Регистрация публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"Ст. 45 Лесного кодекса РФ прямо предусматривает возможность строительства и эксплуатации линейных объектов без установления сервитутов. Правила использования таких участков прописаны в Приказе Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 N 61129)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФДоводы общества об истечении срока действия сервитута, что является самостоятельным основанием для регистрации погашения обременения, суд кассационной инстанции считает необоснованными, поскольку, в отличие от публичного сервитута, истечение срока, указанного в гражданско-правовом договоре - Соглашении об установлении сервитута, само по себе не является основанием для погашения регистрационной записи о сервитуте в ЕГРН."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают или прекращаются на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают или прекращаются на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В письме Росреестра от 27 июля 2023 г. N 14-6723-ТГ/23 "О направлении ответов на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" <320> по вопросу государственной регистрации публичного сервитута в отношении помещений в случае приобретения прав на них в порядке комментируемого Закона наряду с прочим отмечено следующее:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В письме Росреестра от 27 июля 2023 г. N 14-6723-ТГ/23 "О направлении ответов на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" <320> по вопросу государственной регистрации публичного сервитута в отношении помещений в случае приобретения прав на них в порядке комментируемого Закона наряду с прочим отмечено следующее:
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. В реестре прав на недвижимость ЕГРН публичный сервитут регистрировать не нужно. В кадастр недвижимости ЕГРН данные о части земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, не включаются.
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. В реестре прав на недвижимость ЕГРН публичный сервитут регистрировать не нужно. В кадастр недвижимости ЕГРН данные о части земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, не включаются.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Аргументация такой позиции требует уточнения. Нетрудно заметить, что содержание отношений между собственником участка и лицом, в интересах которого установлена охранная зона, во многом соответствует содержанию отношений, возникающих при установлении сервитута. В качестве существенного различия между публичным и частным сервитутом может быть названо только одно - цель установления; все иные особенности частного сервитута (порядок установления, государственная регистрация, вещный характер) относятся к сфере усмотрения законодателя и в большей или меньшей степени уже реализованы в отношении публичного сервитута, например, ст. 23 ЗК РФ предусмотрена обязанность государственной регистрации публичного сервитута и его возмездный характер.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Аргументация такой позиции требует уточнения. Нетрудно заметить, что содержание отношений между собственником участка и лицом, в интересах которого установлена охранная зона, во многом соответствует содержанию отношений, возникающих при установлении сервитута. В качестве существенного различия между публичным и частным сервитутом может быть названо только одно - цель установления; все иные особенности частного сервитута (порядок установления, государственная регистрация, вещный характер) относятся к сфере усмотрения законодателя и в большей или меньшей степени уже реализованы в отношении публичного сервитута, например, ст. 23 ЗК РФ предусмотрена обязанность государственной регистрации публичного сервитута и его возмездный характер.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 06.02.2023 N 13-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Публичный сервитут подлежит государственной регистрации одновременно с регистрацией прав на приватизируемое помещение.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Публичный сервитут подлежит государственной регистрации одновременно с регистрацией прав на приватизируемое помещение.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672).