Регламент сотрудников ГИБДД
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент сотрудников ГИБДД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2024 N 16-277/2024 (УИД 52MS0066-01-2023-000626-11)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано.Утверждение заявителя об отсутствии оснований для остановки транспортного средства, о нарушении сотрудниками ГИБДД Административного регламента, выразившегося в том, что инспектор ГИБДД не представился, не разъяснил причины остановки транспортного средства, не свидетельствуют о нарушении должностным лицом процессуальных требований, влекущим отмену обжалуемых актов и прекращение производства по делу.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано.Утверждение заявителя об отсутствии оснований для остановки транспортного средства, о нарушении сотрудниками ГИБДД Административного регламента, выразившегося в том, что инспектор ГИБДД не представился, не разъяснил причины остановки транспортного средства, не свидетельствуют о нарушении должностным лицом процессуальных требований, влекущим отмену обжалуемых актов и прекращение производства по делу.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2024 N 16-1362/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Субъективное мнение о нарушении сотрудниками ГИБДД положений административного регламента не свидетельствуют ни о наличии существенных нарушениях процессуальных требований, указывающих на недопустимость полученных доказательств, ни на нарушение требований законности при составлении административного материала и привлечении к административной ответственности. В настоящем случае сотрудники ГИБДД правильно установив лицо, управлявшее транспортным средством, выявив у данного лица признаки опьянения, правомерно применили к нему меры обеспечения производства по делу. Нарушений требований законности и установленного законом порядка при применении мер обеспечения по делу в отношении водителя Е.И. сотрудниками ГИБДД не допущено. Последовательность применения мер обеспечения производства по делу и установленный порядок соблюдены.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Субъективное мнение о нарушении сотрудниками ГИБДД положений административного регламента не свидетельствуют ни о наличии существенных нарушениях процессуальных требований, указывающих на недопустимость полученных доказательств, ни на нарушение требований законности при составлении административного материала и привлечении к административной ответственности. В настоящем случае сотрудники ГИБДД правильно установив лицо, управлявшее транспортным средством, выявив у данного лица признаки опьянения, правомерно применили к нему меры обеспечения производства по делу. Нарушений требований законности и установленного законом порядка при применении мер обеспечения по делу в отношении водителя Е.И. сотрудниками ГИБДД не допущено. Последовательность применения мер обеспечения производства по делу и установленный порядок соблюдены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Номера на авто теперь опасно скрывать
(Кашкаров А.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Причем такая ситуация традиционна не только в России. Ибо сам текст закона конкретного регламента действий сотрудников ГИБДД (ведомства, недавно снова переименованного в ГАИ) не предусматривает. Равно как и наиболее близкие (к практике работы сотрудника МВД) документы, такие в данном случае, как "наставление для ДПС" (в полиции общественной безопасности - наставления для ППС - патрульно-постовой службы), а также расширенный комментарий к статьям КоАП на 700 страницах. Но в данном случае внесение изменений в КоАП уже состоялось соответствующим законом, следовательно, его действие уже актуально. А правоприменительная практика и инструкции по конкретным критериям определения "сокрытия" государственных номерных знаков, чтобы исключить протесты и ошибки на местах, будут уточняться.
(Кашкаров А.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Причем такая ситуация традиционна не только в России. Ибо сам текст закона конкретного регламента действий сотрудников ГИБДД (ведомства, недавно снова переименованного в ГАИ) не предусматривает. Равно как и наиболее близкие (к практике работы сотрудника МВД) документы, такие в данном случае, как "наставление для ДПС" (в полиции общественной безопасности - наставления для ППС - патрульно-постовой службы), а также расширенный комментарий к статьям КоАП на 700 страницах. Но в данном случае внесение изменений в КоАП уже состоялось соответствующим законом, следовательно, его действие уже актуально. А правоприменительная практика и инструкции по конкретным критериям определения "сокрытия" государственных номерных знаков, чтобы исключить протесты и ошибки на местах, будут уточняться.
Готовое решение: Как юридическому лицу поставить на учет и снять с учета транспортное средство
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам откажут в регистрации, то в заявлении укажут основания отказа, которые удостоверят печатью госавтоинспекции и подписью сотрудника. Об отказе вас уведомят письменно в день обращения, указав его причины (п. 93 Регламента).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам откажут в регистрации, то в заявлении укажут основания отказа, которые удостоверят печатью госавтоинспекции и подписью сотрудника. Об отказе вас уведомят письменно в день обращения, указав его причины (п. 93 Регламента).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в процессе производства регистрационного действия в соответствии с требованиями пп. 39 - 41 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в процессе производства регистрационного действия в соответствии с требованиями пп. 39 - 41 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605.
Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80
(ред. от 26.05.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62837)3. Информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) <3>, на официальном сайте МВД России <4> и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне <5> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <6>, на информационных стендах экзаменационных подразделений, а также предоставляется сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях, на которых в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) возложены обязанности по выполнению административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги <7>, работниками многофункциональных центров по телефону либо на личном приеме.
(ред. от 26.05.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62837)3. Информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) <3>, на официальном сайте МВД России <4> и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне <5> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <6>, на информационных стендах экзаменационных подразделений, а также предоставляется сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях, на которых в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) возложены обязанности по выполнению административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги <7>, работниками многофункциональных центров по телефону либо на личном приеме.
Ситуация: Как внести в свидетельство о регистрации изменения характеристик транспортного средства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, вы можете направить заявление с приложенными к нему документами в электронной форме с помощью Единого портала госуслуг, подписанное простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. 27.1 п. 27, п. п. 59, 155 Административного регламента N 950).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, вы можете направить заявление с приложенными к нему документами в электронной форме с помощью Единого портала госуслуг, подписанное простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. 27.1 п. 27, п. п. 59, 155 Административного регламента N 950).
Статья: Фото- и видеосъемка в общественных местах (правила, ограничения и запреты)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями п. 25 ныне утратившего силу Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, даже предусматривалось, что сотрудник ГИБДД не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен был сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями п. 25 ныне утратившего силу Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, даже предусматривалось, что сотрудник ГИБДД не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен был сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Ситуация: Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Часто для решения вопроса достаточно устранить причины, послужившие основаниями для отказа в совершении регистрационных действий, и повторно обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о регистрации транспортного средства и необходимыми документами (ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 283-ФЗ; п. 27 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Часто для решения вопроса достаточно устранить причины, послужившие основаниями для отказа в совершении регистрационных действий, и повторно обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о регистрации транспортного средства и необходимыми документами (ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 283-ФЗ; п. 27 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950).
Ситуация: Как внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства при смене места жительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение часа с момента приема сотрудником ГИБДД необходимых документов (с учетом режима работы подразделения ГИБДД, в которое вы обратились) вы получите новое СТС (п. п. 22, 23 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение часа с момента приема сотрудником ГИБДД необходимых документов (с учетом режима работы подразделения ГИБДД, в которое вы обратились) вы получите новое СТС (п. п. 22, 23 Административного регламента).
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Представляется, что дублирование искомой нормы, причем в измененной редакции (по сравнению с ФЗ-294), фактически вводило в заблуждение сотрудников Госавтоинспекции в плане выбора правового режима реализации предписания.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Представляется, что дублирование искомой нормы, причем в измененной редакции (по сравнению с ФЗ-294), фактически вводило в заблуждение сотрудников Госавтоинспекции в плане выбора правового режима реализации предписания.
Статья: Развитие учения И.И. Веремеенко о соотношении контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В ранее действовавшем законодательстве допускался иной порядок осуществления административной юрисдикции (за рамками КНМ (проверки), в случае проведения административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ). В статье 28.1 КоАП РФ установлено, что административное расследование проводится "в случаях, если после выявления административного правонарушения... осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат". В таком порядке (без проведения проверки) было проще привлекать хозяйствующие субъекты к административной ответственности, поэтому сотрудники Госавтоинспекции нередко даже без наличия на то оснований пользовались этой "лазейкой". Наряду с этим в ведомственном нормативном правовом акте - в п. 17 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в ОБДД в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о БДД, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области ОБДД при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог <23> (далее - Административный регламент по дорожному надзору) - была предусмотрена норма, позволяющая привлекать к административной ответственности за нарушение ОТ в процессе повседневного надзора за дорожным движением.
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В ранее действовавшем законодательстве допускался иной порядок осуществления административной юрисдикции (за рамками КНМ (проверки), в случае проведения административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ). В статье 28.1 КоАП РФ установлено, что административное расследование проводится "в случаях, если после выявления административного правонарушения... осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат". В таком порядке (без проведения проверки) было проще привлекать хозяйствующие субъекты к административной ответственности, поэтому сотрудники Госавтоинспекции нередко даже без наличия на то оснований пользовались этой "лазейкой". Наряду с этим в ведомственном нормативном правовом акте - в п. 17 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в ОБДД в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о БДД, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области ОБДД при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог <23> (далее - Административный регламент по дорожному надзору) - была предусмотрена норма, позволяющая привлекать к административной ответственности за нарушение ОТ в процессе повседневного надзора за дорожным движением.
Статья: Провокация - оружие обоюдоострое
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)Органы, осуществляющие ОРД, видимо, располагали информацией о том, что сотрудник полиции начальника МРЭО отдела ГИБДД УМВД России по Курской области Миненков берет взятки. Чтобы изобличить последнего во взяточничестве, было принято решение провести ОРМ - оперативный эксперимент.
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)Органы, осуществляющие ОРД, видимо, располагали информацией о том, что сотрудник полиции начальника МРЭО отдела ГИБДД УМВД России по Курской области Миненков берет взятки. Чтобы изобличить последнего во взяточничестве, было принято решение провести ОРМ - оперативный эксперимент.
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обжалования неправомерных действий (бездействия) сотрудника ГИБДД при оказании государственных услуг (например, по регистрации транспортных средств, проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и т.д.) имеет определенные особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (п. 181 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950; п. 331 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.02.2021 N 80; п. 101 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10.09.2019 N 612).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обжалования неправомерных действий (бездействия) сотрудника ГИБДД при оказании государственных услуг (например, по регистрации транспортных средств, проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и т.д.) имеет определенные особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (п. 181 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950; п. 331 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.02.2021 N 80; п. 101 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10.09.2019 N 612).
Ситуация: Как получить водительское удостоверение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Подготовьте документы и обратитесь в экзаменационное подразделение ГИБДД
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Подготовьте документы и обратитесь в экзаменационное подразделение ГИБДД
Статья: Отдельные меры административно-правового принуждения в сфере безопасности дорожного движения
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Так, сотрудники Госавтоинспекции, согласно п. 9 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции" в качестве меры принуждения вправе осуществлять принудительную остановку транспорта, в том числе с использованием специальных средств принудительной остановки транспорта, для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Указанное полномочие детально регламентировано в п. 97, 98 Административного регламента, согласно которым использование специальных средств принудительной остановки транспорта допустимо при наличии угрозы создания водителем такого транспортного средства реальной опасности жизни и здоровью участников дорожного движения и иных граждан, при условии неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника полиции остановиться. Рассматриваемая мера принуждения, применяемая сотрудниками Госавтоинспекции, непосредственно связана с претерпеванием ограничения права граждан на свободу передвижения, декларированного ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Также важно отметить, что указанная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановиться, т.е. игнорирует законные требования сотрудников полиции, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О полиции". При этом принудительная остановка транспортного средства сопряжена непосредственно с принудительным (против воли лица, управляющего транспортным средством) прекращением движения водителем транспортного средства и с привлечением к ответственности лица, проигнорировавшего законное требование сотрудника Госавтоинспекции. Исчерпывающий перечень оснований принудительной остановки транспортного средства содержится в п. 95 Административного регламента.
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Так, сотрудники Госавтоинспекции, согласно п. 9 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции" в качестве меры принуждения вправе осуществлять принудительную остановку транспорта, в том числе с использованием специальных средств принудительной остановки транспорта, для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Указанное полномочие детально регламентировано в п. 97, 98 Административного регламента, согласно которым использование специальных средств принудительной остановки транспорта допустимо при наличии угрозы создания водителем такого транспортного средства реальной опасности жизни и здоровью участников дорожного движения и иных граждан, при условии неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника полиции остановиться. Рассматриваемая мера принуждения, применяемая сотрудниками Госавтоинспекции, непосредственно связана с претерпеванием ограничения права граждан на свободу передвижения, декларированного ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Также важно отметить, что указанная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановиться, т.е. игнорирует законные требования сотрудников полиции, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О полиции". При этом принудительная остановка транспортного средства сопряжена непосредственно с принудительным (против воли лица, управляющего транспортным средством) прекращением движения водителем транспортного средства и с привлечением к ответственности лица, проигнорировавшего законное требование сотрудника Госавтоинспекции. Исчерпывающий перечень оснований принудительной остановки транспортного средства содержится в п. 95 Административного регламента.