Регистрация иностранного гражданина по месту жительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация иностранного гражданина по месту жительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) не согласен с отказом во включении его в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган отказал во включении Гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации (ЧС). Например, ссылается на отсутствие регистрации по месту жительства.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган отказал во включении Гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации (ЧС). Например, ссылается на отсутствие регистрации по месту жительства.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет. Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и статьей 322.2 УК РФ или статьей 322.3 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке осуществляется постановка иностранных граждан на миграционный учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет путем регистрации по месту жительства
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет путем регистрации по месту жительства
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)На иностранцев - участников эксперимента не распространяются правила и порядок миграционного учета, установленные гл. 3 (о регистрации иностранных граждан по месту жительства) и 4 (об учете иностранных граждан по месту пребывания) Закона N 109-ФЗ, кроме некоторых случаев (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)На иностранцев - участников эксперимента не распространяются правила и порядок миграционного учета, установленные гл. 3 (о регистрации иностранных граждан по месту жительства) и 4 (об учете иностранных граждан по месту пребывания) Закона N 109-ФЗ, кроме некоторых случаев (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Статья: Противодействие незаконной миграции средствами прокурорского надзора
(Трофина И.А.)
("Законность", 2022, N 2)Для обеспечения контроля за проживанием временно и постоянно проживающих иностранных граждан обеспечено проведение должностными лицами подразделений по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел мониторинга регистрации иностранных граждан по месту жительства и пребывания, по итогам которого при участии участковых уполномоченных полиции и иных заинтересованных ведомств осуществляются выездные проверки, в том числе направленные на выявление и фиксацию фактов фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания.
(Трофина И.А.)
("Законность", 2022, N 2)Для обеспечения контроля за проживанием временно и постоянно проживающих иностранных граждан обеспечено проведение должностными лицами подразделений по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел мониторинга регистрации иностранных граждан по месту жительства и пребывания, по итогам которого при участии участковых уполномоченных полиции и иных заинтересованных ведомств осуществляются выездные проверки, в том числе направленные на выявление и фиксацию фактов фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания.
Ситуация: Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (ст. 322.2 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (ст. 322.2 УК РФ).
Статья: Признание брака недействительным в случае дефекта воли лиц, вступающих в брак: некоторые аспекты
(Якушева Н.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 13 августа 2019 г. по иску прокурора признан недействительным брак, заключенный 7 декабря 2018 г. между М. и А. <13>. При рассмотрении дела судом установлено, что мировым судьей 11 июня 2019 г. рассмотрено уголовное дело в отношении В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 322.3, 322.2 Уголовного кодекса РФ, - фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Производство по уголовному делу прекращено в связи со способствованием раскрытию преступления. Из материалов уголовного дела следует, что 7 декабря 2018 г. между гражданкой Российской Федерации М. и гражданином Республики Таджикистан А. зарегистрирован брак с целью получения последним разрешения на временное проживание, для того чтобы в последующем стать гражданином Российской Федерации; вместе указанные лица не проживают, совместное хозяйство не ведут, общих детей не имеют. Из показаний М., данных на предварительном следствии и не опровергнутых в суде при рассмотрении иска прокурора, следует, что в ноябре 2018 г. А. обратился к ней с просьбой зарегистрировать с ним фиктивный брак, так как ему нужно получить разрешение на временное проживание, для того чтобы потом стать гражданином Российской Федерации, она знала и понимала, что они вместе жить не будут. Согласно показаниям А., он попросил В.Н. Москалеву заключить с ним фиктивный брак, так как ему нужно было оформить разрешение на временное проживание и регистрацию.
(Якушева Н.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 13 августа 2019 г. по иску прокурора признан недействительным брак, заключенный 7 декабря 2018 г. между М. и А. <13>. При рассмотрении дела судом установлено, что мировым судьей 11 июня 2019 г. рассмотрено уголовное дело в отношении В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 322.3, 322.2 Уголовного кодекса РФ, - фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Производство по уголовному делу прекращено в связи со способствованием раскрытию преступления. Из материалов уголовного дела следует, что 7 декабря 2018 г. между гражданкой Российской Федерации М. и гражданином Республики Таджикистан А. зарегистрирован брак с целью получения последним разрешения на временное проживание, для того чтобы в последующем стать гражданином Российской Федерации; вместе указанные лица не проживают, совместное хозяйство не ведут, общих детей не имеют. Из показаний М., данных на предварительном следствии и не опровергнутых в суде при рассмотрении иска прокурора, следует, что в ноябре 2018 г. А. обратился к ней с просьбой зарегистрировать с ним фиктивный брак, так как ему нужно получить разрешение на временное проживание, для того чтобы потом стать гражданином Российской Федерации, она знала и понимала, что они вместе жить не будут. Согласно показаниям А., он попросил В.Н. Москалеву заключить с ним фиктивный брак, так как ему нужно было оформить разрешение на временное проживание и регистрацию.
Ситуация: Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 1 000 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 1 000 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)В перечне документов, которые должен представить при приеме на работу иностранный гражданин, документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, не указан. Требовать же документы, помимо предусмотренных нормативно, запрещено. Исключений для иностранных граждан в этом вопросе действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому отказ иностранному гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием регистрации по месту жительства неправомерен. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 64, ч. 1 - 3 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1, ст. 327.3 ТК РФ, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, п. 3 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона о миграционном учете, п. 2 ст. 2, ст. 4 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, Письма Роструда от 18.12.2008 N 6967-ТЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)В перечне документов, которые должен представить при приеме на работу иностранный гражданин, документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, не указан. Требовать же документы, помимо предусмотренных нормативно, запрещено. Исключений для иностранных граждан в этом вопросе действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому отказ иностранному гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием регистрации по месту жительства неправомерен. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 64, ч. 1 - 3 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1, ст. 327.3 ТК РФ, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, п. 3 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона о миграционном учете, п. 2 ст. 2, ст. 4 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, Письма Роструда от 18.12.2008 N 6967-ТЗ.
Статья: Правовые и организационные вопросы межведомственного взаимодействия МВД России в сфере миграции
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Внесение некорректных данных в базы. Информацию о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания или месту проживания, а также установочные данные в базы данных вносит сотрудник отдела по вопросам миграции. Часто эта информация вносится некорректно: в основном это ошибки, связанные с фамилией, именем и отчеством иностранного гражданина, что вызывает сложность его идентификации при проверке по базам данных.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)3. Внесение некорректных данных в базы. Информацию о регистрации иностранного гражданина по месту пребывания или месту проживания, а также установочные данные в базы данных вносит сотрудник отдела по вопросам миграции. Часто эта информация вносится некорректно: в основном это ошибки, связанные с фамилией, именем и отчеством иностранного гражданина, что вызывает сложность его идентификации при проверке по базам данных.
Статья: Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Например, предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации обусловлено обязательностью регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также учета иностранных граждан по месту пребывания (ст. 14, 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). В данном случае имеет место императивное регулирование, вариативность поведения иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от их волеизъявления не предполагается. Более того, в законодательстве установлена административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания (проживания), выразившееся в том числе в нарушении правил миграционного учета, а также принимающей стороны - за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Например, предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации обусловлено обязательностью регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также учета иностранных граждан по месту пребывания (ст. 14, 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). В данном случае имеет место императивное регулирование, вариативность поведения иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от их волеизъявления не предполагается. Более того, в законодательстве установлена административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания (проживания), выразившееся в том числе в нарушении правил миграционного учета, а также принимающей стороны - за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)3) постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)3) постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;