частности предлагает истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагает ответчику проверить обоснованность возражений на иск.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основная специфика заключается как раз в некоторых полномочиях судебного примирителя, которые закреплены в ч. 5 данной статьи и в ст. 14 Регламента. Так, судебный примиритель знакомится с материалами дела с согласия суда, разъясняет законодательство и практику его применения, дает рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений, и далее в Регламенте уточняется, какие именно рекомендации может давать судебный примиритель. В частности предлагает истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагает ответчику проверить обоснованность возражений на иск.
Статья: О концепте примирительных процедур и их ценностных ориентирах
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Мы выделили те положения Регламента, которые, кроме организационного по характеру п. 6, несут в себе по сути процессуальное содержание и которые, на наш взгляд, бесспорно должны быть урегулированы процессуальным законодательством, но никак не подзаконным актом. Это первое, что хотелось бы подчеркнуть. Второе: более точно следует выстроить процедурные взаимоотношения между судебным примирением как непроцессуальной процедурой и судебным процессом, в том числе по вопросу возобновления производства по делу, процессуальное полномочие на что имеет только суд. Третье: полагаем, Пленум ВС РФ в анализируемом Регламенте вышел за пределы своей компетенции, передав судебному примирителю функции суда по проверке законности реализуемых сторонами распорядительных действий: согласно п. 2 ст. 24 Регламента "судебному примирителю необходимо выяснить наличие единообразного понимания условий мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам каждой из сторон, проверить подготовленное соглашение на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом" (курсив наш. - Т.С.).
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Мы выделили те положения Регламента, которые, кроме организационного по характеру п. 6, несут в себе по сути процессуальное содержание и которые, на наш взгляд, бесспорно должны быть урегулированы процессуальным законодательством, но никак не подзаконным актом. Это первое, что хотелось бы подчеркнуть. Второе: более точно следует выстроить процедурные взаимоотношения между судебным примирением как непроцессуальной процедурой и судебным процессом, в том числе по вопросу возобновления производства по делу, процессуальное полномочие на что имеет только суд. Третье: полагаем, Пленум ВС РФ в анализируемом Регламенте вышел за пределы своей компетенции, передав судебному примирителю функции суда по проверке законности реализуемых сторонами распорядительных действий: согласно п. 2 ст. 24 Регламента "судебному примирителю необходимо выяснить наличие единообразного понимания условий мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам каждой из сторон, проверить подготовленное соглашение на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом" (курсив наш. - Т.С.).
Статья: Судья в отставке как судебный примиритель
(Мельников В.Ю.)
("Мировой судья", 2024, N 3)Как показало проведенное исследование, на практике возникает много вопросов. Так, например, исходя из буквального толкования ст. 12 Регламента, сторонам и судебному примирителю необходимо согласовывать не участие третьих лиц в мировом соглашении в частности, а их участие в судебном примирении в целом. А.Е. Солохин отмечает: "Но могут ли такие лица, не участвуя в судебной примирительной процедуре, стать участниками мирового соглашения, заключенного по итогам ее проведения?" <7>. Участникам также бывает не вполне понятно, должен ли присутствовать судебный примиритель при выработке сторонами условий мирового соглашения; может ли он каким-то образом влиять на его содержание и какова возможная степень и глубина такого влияния. Участие судебного примирителя в процессе выработки условий и составления мирового соглашения будет способствовать повышению вероятности его дальнейшего утверждения судом и принудительного исполнения, а также повышению эффективности как процедуры судебного примирения, так и судопроизводства в целом. Имеют место случаи, когда мировое соглашение не может заключаться под отлагательным либо отменительным условием и не может содержать различные варианты его исполнения <8>.
(Мельников В.Ю.)
("Мировой судья", 2024, N 3)Как показало проведенное исследование, на практике возникает много вопросов. Так, например, исходя из буквального толкования ст. 12 Регламента, сторонам и судебному примирителю необходимо согласовывать не участие третьих лиц в мировом соглашении в частности, а их участие в судебном примирении в целом. А.Е. Солохин отмечает: "Но могут ли такие лица, не участвуя в судебной примирительной процедуре, стать участниками мирового соглашения, заключенного по итогам ее проведения?" <7>. Участникам также бывает не вполне понятно, должен ли присутствовать судебный примиритель при выработке сторонами условий мирового соглашения; может ли он каким-то образом влиять на его содержание и какова возможная степень и глубина такого влияния. Участие судебного примирителя в процессе выработки условий и составления мирового соглашения будет способствовать повышению вероятности его дальнейшего утверждения судом и принудительного исполнения, а также повышению эффективности как процедуры судебного примирения, так и судопроизводства в целом. Имеют место случаи, когда мировое соглашение не может заключаться под отлагательным либо отменительным условием и не может содержать различные варианты его исполнения <8>.
Статья: Условия эффективного развития судебного примирения в России
(Иванова Е.А., Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Российский судья", 2022, N 4)В соответствии с Регламентом судебный примиритель - это судья, пребывающий в отставке, включенный в список судебных примирителей, утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ. При формировании списка учитываются: опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и Кодексу судейской этики.
(Иванова Е.А., Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Российский судья", 2022, N 4)В соответствии с Регламентом судебный примиритель - это судья, пребывающий в отставке, включенный в список судебных примирителей, утвержденный Пленумом Верховного Суда РФ. При формировании списка учитываются: опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и Кодексу судейской этики.
Ситуация: Какие примирительные процедуры можно использовать в гражданском процессе и как?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения. На этой стадии стороны выносят предложения, как им урегулировать спор, а судебный примиритель им в этом содействует (п. 1 ст. 22 Регламента N 41).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения. На этой стадии стороны выносят предложения, как им урегулировать спор, а судебный примиритель им в этом содействует (п. 1 ст. 22 Регламента N 41).