Регистрация автомототранспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация автомототранспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 357 "Налогоплательщики" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ"Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1069-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Косаревой Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 357, пунктом 1 статьи 358 и пунктом 1 статьи 362 НК РФ" федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362 НК РФ). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 N 950) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 133)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке" КоАП РФТаким образом, наличие либо отсутствие государственной регистрации имеет значение для автомототранспортных средств с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тогда как транспортное средство, под управлением Б. такими скоростными характеристиками не обладает. Предоставление специального права управления транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения является отдельным основанием для установления события правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например для мопедов), наряду с иными транспортными средствами: тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными самоходными машинами, для правонарушений с участием которых предоставление специального права управления транспортными средствами не является характеризующим признаком."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Информацию о ТС, его характеристиках, владельце и сроках регистрации в налоговую инспекцию представляет орган (организация, должностное лицо), который осуществляет государственную регистрацию тех или иных ТС. Например, государственную регистрацию автомототранспорта осуществляют подразделения ГИБДД, которые передают сведения об этом в налоговые органы. Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и через специализированные организации (п. 4 ст. 85, п. 1 ст. 362 НК РФ; п. 6 ст. 4, ст. 7 Закона N 283-ФЗ; пп. "в" п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711; п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Информацию о ТС, его характеристиках, владельце и сроках регистрации в налоговую инспекцию представляет орган (организация, должностное лицо), который осуществляет государственную регистрацию тех или иных ТС. Например, государственную регистрацию автомототранспорта осуществляют подразделения ГИБДД, которые передают сведения об этом в налоговые органы. Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и через специализированные организации (п. 4 ст. 85, п. 1 ст. 362 НК РФ; п. 6 ст. 4, ст. 7 Закона N 283-ФЗ; пп. "в" п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711; п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764).
Ситуация: Что делать, если приходит уведомление об уплате транспортного налога на проданный или угнанный автомобиль?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом сумма транспортного налога, которую уплачивают физические лица, в общем случае исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы подразделениями ГИБДД МВД России, осуществляющими регистрацию автомототранспортных средств (п. 4 ст. 85, п. 1 ст. 362 НК РФ; ст. 7 Закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ; пп. "в" п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом сумма транспортного налога, которую уплачивают физические лица, в общем случае исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы подразделениями ГИБДД МВД России, осуществляющими регистрацию автомототранспортных средств (п. 4 ст. 85, п. 1 ст. 362 НК РФ; ст. 7 Закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ; пп. "в" п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 5.26 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частью 2 статьи 6.8, частью 2 статьи 6.9, частью 2 статьи 6.13 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частью 2 статьи 6.16.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 5 - 8 статьи 6.21 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 3 и 4 статьи 6.21.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 3 и 4 статьи 6.21.2 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3 - 5.1 статьи 11.1, частью 3 статьи 11.14, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1, 2 и 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 1.1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 - 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 - 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1.1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 - 8 статьи 12.16, статьями 12.17 - 12.21, 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1, 2 и 4 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 - 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частями 2 и 5 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.16.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частью 1.1 статьи 18.2 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьями 18.8 - 18.12, 18.15 - 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 - 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.20, 20.21, частью 1 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частью 3 статьи 20.25, частями 4 и 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 5.26 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частью 2 статьи 6.8, частью 2 статьи 6.9, частью 2 статьи 6.13 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частью 2 статьи 6.16.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 5 - 8 статьи 6.21 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 3 и 4 статьи 6.21.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), частями 3 и 4 статьи 6.21.2 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3 - 5.1 статьи 11.1, частью 3 статьи 11.14, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1, 2 и 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 1.1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 - 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 - 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1.1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 - 8 статьи 12.16, статьями 12.17 - 12.21, 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1, 2 и 4 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 - 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частями 2 и 5 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.16.1 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частью 1.1 статьи 18.2 (при непосредственном обнаружении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) признаков административных правонарушений), статьями 18.8 - 18.12, 18.15 - 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 - 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.20, 20.21, частью 1 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частью 3 статьи 20.25, частями 4 и 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса.
Готовое решение: Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Если до заключения договора купли-продажи автомобиль с перебитым VIN уже стоял на учете в Госавтоинспекции, полагаем, что это не влияет на право покупателя требовать расторжения договора. Данное транспортное средство все равно нельзя эксплуатировать в силу п. 11 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Кроме того, Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пп. "з" п. 12 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711). Осуществление данного полномочия не поставлено в зависимость от времени выявления сокрытия, подделки или изменения VIN либо от факта предшествующей постановки автомобиля на учет.
(КонсультантПлюс, 2025)Если до заключения договора купли-продажи автомобиль с перебитым VIN уже стоял на учете в Госавтоинспекции, полагаем, что это не влияет на право покупателя требовать расторжения договора. Данное транспортное средство все равно нельзя эксплуатировать в силу п. 11 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Кроме того, Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пп. "з" п. 12 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711). Осуществление данного полномочия не поставлено в зависимость от времени выявления сокрытия, подделки или изменения VIN либо от факта предшествующей постановки автомобиля на учет.
Статья: Правила отчуждения транспортных средств в России и некоторых странах ближнего зарубежья: сравнительно-правовой аспект
(Кленикова А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 12)Законодательством предусматривается проведение обязательной видеофиксации сделки при совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы и при подписании документа рукоприкладчиком. Несмотря на обязательную нотариальную форму заключения договора отчуждения транспортного средства и обязанность нотариуса подавать сведения о сделке в орган регистрации и учета транспортных средств, право собственности на транспортное средство возникает не в момент удостоверения договора, а в момент регистрации права собственности на транспортное средство в органах, осуществляющих учет и регистрацию транспортных средств. До удостоверения договора автомототранспортные средства подлежат осмотру в органах ГСБДД по месту регистрации автомототранспортного средства или по месту совершения сделки (по выбору приобретателя) на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. Факт соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам подтверждается штампом на регистрационном документе автомототранспортного средства, который действителен в течение десяти дней с момента его проставления.
(Кленикова А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 12)Законодательством предусматривается проведение обязательной видеофиксации сделки при совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы и при подписании документа рукоприкладчиком. Несмотря на обязательную нотариальную форму заключения договора отчуждения транспортного средства и обязанность нотариуса подавать сведения о сделке в орган регистрации и учета транспортных средств, право собственности на транспортное средство возникает не в момент удостоверения договора, а в момент регистрации права собственности на транспортное средство в органах, осуществляющих учет и регистрацию транспортных средств. До удостоверения договора автомототранспортные средства подлежат осмотру в органах ГСБДД по месту регистрации автомототранспортного средства или по месту совершения сделки (по выбору приобретателя) на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. Факт соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам подтверждается штампом на регистрационном документе автомототранспортного средства, который действителен в течение десяти дней с момента его проставления.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в органах ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предусмотрена обязательная заявительная форма регистрации автотранспортных средств [ныне данные положения отражены в п. п. 5, 7 Административного регламента].
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в органах ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предусмотрена обязательная заявительная форма регистрации автотранспортных средств [ныне данные положения отражены в п. п. 5, 7 Административного регламента].
Статья: Контрольно-надзорная деятельность сотрудников ГИБДД: к вопросу о разграничении функциональных обязанностей
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Для уяснения основ правового положения должностных лиц ГИБДД, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности движения на дорогах, рассмотрим отдельные нормы современного российского законодательства. В соответствии с п. 11, подп. 27(1) Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации <8> МВД России осуществляет следующие функции: государственный контроль (надзор) за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также должностными лицами этих органов полномочий, сконцентрированных на поддержании правопорядка на дорогах и соблюдении установленных требований в этой области. Обязанности полиции по обеспечению правопорядка на дорогах сгруппированы в п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции": исполнение государственного надзора (контроля) за соблюдением положений нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, включая правила, стандарты и технические нормы; регулирование дорожного движения, оформление процессуальной документации о дорожно-транспортных происшествиях, ведение учета ключевых показателей состояния безопасности дорожного движения, проведение аттестации на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений; регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдача разрешений на перевозку опасных грузов; организация сопровождения транспортных средств и согласование маршрутов перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в соответствии с поручениями Правительства РФ и требованиями действующего законодательства <9>. Кроме этого, правовой статус должностных лиц ГИБДД как основных субъектов, выполняющих функции надзора за соблюдением лицами, принимающими непосредственное участие в процессе дорожного движения, требований законодательства РФ о безопасности движения на дорогах, закреплен в Приказе МВД России от 2 мая 2023 г. N 264 "Об утверждении порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения" <10>.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Для уяснения основ правового положения должностных лиц ГИБДД, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности движения на дорогах, рассмотрим отдельные нормы современного российского законодательства. В соответствии с п. 11, подп. 27(1) Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации <8> МВД России осуществляет следующие функции: государственный контроль (надзор) за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также должностными лицами этих органов полномочий, сконцентрированных на поддержании правопорядка на дорогах и соблюдении установленных требований в этой области. Обязанности полиции по обеспечению правопорядка на дорогах сгруппированы в п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции": исполнение государственного надзора (контроля) за соблюдением положений нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, включая правила, стандарты и технические нормы; регулирование дорожного движения, оформление процессуальной документации о дорожно-транспортных происшествиях, ведение учета ключевых показателей состояния безопасности дорожного движения, проведение аттестации на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений; регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдача разрешений на перевозку опасных грузов; организация сопровождения транспортных средств и согласование маршрутов перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в соответствии с поручениями Правительства РФ и требованиями действующего законодательства <9>. Кроме этого, правовой статус должностных лиц ГИБДД как основных субъектов, выполняющих функции надзора за соблюдением лицами, принимающими непосредственное участие в процессе дорожного движения, требований законодательства РФ о безопасности движения на дорогах, закреплен в Приказе МВД России от 2 мая 2023 г. N 264 "Об утверждении порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения" <10>.