Регламент работы комитета кредиторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент работы комитета кредиторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2022 N 305-ЭС18-17129(10) по делу N А40-17236/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения комитета кредиторов должника.
Обжалуемый результат спора: Требования удовлетворены, т.к. у конкурсного управляющего отсутствует обязанность согласовывать с собранием кредиторов и комитетом кредиторов порядка и условий реализации всего имущества, находящегося в залоге у банка, утверждения условий оставления за банком любого залогового имущества, заключения любых договоров от имени банка, выбора СРО в делах о банкротстве должников банка.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что на состоявшемся заседании комитета кредиторов по спорному вопросу повестки дня принято решение об утверждении регламента работы комитета кредиторов в новой редакции, в соответствии с условиями которой последнему предоставлены дополнительные полномочия.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения комитета кредиторов должника.
Обжалуемый результат спора: Требования удовлетворены, т.к. у конкурсного управляющего отсутствует обязанность согласовывать с собранием кредиторов и комитетом кредиторов порядка и условий реализации всего имущества, находящегося в залоге у банка, утверждения условий оставления за банком любого залогового имущества, заключения любых договоров от имени банка, выбора СРО в делах о банкротстве должников банка.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что на состоявшемся заседании комитета кредиторов по спорному вопросу повестки дня принято решение об утверждении регламента работы комитета кредиторов в новой редакции, в соответствии с условиями которой последнему предоставлены дополнительные полномочия.
Подборка судебных решений за 2009 год: Статья 17 "Комитет кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(В.Н. Трофимов)По мнению суда, пояснившего порядок применения п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве, поскольку законодательство о банкротстве не содержит запрета на проведение заочного голосования комитета кредиторов и позволяет комитету кредиторов самостоятельно определить регламент работы, следовательно, в рассматриваемом случае принятое комитетом кредиторов решение об утверждении заочного голосования комитета кредиторов являлось законным.
(В.Н. Трофимов)По мнению суда, пояснившего порядок применения п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве, поскольку законодательство о банкротстве не содержит запрета на проведение заочного голосования комитета кредиторов и позволяет комитету кредиторов самостоятельно определить регламент работы, следовательно, в рассматриваемом случае принятое комитетом кредиторов решение об утверждении заочного голосования комитета кредиторов являлось законным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практические аспекты оценки в рамках дел о банкротстве
(Федосов Ю.В., Коляденко Т.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)1. Согласно законодательству только в случае если балансовая стоимость объектов, принадлежащих банкроту, менее 100 тысяч рублей и есть решение собрания кредиторов (комитета кредиторов), то оценка таких объектов может быть проведена без привлечения специалиста-оценщика, то есть самим конкурсным управляющим (пункт 5 статьи 130 Закона о банкротстве). Во всех остальных случаях оценка имущества должника при банкротстве должна проводиться независимым оценщиком, привлекаемым арбитражным управляющим.
(Федосов Ю.В., Коляденко Т.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)1. Согласно законодательству только в случае если балансовая стоимость объектов, принадлежащих банкроту, менее 100 тысяч рублей и есть решение собрания кредиторов (комитета кредиторов), то оценка таких объектов может быть проведена без привлечения специалиста-оценщика, то есть самим конкурсным управляющим (пункт 5 статьи 130 Закона о банкротстве). Во всех остальных случаях оценка имущества должника при банкротстве должна проводиться независимым оценщиком, привлекаемым арбитражным управляющим.
Статья: Причины наиболее частых случаев злоупотребления правом в делах о банкротстве
(Олевинский Э.Ю.)
("Закон", 2020, N 9)Требований к порядку созыва и проведения комитета кредиторов практически нет, согласно п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом. В то же время Закон содержит требования о раскрытии информации о результатах заседания комитета кредиторов: согласно ст. 18 лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям документов о созыве, проведении и решениях комитета кредиторов лицам, участвующим в деле и процессе по делу о банкротстве, а сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, арбитражный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов. Такое регулирование позволяет представительному органу кредиторов оперативно принимать решения по ходу процедуры и использовать современные технологии для повышения эффективности работы комитета кредиторов.
(Олевинский Э.Ю.)
("Закон", 2020, N 9)Требований к порядку созыва и проведения комитета кредиторов практически нет, согласно п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом. В то же время Закон содержит требования о раскрытии информации о результатах заседания комитета кредиторов: согласно ст. 18 лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям документов о созыве, проведении и решениях комитета кредиторов лицам, участвующим в деле и процессе по делу о банкротстве, а сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, арбитражный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов. Такое регулирование позволяет представительному органу кредиторов оперативно принимать решения по ходу процедуры и использовать современные технологии для повышения эффективности работы комитета кредиторов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
Статья: Типовые нарушения арбитражных управляющих
(Харитонов Г.А.)
("Арбитражный управляющий", 2018, N 1)При этом если изготовление протокола заседания комитета кредиторов, на основании утвержденного регламента работы комитета кредиторов, возложено на одного из членов данного комитета, то обязанность по опубликованию результатов возникает только после получения управляющим такого протокола. При этом исходя из принципов разумности и добросовестности предполагается, что сам арбитражный управляющий предпринимает меры к получению такого протокола.
(Харитонов Г.А.)
("Арбитражный управляющий", 2018, N 1)При этом если изготовление протокола заседания комитета кредиторов, на основании утвержденного регламента работы комитета кредиторов, возложено на одного из членов данного комитета, то обязанность по опубликованию результатов возникает только после получения управляющим такого протокола. При этом исходя из принципов разумности и добросовестности предполагается, что сам арбитражный управляющий предпринимает меры к получению такого протокола.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(постатейный)
(под ред. Е.А. Рыбасовой)
("Юстицинформ", 2011)Председатель комитета кредиторов может выполнять функции представителя комитета кредиторов для участия в процессе по делу о банкротстве, вместе с тем в качестве последнего может быть избрано другое лицо (п. 7 ст. 17 Закона). Председатель комитета кредиторов организует его работу, созывает заседания комитета кредиторов и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола. В случае отсутствия председателя комитета кредиторов его функции осуществляет арбитражный управляющий, которых обеспечены залогом имущества должника который в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:
(постатейный)
(под ред. Е.А. Рыбасовой)
("Юстицинформ", 2011)Председатель комитета кредиторов может выполнять функции представителя комитета кредиторов для участия в процессе по делу о банкротстве, вместе с тем в качестве последнего может быть избрано другое лицо (п. 7 ст. 17 Закона). Председатель комитета кредиторов организует его работу, созывает заседания комитета кредиторов и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола. В случае отсутствия председателя комитета кредиторов его функции осуществляет арбитражный управляющий, которых обеспечены залогом имущества должника который в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:
Тематический выпуск: Как не допустить банкротства
(Макарьева В.И., Хозяева С.Г.)
("Горячая линия бухгалтера", 2005, Специальный выпуск)8) регламент работы комитета кредиторов определяется им самим.
(Макарьева В.И., Хозяева С.Г.)
("Горячая линия бухгалтера", 2005, Специальный выпуск)8) регламент работы комитета кредиторов определяется им самим.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Пункт 8 статьи содержит еще одно нововведение - об определении комитетом кредиторов регламента работы комитета кредиторов. Соответственно, речь идет о внутреннем документе, регламентирующем организацию деятельности комитета кредиторов и утверждаемом комитетом кредиторов. При этом следует учитывать, что до настоящего времени действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Пункт 8 статьи содержит еще одно нововведение - об определении комитетом кредиторов регламента работы комитета кредиторов. Соответственно, речь идет о внутреннем документе, регламентирующем организацию деятельности комитета кредиторов и утверждаемом комитетом кредиторов. При этом следует учитывать, что до настоящего времени действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
Статья: Правила для смелого управляющего
(Николаев А.)
("Бизнес-адвокат", N 4, 2000)На практике работа с комитетом кредиторов может осуществляться следующим образом: во-первых, желательно, чтобы на собрании кредиторов, избравших комитет кредиторов, были выдвинуты кандидатуры от кредиторов всех очередей, во-вторых, на этом же собрании арбитражному управляющему рекомендуется представить на утверждение собрания кредиторов Регламент работы комитета кредиторов.
(Николаев А.)
("Бизнес-адвокат", N 4, 2000)На практике работа с комитетом кредиторов может осуществляться следующим образом: во-первых, желательно, чтобы на собрании кредиторов, избравших комитет кредиторов, были выдвинуты кандидатуры от кредиторов всех очередей, во-вторых, на этом же собрании арбитражному управляющему рекомендуется представить на утверждение собрания кредиторов Регламент работы комитета кредиторов.
"Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(Батяев А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
(постатейный)
(Батяев А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
"Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)"
(постатейный)
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Баринов А.М., Бушев А.Ю., Городов О.А. и др.)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2017)В остальном регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом кредиторов. В частности, регламентом работы комитета кредиторов может быть предусмотрено очное или заочное голосование по тем или иным вопросам повестки заседания комитета кредиторов.
(постатейный)
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Баринов А.М., Бушев А.Ю., Городов О.А. и др.)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2017)В остальном регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом кредиторов. В частности, регламентом работы комитета кредиторов может быть предусмотрено очное или заочное голосование по тем или иным вопросам повестки заседания комитета кредиторов.
Статья: Особенности комитета кредиторов как гражданско-правового сообщества
(Поваров Ю.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2018, N 4)<6> Выявленная "вторичность" сообщества, разумеется, не нивелирует его автономность функционирования наряду с собранием кредиторов, причем регламент работы комитета кредиторов определяется им самостоятельно (см.: п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве).
(Поваров Ю.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2018, N 4)<6> Выявленная "вторичность" сообщества, разумеется, не нивелирует его автономность функционирования наряду с собранием кредиторов, причем регламент работы комитета кредиторов определяется им самостоятельно (см.: п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве).
Статья: Новое в процедуре банкротства юридических лиц
(Рябинин В.В.)
("Налоговая проверка", 2015, N 3)Как и ранее, закрепляется, что протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.
(Рябинин В.В.)
("Налоговая проверка", 2015, N 3)Как и ранее, закрепляется, что протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.
Статья: Соотношение законодательства о несостоятельности (банкротстве) и арбитражного процессуального законодательства
(Скворцов О.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", N 8, 2003)Одним из источников процедурных норм, близких по своей природе к процессуальным нормам, являются те нормы, которые устанавливают порядок работы комитета кредиторов. Очевидно, что подобного рода нормы должны содержаться в специальном законе (в данном случае - в Законе о банкротстве), поскольку регулируют деятельность специфического именно для данного института органа. Однако, отказываясь от избыточности правового регулирования, законодатель предоставил право установления таких процедурных норм самому комитету кредиторов. В соответствии с п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов. Представляется, что если решение комитета кредиторов принимается с нарушением указанного регламента, то это влечет недействительность соответствующего решения. Таким образом, нормы, предусмотренные регламентом, имеют процессуальный характер, поскольку опосредуют правоотношения, возникающие в рамках дела о несостоятельности, направленные на регулирование порядка принятия решения, и их несоблюдение может повлечь недействительность тех или иных юридически значимых актов - решений комитета кредиторов. Конечно же, важным условием действительности норм, установленных регламентом деятельности комитета кредиторов, является их соответствие императивным предписаниям Закона о банкротстве и АПК, и в этом смысле нормы регламента, будучи нормами локального правотворчества, являются вторичными по отношению к нормам законодательства. К примеру, комитет кредиторов не может изменить норм о количественном составе (п. 4 ст. 17 Закона о банкротстве), о порядке принятия решения (п. п. 5, 6 ст. 17 Закона о банкротстве), об оформлении решения об избрании представителя комитета кредиторов (п. 7 ст. 17 Закона о банкротстве) и т.д.
(Скворцов О.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", N 8, 2003)Одним из источников процедурных норм, близких по своей природе к процессуальным нормам, являются те нормы, которые устанавливают порядок работы комитета кредиторов. Очевидно, что подобного рода нормы должны содержаться в специальном законе (в данном случае - в Законе о банкротстве), поскольку регулируют деятельность специфического именно для данного института органа. Однако, отказываясь от избыточности правового регулирования, законодатель предоставил право установления таких процедурных норм самому комитету кредиторов. В соответствии с п. 8 ст. 17 Закона о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов. Представляется, что если решение комитета кредиторов принимается с нарушением указанного регламента, то это влечет недействительность соответствующего решения. Таким образом, нормы, предусмотренные регламентом, имеют процессуальный характер, поскольку опосредуют правоотношения, возникающие в рамках дела о несостоятельности, направленные на регулирование порядка принятия решения, и их несоблюдение может повлечь недействительность тех или иных юридически значимых актов - решений комитета кредиторов. Конечно же, важным условием действительности норм, установленных регламентом деятельности комитета кредиторов, является их соответствие императивным предписаниям Закона о банкротстве и АПК, и в этом смысле нормы регламента, будучи нормами локального правотворчества, являются вторичными по отношению к нормам законодательства. К примеру, комитет кредиторов не может изменить норм о количественном составе (п. 4 ст. 17 Закона о банкротстве), о порядке принятия решения (п. п. 5, 6 ст. 17 Закона о банкротстве), об оформлении решения об избрании представителя комитета кредиторов (п. 7 ст. 17 Закона о банкротстве) и т.д.