Регистрация сервитута до трех лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация сервитута до трех лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 131 ГК РФСпоры за последние 3 года
Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗСпоры за последние 3 года
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. В п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, на который сделана ссылка в ч. 20 комментируемой статьи, говорится о таком основании государственного кадастрового учета, который осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, как кадастровый учет в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. Если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка, то орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. В п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, на который сделана ссылка в ч. 20 комментируемой статьи, говорится о таком основании государственного кадастрового учета, который осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, как кадастровый учет в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. Если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка, то орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка.
Статья: Сервитуты в земельном праве
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Сервитуты подлежат государственной регистрации за исключением сервитутов публичных земельных участков, устанавливаемых на срок до трех лет в порядке п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Публичные сервитуты не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Сведения о них вносятся в порядке информационного взаимодействия (п. 17 ст. 23, п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ).
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Сервитуты подлежат государственной регистрации за исключением сервитутов публичных земельных участков, устанавливаемых на срок до трех лет в порядке п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Публичные сервитуты не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Сведения о них вносятся в порядке информационного взаимодействия (п. 17 ст. 23, п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20. Орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в пункте 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20. Орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в пункте 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка.
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Такая обязанность содержится, в частности, в статьях 39.25, 39.26 ЗК РФ применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения на срок менее 3 лет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Такая обязанность содержится, в частности, в статьях 39.25, 39.26 ЗК РФ применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения на срок менее 3 лет.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соглашение оформляется письменно. Сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 1 ст. 131, п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п. 1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соглашение оформляется письменно. Сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 1 ст. 131, п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п. 1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)13. Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (с изменениями и дополнениями).
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)13. Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (с изменениями и дополнениями).
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что правило о госрегистрации частного сервитута одновременно с кадастровым учетом не распространяется на сервитут, установленный в отношении части публичного земельного участка. При этом орган регистрации прав по истечении трех лет со дня кадастрового учета такой части участка снимет его с учета, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена госрегистрация сервитута в отношении такого земельного участка (ч. 20 ст. 41, ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что правило о госрегистрации частного сервитута одновременно с кадастровым учетом не распространяется на сервитут, установленный в отношении части публичного земельного участка. При этом орган регистрации прав по истечении трех лет со дня кадастрового учета такой части участка снимет его с учета, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена госрегистрация сервитута в отношении такого земельного участка (ч. 20 ст. 41, ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Размещение линейных объектов <1> на условиях публичного сервитута стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ). Этим Законом предусмотрена возможность строительства линейных объектов посредством оформления ограниченного права пользования земельными участками без их образования и постановки таких участков на кадастровый учет с регистрацией прав на них.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Размещение линейных объектов <1> на условиях публичного сервитута стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ). Этим Законом предусмотрена возможность строительства линейных объектов посредством оформления ограниченного права пользования земельными участками без их образования и постановки таких участков на кадастровый учет с регистрацией прав на них.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 20 комментируемой статьи, введенной тем же Законом 2021 г. N 120-ФЗ с 30 апреля 2021 г., установлено, что орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 20 комментируемой статьи, введенной тем же Законом 2021 г. N 120-ФЗ с 30 апреля 2021 г., установлено, что орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка.
Статья: Соглашение об установлении сервитута: проблемы законодательства и судебной практики
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако в юридической литературе отмечается, что в судебной практике, обобщенной в указанном Обзоре, разделяется принятая судом позиция об отсутствии необходимости кадастрового учета части земельного участка, обремененного сервитутом, для последующей государственной регистрации сервитута <9>. Достаточно отражения границ действия сервитута в документах, подготовленных сервитуарием и сервитутодателем. Так, в Обзоре обращается внимание, что отсутствие в ЕГРН сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута. Исключением из этого правила являются случаи, если в законодательстве Российской Федерации предусмотрена необходимость прохождения процедуры кадастрового учета для установления сервитута (к примеру, земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения о сервитуте на срок менее трех лет). В остальных случаях достаточно предоставления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр. При этом сервитут регистрируется в отношении всего объекта недвижимости. Лицо, в чью пользу зарегистрирован сервитут, осуществляет пользование чужим участком на условиях, установленных соглашением.
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако в юридической литературе отмечается, что в судебной практике, обобщенной в указанном Обзоре, разделяется принятая судом позиция об отсутствии необходимости кадастрового учета части земельного участка, обремененного сервитутом, для последующей государственной регистрации сервитута <9>. Достаточно отражения границ действия сервитута в документах, подготовленных сервитуарием и сервитутодателем. Так, в Обзоре обращается внимание, что отсутствие в ЕГРН сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута. Исключением из этого правила являются случаи, если в законодательстве Российской Федерации предусмотрена необходимость прохождения процедуры кадастрового учета для установления сервитута (к примеру, земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения о сервитуте на срок менее трех лет). В остальных случаях достаточно предоставления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр. При этом сервитут регистрируется в отношении всего объекта недвижимости. Лицо, в чью пользу зарегистрирован сервитут, осуществляет пользование чужим участком на условиях, установленных соглашением.
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<5> В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<5> В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Статья: Учет сервитута в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Как правило, сервитут подлежит государственной регистрации в Росреестре (ч. 3 ст. 274 ГК РФ). Однако, если он устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его срок не превышает трех лет, допускается устанавливать сервитут без проведения кадастровых работ и без его регистрации в едином государственном реестре недвижимости (ч. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Как правило, сервитут подлежит государственной регистрации в Росреестре (ч. 3 ст. 274 ГК РФ). Однако, если он устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его срок не превышает трех лет, допускается устанавливать сервитут без проведения кадастровых работ и без его регистрации в едином государственном реестре недвижимости (ч. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).