Регистрация сайта в качестве СМИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация сайта в качестве СМИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как зарегистрировать СМИ
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве сетевого издания можно зарегистрировать сайт в сети Интернет. Такая регистрация носит добровольный характер. Однако, если сайт не зарегистрирован как СМИ, он таковым не является (ч. 2 ст. 8 Закона о СМИ).
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве сетевого издания можно зарегистрировать сайт в сети Интернет. Такая регистрация носит добровольный характер. Однако, если сайт не зарегистрирован как СМИ, он таковым не является (ч. 2 ст. 8 Закона о СМИ).
Статья: Некоторые проблемы муниципального правотворчества
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Суд установил, что объективное изменение структуры информационного пространства в современных условиях позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий. Не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Суд установил, что объективное изменение структуры информационного пространства в современных условиях позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий. Не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"В силу статей 8, 10 и 11 названного Закона вопросы государственной регистрации средства массовой информации поставлены в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"В силу статей 8, 10 и 11 названного Закона вопросы государственной регистрации средства массовой информации поставлены в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что действовавшие положения ст. 152 ГК РФ сами по себе не предписывали удаления с интернет-сайта, не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, которые были признаны судом не соответствующими действительности <1>. Эти положения, в том числе во взаимосвязи с положениями Закона об информации, также не предполагали ответственности владельца сайта или уполномоченного им лица за отказ удалить эти сведения. Сложившаяся практика применения ст. 152 ГК РФ не вполне обеспечивала неукоснительную защиту конституционных прав потерпевшего. Конституционный Суд РФ сделал вывод об обоснованности и необходимости введения в правовое регулирование дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации, учитывающих изменение способов распространения информации (в частности, в сети Интернет).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что действовавшие положения ст. 152 ГК РФ сами по себе не предписывали удаления с интернет-сайта, не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, которые были признаны судом не соответствующими действительности <1>. Эти положения, в том числе во взаимосвязи с положениями Закона об информации, также не предполагали ответственности владельца сайта или уполномоченного им лица за отказ удалить эти сведения. Сложившаяся практика применения ст. 152 ГК РФ не вполне обеспечивала неукоснительную защиту конституционных прав потерпевшего. Конституционный Суд РФ сделал вывод об обоснованности и необходимости введения в правовое регулирование дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации, учитывающих изменение способов распространения информации (в частности, в сети Интернет).
Статья: К вопросу о розыске и извещении наследника нотариусом
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Недостатки ст. 61 Основ лежат на поверхности. Вызов потенциальных наследников через СМИ как способ извещения был актуален для "досетевой эпохи". В современном цифровом мире он уже не соответствует новым возможностям поиска и обмена информацией. Кроме того, Основы не указывают вид СМИ: непонятно, региональное или общероссийское СМИ имеет в виду законодатель? Понятие "средство массовой информации" со времен принятия Основ изменилось. На сегодняшний день оно включает в себя не только периодическое печатное издание, которое имел в виду законодатель в Основах, но и сетевое издание (сайт, зарегистрированный в качестве СМИ), телеканал, радиоканал, теле-, видео- и радиопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) <8>.
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Недостатки ст. 61 Основ лежат на поверхности. Вызов потенциальных наследников через СМИ как способ извещения был актуален для "досетевой эпохи". В современном цифровом мире он уже не соответствует новым возможностям поиска и обмена информацией. Кроме того, Основы не указывают вид СМИ: непонятно, региональное или общероссийское СМИ имеет в виду законодатель? Понятие "средство массовой информации" со времен принятия Основ изменилось. На сегодняшний день оно включает в себя не только периодическое печатное издание, которое имел в виду законодатель в Основах, но и сетевое издание (сайт, зарегистрированный в качестве СМИ), телеканал, радиоканал, теле-, видео- и радиопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) <8>.