Регламент финансовых расчетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент финансовых расчетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 N 09АП-21441/2024-ГК по делу N А40-264149/2023
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Денежная сумма подлежала оплате в установленный срок. Однако ответчик истцу денежную сумму за отказ от исполнения обязательств по договору не оплатил.
Решение: Удовлетворено.В пп. 1 п. 13.2.1 Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к договору о присоединении) предусмотрено, что в соответствии с условиями договоров КОМ участник оптового рынка (поставщик) несет перед покупателями ответственность в виде денежной суммы, обусловленной отказом поставщика (участника оптового рынка) от исполнения обязательств по соответствующему договору.
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Денежная сумма подлежала оплате в установленный срок. Однако ответчик истцу денежную сумму за отказ от исполнения обязательств по договору не оплатил.
Решение: Удовлетворено.В пп. 1 п. 13.2.1 Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к договору о присоединении) предусмотрено, что в соответствии с условиями договоров КОМ участник оптового рынка (поставщик) несет перед покупателями ответственность в виде денежной суммы, обусловленной отказом поставщика (участника оптового рынка) от исполнения обязательств по соответствующему договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)К числу существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка подп. 2 п. 40 Правил оптового рынка относит содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией коммерческой инфраструктуры субъектам оптового рынка. Ранее согласно подп. 5 п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 26 февраля 2004 г. N 109 <1>, ФСТ России устанавливала тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка. С 1 апреля 2008 г. в связи с созданием коммерческого оператора к компетенции ФАС России относится установление тарифа на его услуги в соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике и согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в электроэнергетике. Услуги НП "Совет рынка" не подлежат тарифному регулированию в соответствии со ст. 5 Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 250-ФЗ. Оплата услуг НП "Совет рынка" производится денежными средствами в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к Стандартной форме договора).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)К числу существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка подп. 2 п. 40 Правил оптового рынка относит содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией коммерческой инфраструктуры субъектам оптового рынка. Ранее согласно подп. 5 п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 26 февраля 2004 г. N 109 <1>, ФСТ России устанавливала тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка. С 1 апреля 2008 г. в связи с созданием коммерческого оператора к компетенции ФАС России относится установление тарифа на его услуги в соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике и согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в электроэнергетике. Услуги НП "Совет рынка" не подлежат тарифному регулированию в соответствии со ст. 5 Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 250-ФЗ. Оплата услуг НП "Совет рынка" производится денежными средствами в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к Стандартной форме договора).
Статья: Правовые основания цифровизации финансового сектора Европейского союза
(Касьянов Р.А.)
("Банковское право", 2023, N 2)Регламент (ЕС) 2022/858 о пилотном режиме для рыночных инфраструктур, основанных на технологии распределенного реестра, для удобства сокращенно называют Регламент "Pilot Regime". В нем перечислены условия работы инфраструктуры рынка на основе технологии распределенного реестра (Distributed Ledger Technology - DLT) <15>. В настоящее время некоторые криптоактивы уже подпадают под действие существующего законодательства ЕС о финансовых услугах и останутся таковыми. Некоторые из них, например, сопоставимы с финансовыми инструментами и поэтому подпадают под действие законодательства ЕС о рынках ценных бумаг (в частности, Директивы MiFID 2). Однако существующие правила чаще всего предшествуют появлению криптоактивов и технологии распределенного реестра (DLT), что может затруднить применение правил финансовых услуг к криптоактивам и помешать инновациям и распространению DLT в финансовом секторе. Поэтому принят Регламент "Pilot Regime" в отношении рыночной инфраструктуры, обеспечивающей торговлю финансовыми инструментами в форме крипто-активов и расчеты по ним. Эта пилотная схема предусматривает отступление от существующих правил, позволяет регуляторам получить опыт использования DLT, а компаниям - протестировать решения на основе этой технологии. Цель регламента: позволить компаниям проводить проверки и лучше понимать конкретные последствия применения действующих правил. Они смогут увидеть, нужны ли дальнейшие изменения. Рассмотрим важнейшие унифицированные правила.
(Касьянов Р.А.)
("Банковское право", 2023, N 2)Регламент (ЕС) 2022/858 о пилотном режиме для рыночных инфраструктур, основанных на технологии распределенного реестра, для удобства сокращенно называют Регламент "Pilot Regime". В нем перечислены условия работы инфраструктуры рынка на основе технологии распределенного реестра (Distributed Ledger Technology - DLT) <15>. В настоящее время некоторые криптоактивы уже подпадают под действие существующего законодательства ЕС о финансовых услугах и останутся таковыми. Некоторые из них, например, сопоставимы с финансовыми инструментами и поэтому подпадают под действие законодательства ЕС о рынках ценных бумаг (в частности, Директивы MiFID 2). Однако существующие правила чаще всего предшествуют появлению криптоактивов и технологии распределенного реестра (DLT), что может затруднить применение правил финансовых услуг к криптоактивам и помешать инновациям и распространению DLT в финансовом секторе. Поэтому принят Регламент "Pilot Regime" в отношении рыночной инфраструктуры, обеспечивающей торговлю финансовыми инструментами в форме крипто-активов и расчеты по ним. Эта пилотная схема предусматривает отступление от существующих правил, позволяет регуляторам получить опыт использования DLT, а компаниям - протестировать решения на основе этой технологии. Цель регламента: позволить компаниям проводить проверки и лучше понимать конкретные последствия применения действующих правил. Они смогут увидеть, нужны ли дальнейшие изменения. Рассмотрим важнейшие унифицированные правила.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог федерального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог федерального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Вопрос: Об учете в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль доходов от осуществления деятельности на ТОР в случае получения субсидий.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37792)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу включения отдельных доходов в доходы от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком - резидентом территории опережающего развития (далее - ТОР) при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР (далее - соглашение) при расчете доли доходов, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37792)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу включения отдельных доходов в доходы от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком - резидентом территории опережающего развития (далее - ТОР) при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР (далее - соглашение) при расчете доли доходов, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вопрос: Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 24-06-07/87436)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.08.2024, направленное письмом от 09.08.2024, по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка расчета обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 24-06-07/87436)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.08.2024, направленное письмом от 09.08.2024, по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка расчета обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Генерирующая компания являлась продавцом по ДПМ ВИЭ, от имени которого на основании договора коммерческого представительства при заключении ДПМ ВИЭ действовало акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (далее - АО "ЦФР"), в рамках которого в порядке п. 2.1 ДПМ ВИЭ генерирующая компания приняла на себя обязательство поставлять мощность в соответствии с условиями ДПМ ВИЭ, Правилами, Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентами оптового рынка.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Генерирующая компания являлась продавцом по ДПМ ВИЭ, от имени которого на основании договора коммерческого представительства при заключении ДПМ ВИЭ действовало акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (далее - АО "ЦФР"), в рамках которого в порядке п. 2.1 ДПМ ВИЭ генерирующая компания приняла на себя обязательство поставлять мощность в соответствии с условиями ДПМ ВИЭ, Правилами, Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентами оптового рынка.
Вопрос: О порядке определения объема используемого природного газа для производства аммиака в целях уплаты акцизов.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 03-13-06/2956)В связи с указанным письмом по вопросу использования расчетных методов в целях применения пункта 25 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с закреплением соответствующей методики расчета в учетной политике в рамках своей компетенции Минфин России сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 03-13-06/2956)В связи с указанным письмом по вопросу использования расчетных методов в целях применения пункта 25 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с закреплением соответствующей методики расчета в учетной политике в рамках своей компетенции Минфин России сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль отдельных внереализационных доходов в доле доходов от деятельности резидента ТОР и результата сделки хеджирования.
(Письмо Минфина России от 12.02.2024 N 03-03-06/1/11555)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 06.02.2024 по вопросу включения отдельных внереализационных доходов в доходы от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком - резидентом территорий опережающего развития (далее соответственно - резидент ТОР, ТОР), при исполнении соглашений на ТОР (далее - соглашение) при расчете доли доходов и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 12.02.2024 N 03-03-06/1/11555)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 06.02.2024 по вопросу включения отдельных внереализационных доходов в доходы от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком - резидентом территорий опережающего развития (далее соответственно - резидент ТОР, ТОР), при исполнении соглашений на ТОР (далее - соглашение) при расчете доли доходов и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Статья: Особенности наследования по договорам о брокерском обслуживании
(Андропова Т.В., Ильянова Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)Анализ действующих регламентов оказания услуг на финансовом рынке, принятых брокерами, показывает, что некоторые профессиональные участники рынка ценных бумаг закрепляют нормы о невозможности расторгнуть договор о брокерском обслуживании или договор на ведение индивидуального инвестиционного счета при получении соответствующих документов о смерти клиента в случае наличия на брокерском счете или ИИС каких-либо активов, незавершенных операций и расчетов по заключенным и неисполненным сделкам, каких-либо требований и обязательств, образовавшихся в рамках исполнения соответствующих договоров (в частности, подобные положения закреплены в регламентах АО "Тинькофф Банк", Банка ВТБ (ПАО), ООО "Компания БКС"). Ряд брокеров, например ПАО "Сбербанк", АО "Открытие Брокер", не включает в свои регламенты какие-либо специальные нормы на случай смерти клиента.
(Андропова Т.В., Ильянова Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)Анализ действующих регламентов оказания услуг на финансовом рынке, принятых брокерами, показывает, что некоторые профессиональные участники рынка ценных бумаг закрепляют нормы о невозможности расторгнуть договор о брокерском обслуживании или договор на ведение индивидуального инвестиционного счета при получении соответствующих документов о смерти клиента в случае наличия на брокерском счете или ИИС каких-либо активов, незавершенных операций и расчетов по заключенным и неисполненным сделкам, каких-либо требований и обязательств, образовавшихся в рамках исполнения соответствующих договоров (в частности, подобные положения закреплены в регламентах АО "Тинькофф Банк", Банка ВТБ (ПАО), ООО "Компания БКС"). Ряд брокеров, например ПАО "Сбербанк", АО "Открытие Брокер", не включает в свои регламенты какие-либо специальные нормы на случай смерти клиента.
Статья: Место арбитража стало местом санкций: допустимость "адаптации" условия о месте арбитража в свете антироссийских ограничительных мер
(Нальгиев А.М., Блат М.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)(ii) Аргументы о сложностях с оплатой гонораров юридических консультантов, которые с формальной точки зрения действительно ставят российские стороны в несколько неравное отношение по сравнению с оппонентами из других юрисдикций, также могут показаться (сами по себе) недостаточными для оправдания радикального шага со стороны арбитров в виде изменения места арбитража. Многими санкционными регуляторами были приняты поправки к санкционным регламентам, предусматривающие исключения для платежей, связанных с оказанием юридических услуг необходимых для представления интересов подсанкционного лица в споре, в том числе (как указано выше) путем получения лицензий <57>. Это, в свою очередь, может позволить осуществлять необходимые банковские операции финансовым учреждениям (хотя безусловно увеличит время, необходимое для проведения расчетов).
(Нальгиев А.М., Блат М.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)(ii) Аргументы о сложностях с оплатой гонораров юридических консультантов, которые с формальной точки зрения действительно ставят российские стороны в несколько неравное отношение по сравнению с оппонентами из других юрисдикций, также могут показаться (сами по себе) недостаточными для оправдания радикального шага со стороны арбитров в виде изменения места арбитража. Многими санкционными регуляторами были приняты поправки к санкционным регламентам, предусматривающие исключения для платежей, связанных с оказанием юридических услуг необходимых для представления интересов подсанкционного лица в споре, в том числе (как указано выше) путем получения лицензий <57>. Это, в свою очередь, может позволить осуществлять необходимые банковские операции финансовым учреждениям (хотя безусловно увеличит время, необходимое для проведения расчетов).
Вопрос: О выставлении счетов-фактур при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, полученных при переработке имущества, являющегося государственной собственностью.
(Письмо Минфина России от 07.08.2023 N 03-07-11/73820)В силу абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщик составляет счета-фактуры. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
(Письмо Минфина России от 07.08.2023 N 03-07-11/73820)В силу абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщик составляет счета-фактуры. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
Вопрос: О вычете при исчислении сбора за пользование объектами водных биоресурсов при наличии нескольких уведомлений о подтверждении вычета в отношении одного разрешения и внесении изменений в разрешение.
(Письмо Минфина России от 04.09.2024 N 03-06-07-03/83813)Департамент налоговой политики, рассмотрев в соответствии с интернет-обращением от 19.07.2024 письмо Некоммерческой организации от 19.07.2024 о применении предусмотренного статьей 333.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации вычета при исчислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
(Письмо Минфина России от 04.09.2024 N 03-06-07-03/83813)Департамент налоговой политики, рассмотрев в соответствии с интернет-обращением от 19.07.2024 письмо Некоммерческой организации от 19.07.2024 о применении предусмотренного статьей 333.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации вычета при исчислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
Вопрос: О расходах, учитываемых при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях НДПИ.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-06-06-01/55248)Департамент налоговой политики в связи с запросом АО от 22.04.2024 и интернет-обращением от 22.04.2024 по вопросу определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-06-06-01/55248)Департамент налоговой политики в связи с запросом АО от 22.04.2024 и интернет-обращением от 22.04.2024 по вопросу определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.