Регистрация недвижимости при присоединении
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация недвижимости при присоединении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 58 ГК РФПреобразованное юрлицо должно регистрировать не переход права собственности на недвижимость, а смену наименования собственника >>>
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Технологическое присоединение к электрическим сетям: Заказчик хочет обязать Исполнителя, отказывающегося от заключения договора технологического присоединения, заключить договор
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими право собственности Заказчика на объект недвижимости, в т.ч. выпиской из ЕГРН, договором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права >>>
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими право собственности Заказчика на объект недвижимости, в т.ч. выпиской из ЕГРН, договором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная регистрация прав на построенные исполнителем сети газораспределения и (или) газопотребления должна осуществляться в отношении того лица, которое построило такие объекты в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная регистрация прав на построенные исполнителем сети газораспределения и (или) газопотребления должна осуществляться в отношении того лица, которое построило такие объекты в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статья: О некоторых вопросах применения положений об исполнительском иммунитете в отношении единственного пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего должнику
(Саутенкина Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Как указал ВС РФ, в данном случае в ходе рассмотрения спора гражданин Б. ссылался на то, что сведения о регистрационном учете не отражали реально сложившееся положение дел по поводу его места жительства. В действительности, как указывал гражданин Б., он задолго до возбуждения дела о банкротстве стал проживать в доме, самостоятельно достраивал его, выполнял отделочные работы, предпринимал меры, направленные на технологическое присоединение дома к электрическим сетям, на регистрацию его как объекта недвижимости, однако в связи с непредставлением необходимых документов регистрирующий орган отказал ему в проведении регистрационных действий. Задержка в регистрации также была обусловлена судебными спорами с владельцем соседнего участка относительно установления границ, с управлением лесами по поводу освобождения лесного участка. Суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не оценили возражения гражданина Б. и представленные им доказательства.
(Саутенкина Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Как указал ВС РФ, в данном случае в ходе рассмотрения спора гражданин Б. ссылался на то, что сведения о регистрационном учете не отражали реально сложившееся положение дел по поводу его места жительства. В действительности, как указывал гражданин Б., он задолго до возбуждения дела о банкротстве стал проживать в доме, самостоятельно достраивал его, выполнял отделочные работы, предпринимал меры, направленные на технологическое присоединение дома к электрическим сетям, на регистрацию его как объекта недвижимости, однако в связи с непредставлением необходимых документов регистрирующий орган отказал ему в проведении регистрационных действий. Задержка в регистрации также была обусловлена судебными спорами с владельцем соседнего участка относительно установления границ, с управлением лесами по поводу освобождения лесного участка. Суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не оценили возражения гражданина Б. и представленные им доказательства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. Резервирование земель, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, образование и предоставление земельных участков, установление сервитутов и другие отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. Резервирование земель, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, образование и предоставление земельных участков, установление сервитутов и другие отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ситуация: Как разделить имущество, находящееся в долевой собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь образованные объекты недвижимости (за исключением объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства) в общем случае составляет (пп. 22.4, 24.1, 26.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь образованные объекты недвижимости (за исключением объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства) в общем случае составляет (пп. 22.4, 24.1, 26.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
Статья: Дистанционная сделка и электронная подпись: правовая конструкция и форма заключения
(Лаптев В.А., Соловяненко Н.И.)
("Юрист", 2022, N 12)<15> В случае удостоверения договора в отношении недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус, представивший в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, присоединяет к паспорту сделки электронные документы, полученные от органа регистрации прав, не позднее следующего рабочего дня после получения таких документов. В случае удостоверения договора об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо договора о залоге доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью нотариус, подавший в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, присоединяет к паспорту сделки электронные документы, полученные от органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня после получения таких документов.
(Лаптев В.А., Соловяненко Н.И.)
("Юрист", 2022, N 12)<15> В случае удостоверения договора в отношении недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус, представивший в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, присоединяет к паспорту сделки электронные документы, полученные от органа регистрации прав, не позднее следующего рабочего дня после получения таких документов. В случае удостоверения договора об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо договора о залоге доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью нотариус, подавший в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, присоединяет к паспорту сделки электронные документы, полученные от органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня после получения таких документов.
Статья: Активная легитимация в лесных спорах
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)<1> Часть 4 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"; п. 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства"; Приказ Рослесхоза от 28 февраля 2011 г. N 34 "Об утверждении Положений о департаментах лесного хозяйства по федеральным округам"; Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утв. Приказом Минприроды России от 30 января 2015 г. N 38. Некоторые особенности судебной защиты предусмотрены Приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке". Указания на полномочия Рослесхоза обнаруживаются в некоторых других федеральных законах, в частности: ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 8 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)<1> Часть 4 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"; п. 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства"; Приказ Рослесхоза от 28 февраля 2011 г. N 34 "Об утверждении Положений о департаментах лесного хозяйства по федеральным округам"; Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утв. Приказом Минприроды России от 30 января 2015 г. N 38. Некоторые особенности судебной защиты предусмотрены Приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке". Указания на полномочия Рослесхоза обнаруживаются в некоторых других федеральных законах, в частности: ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 8 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Вопрос: О восстановлении НДС при получении от присоединяемой организации объектов недвижимости, ранее полученных при реорганизации иной организации.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-07-11/59290)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 21 мая 2024 г., по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость по объекту недвижимости, полученному организацией при реорганизации в форме присоединения к данной организации другой организации, Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-07-11/59290)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 21 мая 2024 г., по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость по объекту недвижимости, полученному организацией при реорганизации в форме присоединения к данной организации другой организации, Департамент налоговой политики сообщает.
Вопрос: О размере госпошлины за государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты сетей газораспределения.
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 03-05-06-03/27119)Департамент налоговой политики на обращение сообщает, что в соответствии с подпунктом 26.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, установлена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 03-05-06-03/27119)Департамент налоговой политики на обращение сообщает, что в соответствии с подпунктом 26.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, установлена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Статья: Электронная подпись в сделках с недвижимостью
(Аксенов В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)<4> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // СПС "КонсультантПлюс".
(Аксенов В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)<4> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Когда при реорганизации нужен передаточный акт
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, передаточный акт необходим при госрегистрации прав на недвижимое имущество и регистрации перехода исключительного права.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, передаточный акт необходим при госрегистрации прав на недвижимое имущество и регистрации перехода исключительного права.
Статья: Комплексная реорганизация: полезное новшество, плохо соотносящееся с природой юридического лица
(Глушецкий А.А.)
("Закон", 2021, N 11)- в случае необходимости - регистрацию прав на недвижимое имущество;
(Глушецкий А.А.)
("Закон", 2021, N 11)- в случае необходимости - регистрацию прав на недвижимое имущество;
Вопрос: О размере госпошлины, подлежащей уплате за кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты сетей газораспределения и газопотребления при выполнении технологического присоединения.
(Письма Минфина России от 01.04.2025 N 03-05-06-03/32160, от 19.03.2025 N 03-05-06-03/27113)Департамент налоговой политики на обращение сообщает, что в соответствии с подпунктом 26.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, установлена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
(Письма Минфина России от 01.04.2025 N 03-05-06-03/32160, от 19.03.2025 N 03-05-06-03/27113)Департамент налоговой политики на обращение сообщает, что в соответствии с подпунктом 26.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, установлена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Готовое решение: Облагается ли налогом на имущество движимое имущество организации
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Сами по себе такие признаки, как прочная связь объекта с землей, невозможность его раздела в натуре без повреждения или изменения назначения, присоединение объекта для использования по общему назначению и регистрация объекта в ЕГРН, не являются безусловными критериями для отнесения объекта к движимому или недвижимому имуществу для целей налогообложения. Движимое имущество освободили от налога, чтобы поощрить инвестиции в новое оборудование. В связи с этим при рассмотрении вопроса о включении объекта в налоговую базу надо учесть, была ли достигнута указанная цель (Определение ВС РФ от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023 (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@), п. 34 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2021), направленного Письмом ФНС России от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@ для учета в работе сотрудниками налоговых органов).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Сами по себе такие признаки, как прочная связь объекта с землей, невозможность его раздела в натуре без повреждения или изменения назначения, присоединение объекта для использования по общему назначению и регистрация объекта в ЕГРН, не являются безусловными критериями для отнесения объекта к движимому или недвижимому имуществу для целей налогообложения. Движимое имущество освободили от налога, чтобы поощрить инвестиции в новое оборудование. В связи с этим при рассмотрении вопроса о включении объекта в налоговую базу надо учесть, была ли достигнута указанная цель (Определение ВС РФ от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023 (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@), п. 34 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2021), направленного Письмом ФНС России от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@ для учета в работе сотрудниками налоговых органов).