Регистрация права на ижс
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права на ижс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Государственная пошлина: Заявитель не согласен с отказом в госрегистрации (возвратом заявления без рассмотрения) из-за неуплаты госпошлины в надлежащем размере
(КонсультантПлюс, 2025)как за регистрацию права собственности на землю для индивидуального гаражного строительства, когда земля по сведениям из ЕГРН предназначена "для гаража"
(КонсультантПлюс, 2025)как за регистрацию права собственности на землю для индивидуального гаражного строительства, когда земля по сведениям из ЕГРН предназначена "для гаража"
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 70 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Поскольку часть 7 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не содержит указания на то, что порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, установленный указанной частью статьи 70 Закона N 218-ФЗ, распространяется исключительно в отношении физических лиц, для государственной регистрации права собственности юридического лица на объект индивидуального жилищного строительства не требуется представление разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства, а также проектной документации на него."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В чем суть дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности регистрации прав на объект ИЖС и садовый дом
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности регистрации прав на объект ИЖС и садовый дом
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
<Письмо> Росреестра от 24.07.2024 N 14-6919-ТГ/24
<По вопросу осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, переданных жилищно-строительным кооперативам в целях обеспечения жильем граждан, указанным в части 4 статьи 16.5 ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства">ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
<По вопросу осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, переданных жилищно-строительным кооперативам в целях обеспечения жильем граждан, указанным в части 4 статьи 16.5 ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства">ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Согласно ч. 1.2 комментируемой статьи по общему правилу кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Как правило, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, является орган местного самоуправления поселения, городского округа. При этом определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в установленный названной частью срок направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, строительство или реконструкция которых окончены, и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план. Принимая во внимание ч. 11 ст. 24 комментируемого Закона N 218-ФЗ, в рассматриваемом случае технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Согласно ч. 1.2 комментируемой статьи по общему правилу кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Как правило, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, является орган местного самоуправления поселения, городского округа. При этом определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в установленный названной частью срок направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, строительство или реконструкция которых окончены, и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план. Принимая во внимание ч. 11 ст. 24 комментируемого Закона N 218-ФЗ, в рассматриваемом случае технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, до 01.03.2031 <1> продлено действие нормы о так называемой дачной амнистии, позволяющей осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на ИЖС и садовые дома в пределах населенного пункта на основании технического плана и документов о правах на земельный участок при условии соответствия такого объекта градостроительному регламенту соответствующей зоны и установленным ограничениям ЗОУИТ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, до 01.03.2031 <1> продлено действие нормы о так называемой дачной амнистии, позволяющей осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на ИЖС и садовые дома в пределах населенного пункта на основании технического плана и документов о правах на земельный участок при условии соответствия такого объекта градостроительному регламенту соответствующей зоны и установленным ограничениям ЗОУИТ.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Этот подход вызывает серьезные сомнения. Применение ч. 12 ст. 70 Закона о регистрации к случаям первичной регистрации прав на объект ИЖС или садовый дом в определенной степени объяснимо идеей "дачной амнистии", по которой при регистрации права вопрос о наличии у этих объектов признаков СП в значительной части не подлежит выяснению <1>. Но применять тот же подход к объекту, который судом признан СП, подлежащей приведению в соответствие, противоречит смыслу такого решения. Получается, что в числе документов отсутствует подтверждение того, что в результате произведенной реконструкции объект утратил признаки СП. Это может привести к регистрации объекта с неустраненными нарушениями. Более того, регистрирующий орган может вообще не знать, что реконструкция проводилась в порядке исполнения судебного решения о приведении в соответствие. В результате объект окажется предметом нового иска, предъявленного в порядке п. 2 ст. 222 ГК, причем эта ситуация может происходить неоднократно, что не отвечает идее эффективности правосудия.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Этот подход вызывает серьезные сомнения. Применение ч. 12 ст. 70 Закона о регистрации к случаям первичной регистрации прав на объект ИЖС или садовый дом в определенной степени объяснимо идеей "дачной амнистии", по которой при регистрации права вопрос о наличии у этих объектов признаков СП в значительной части не подлежит выяснению <1>. Но применять тот же подход к объекту, который судом признан СП, подлежащей приведению в соответствие, противоречит смыслу такого решения. Получается, что в числе документов отсутствует подтверждение того, что в результате произведенной реконструкции объект утратил признаки СП. Это может привести к регистрации объекта с неустраненными нарушениями. Более того, регистрирующий орган может вообще не знать, что реконструкция проводилась в порядке исполнения судебного решения о приведении в соответствие. В результате объект окажется предметом нового иска, предъявленного в порядке п. 2 ст. 222 ГК, причем эта ситуация может происходить неоднократно, что не отвечает идее эффективности правосудия.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлены условия применения повышающего коэффициента
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлены условия применения повышающего коэффициента
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Основные мероприятия по развитию ИЖС объединены в рамках инициативы Правительства "Мой частный дом". Совместно с Росреестром обеспечена возможность регистрации прав на ИЖС в трехдневный срок с момента подачи заявления.
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Основные мероприятия по развитию ИЖС объединены в рамках инициативы Правительства "Мой частный дом". Совместно с Росреестром обеспечена возможность регистрации прав на ИЖС в трехдневный срок с момента подачи заявления.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 25.2 Закона 1997 г. о регистрации введена Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ <403> и изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, принятым в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, регистрации прав граждан на эти земельные участки, а также расположенные на указанных участках объекты недвижимости. Упомянутый выше пункт 7 ст. 25.2 Закона 1997 г. о регистрации, положения которого вошли в ч. 2 и 3 комментируемой статьи, введен Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ <404>, принятым по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 25.2 Закона 1997 г. о регистрации введена Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ <403> и изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, принятым в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, регистрации прав граждан на эти земельные участки, а также расположенные на указанных участках объекты недвижимости. Упомянутый выше пункт 7 ст. 25.2 Закона 1997 г. о регистрации, положения которого вошли в ч. 2 и 3 комментируемой статьи, введен Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ <404>, принятым по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки.
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на жилой дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект ИЖС необходимо уплатить госпошлину. Сведения об уплате госпошлины необходимо указать в уведомлении об окончании строительства (ст. 17 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект ИЖС необходимо уплатить госпошлину. Сведения об уплате госпошлины необходимо указать в уведомлении об окончании строительства (ст. 17 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 24 июля 2024 г. N 14-6919-ТГ/24
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 24 июля 2024 г. N 14-6919-ТГ/24