Реестр туроператоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр туроператоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ о туристской деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо) к ответственности по ст. 14.51 КоАП РФ за нарушение законодательства о туристской деятельности. Например, за ведение Организацией туроператорской деятельности при отсутствии сведений о ней в едином федеральном реестре туроператоров.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо) к ответственности по ст. 14.51 КоАП РФ за нарушение законодательства о туристской деятельности. Например, за ведение Организацией туроператорской деятельности при отсутствии сведений о ней в едином федеральном реестре туроператоров.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Распространение информации или предоставление информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Согласно сведениям сервиса Whols администратором домена russiadiscovery.ru является ответчик. При этом в разделе сайта "Контакты" (https://www.russiadiscovery.ru/kontakty/) содержатся реквизиты ООО "РД-Трэвел" и его реестровый номер в Едином Федеральном реестре туроператоров Федерального агентства по туризму, а внизу каждой страницы сайта размещены его юридический адрес, ИНН и ОГРН, что свидетельствует о том, что ответчик также является владельцем сайта, т.е. лицом, самостоятельно и по своему усмотрению определяющим порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Данный факт презюмируются из положений пункта 2 статьи 10 указанного Федерального закона, согласно которому владелец сайта в сети Интернет обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть стоимость турпутевки и возместить иные убытки при банкротстве туроператора?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров. На этом этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ч. 2, 6, 7 ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров. На этом этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ч. 2, 6, 7 ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ).
Ситуация: На что обратить внимание при приобретении туристской путевки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заниматься туроператорской деятельностью вправе только туроператоры, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров РФ, что подтверждается выданным туроператору свидетельством (ч. 8 ст. 4.1, ст. 4.2 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; п. п. 2, 4 Порядка, утв. Приказом Ростуризма от 27.11.2020 N 441-Пр-20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заниматься туроператорской деятельностью вправе только туроператоры, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров РФ, что подтверждается выданным туроператору свидетельством (ч. 8 ст. 4.1, ст. 4.2 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; п. п. 2, 4 Порядка, утв. Приказом Ростуризма от 27.11.2020 N 441-Пр-20).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Приказ Ростуризма от 09.01.2019 N 2-Пр-19
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2019 N 54217)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2019 г. N 54217
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2019 N 54217)Зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 2019 г. N 54217
Статья: Новый вектор правового регулирования туристской деятельности в цифровой экономике
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Реформирование же института купли-продажи туристского продукта в 2007 г. наравне с "формированием и продвижением" впервые упоминает об известном сегодняшнему законодательству процессе реализации <15>. Последующие правки Закона об основах туристской деятельности, внедряя систему реестра туроператоров, закрепляя необходимое страхование гражданской ответственности с их стороны, какой бы то ни было ясности в терминологию туристской услуги и самого договора не внесли.
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Реформирование же института купли-продажи туристского продукта в 2007 г. наравне с "формированием и продвижением" впервые упоминает об известном сегодняшнему законодательству процессе реализации <15>. Последующие правки Закона об основах туристской деятельности, внедряя систему реестра туроператоров, закрепляя необходимое страхование гражданской ответственности с их стороны, какой бы то ни было ясности в терминологию туристской услуги и самого договора не внесли.
Статья: Ответственность туроператоров и турагентов в сфере туризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (финансовое обеспечение ответственности туроператора), и при условии соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (далее - должностное лицо туроператора), требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ. Туроператоры, осуществляющие деятельность только в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с Законом N 132-ФЗ, и иметь фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с положениями ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ. Для туроператора, осуществляющего деятельность одновременно в сфере выездного туризма и в сфере въездного туризма и (или) внутреннего туризма и сформировавшего фонд персональной ответственности туроператора в указанном максимальном размере, не требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абз. 3 и 4 ч. 1 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ (в соответствии с ч. 3 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ указанный туроператор должен иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ). Требования, предъявляемые к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории РФ туристский продукт, сформированный иностранным туроператором (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ). Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (www.russiatourism.ru), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (ч. 8 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (финансовое обеспечение ответственности туроператора), и при условии соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (далее - должностное лицо туроператора), требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ. Туроператоры, осуществляющие деятельность только в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с Законом N 132-ФЗ, и иметь фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с положениями ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ. Для туроператора, осуществляющего деятельность одновременно в сфере выездного туризма и в сфере въездного туризма и (или) внутреннего туризма и сформировавшего фонд персональной ответственности туроператора в указанном максимальном размере, не требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абз. 3 и 4 ч. 1 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ (в соответствии с ч. 3 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ указанный туроператор должен иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ). Требования, предъявляемые к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории РФ туристский продукт, сформированный иностранным туроператором (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ). Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (www.russiatourism.ru), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (ч. 8 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ).
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)На общие цели бюджета. Например, на общие цели федерального бюджета направляются все виды платежей за предоставление сведений из государственных реестров (регистров) и включение в них данных. К ним относятся плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, плата за предоставление сведений из государственного лесного реестра, плата за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, косвенные платежи, уплачиваемые организациями для включения сведений о них в Единый федеральный реестр туроператоров, таможенные сборы, и проч.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)На общие цели бюджета. Например, на общие цели федерального бюджета направляются все виды платежей за предоставление сведений из государственных реестров (регистров) и включение в них данных. К ним относятся плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, плата за предоставление сведений из государственного лесного реестра, плата за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, косвенные платежи, уплачиваемые организациями для включения сведений о них в Единый федеральный реестр туроператоров, таможенные сборы, и проч.
Статья: Актуальные проблемы борьбы с мошенничеством в сфере туризма
(Коваленко Т.С., Берестнев А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Вполне очевидно, что проблема борьбы с мошенничеством, в том числе в сфере туризма, носит более глубокий и сложный характер. Основная проблема применения данного состава касается доказывания направленности умысла преступника на незаконное обогащение за счет туриста. Преступник похищает денежные средства потенциального туриста и потерпевшего в одном лице, предлагая ему услугу, которая не будет оказана или будет оказана с явными отступлениями от договоренности. Обманный способ в данном случае в хищении денежных средств вызывает наибольшие трудности при его установлении. Важно понимать, был ли умысел у преступника не оказать услугу в том объеме, который был оговорен изначально в момент приобретения тура. В процессе установления умысла, направленного на хищение денежных средств путем обмана, следует особое внимание уделить оценке таких фактических обстоятельств, как отсутствие реальной материальной возможности у лица исполнить взятые на себя обязательства, невключение в единый федеральный реестр туроператоров, сокрытие значимой информации и т.д., что подтверждает умышленный характер неисполнения обязательств в обозначенной сфере.
(Коваленко Т.С., Берестнев А.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Вполне очевидно, что проблема борьбы с мошенничеством, в том числе в сфере туризма, носит более глубокий и сложный характер. Основная проблема применения данного состава касается доказывания направленности умысла преступника на незаконное обогащение за счет туриста. Преступник похищает денежные средства потенциального туриста и потерпевшего в одном лице, предлагая ему услугу, которая не будет оказана или будет оказана с явными отступлениями от договоренности. Обманный способ в данном случае в хищении денежных средств вызывает наибольшие трудности при его установлении. Важно понимать, был ли умысел у преступника не оказать услугу в том объеме, который был оговорен изначально в момент приобретения тура. В процессе установления умысла, направленного на хищение денежных средств путем обмана, следует особое внимание уделить оценке таких фактических обстоятельств, как отсутствие реальной материальной возможности у лица исполнить взятые на себя обязательства, невключение в единый федеральный реестр туроператоров, сокрытие значимой информации и т.д., что подтверждает умышленный характер неисполнения обязательств в обозначенной сфере.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Исполнитель, обозначенный в договоре, не имеет лицензии и не осуществляет санаторно-курортной и оздоровительной деятельности. Он также отсутствует в Едином федеральном реестре туроператоров и, соответственно, с ним не может быть заключен договор на реализацию туристского продукта (подробнее выдержки из договора приведены в приложении к настоящему письму). Данный исполнитель является материнской компанией "Детского оздоровительного центра".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Исполнитель, обозначенный в договоре, не имеет лицензии и не осуществляет санаторно-курортной и оздоровительной деятельности. Он также отсутствует в Едином федеральном реестре туроператоров и, соответственно, с ним не может быть заключен договор на реализацию туристского продукта (подробнее выдержки из договора приведены в приложении к настоящему письму). Данный исполнитель является материнской компанией "Детского оздоровительного центра".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При заключении договора водопользования без аукциона исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта в пользование запрашивает сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о земельном участке, об объектах недвижимого имущества, разрешенное использование которых позволяет отнести их к объектам туристской индустрии; в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами - сведения о туроператоре, включенные в единый федеральный реестр туроператоров, а при использовании акватории водных объектов для организованного отдыха детей - сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении <1>. Затем в течение 15 рабочих дней данный орган обеспечивает согласование условий использования водного объекта с Роспотребнадзором и с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС, а при использовании водного объекта в акватории морского порта - с капитаном морского порта; в пределах внутренних водных путей Российской Федерации - с администрацией бассейна внутренних водных путей; если акватория прилегает к землям населенных пунктов - с органами государственной власти субъекта РФ в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных ресурсов и (или) в сфере туризма <2>. Обязанностью названных органов является проверка наличия информации в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления либо в перечне физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, в случае предполагаемого использования акватории водного объекта соответственно для организованного отдыха детей либо для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При заключении договора водопользования без аукциона исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта в пользование запрашивает сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о земельном участке, об объектах недвижимого имущества, разрешенное использование которых позволяет отнести их к объектам туристской индустрии; в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами - сведения о туроператоре, включенные в единый федеральный реестр туроператоров, а при использовании акватории водных объектов для организованного отдыха детей - сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении <1>. Затем в течение 15 рабочих дней данный орган обеспечивает согласование условий использования водного объекта с Роспотребнадзором и с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС, а при использовании водного объекта в акватории морского порта - с капитаном морского порта; в пределах внутренних водных путей Российской Федерации - с администрацией бассейна внутренних водных путей; если акватория прилегает к землям населенных пунктов - с органами государственной власти субъекта РФ в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных ресурсов и (или) в сфере туризма <2>. Обязанностью названных органов является проверка наличия информации в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления либо в перечне физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, в случае предполагаемого использования акватории водного объекта соответственно для организованного отдыха детей либо для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями.
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вместе с тем следует отметить, что не вся деятельность в сфере экологии имеет одинаковый уровень риска. Например, экологический туризм, несмотря на связь с использованием природных объектов, имеет менее выраженное негативное воздействие на экосистемы по сравнению с иными видами экологической деятельности. Кроме того, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <12> предусматривает единый реестр туроператоров <13>. Регистрация туроператора в реестре служит индикатором надежности и соответствия установленным стандартам качества при выполнении договорных обязательств. Наличие ресурса, в котором содержатся сведения о туроператорах, надлежащим образом осуществляющих свою деятельность, является основанием для исключения деятельности туроператоров из обязательного требования членства в СРО для исполнителей договоров экологических услуг, поскольку орган власти, внося в рассмотренный реестр организацию, фактически подтверждает ее надежность и законность осуществляемой деятельности. Представляется, что уровень рисков отдельных видов деятельности может быть определен законодателем в силу имеющейся у него дискреции и, следовательно, законодателем может быть выбран оптимальный способ регулирования. При этом не исключаем, что в ряде случаев (в отношении определенных видов деятельности) законодателем может быть избрана модель регулирования, при которой одновременно будут осуществляться и учет в государственных реестрах, и создание СРО, если соответствующий подход будет признан более эффективным.
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вместе с тем следует отметить, что не вся деятельность в сфере экологии имеет одинаковый уровень риска. Например, экологический туризм, несмотря на связь с использованием природных объектов, имеет менее выраженное негативное воздействие на экосистемы по сравнению с иными видами экологической деятельности. Кроме того, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <12> предусматривает единый реестр туроператоров <13>. Регистрация туроператора в реестре служит индикатором надежности и соответствия установленным стандартам качества при выполнении договорных обязательств. Наличие ресурса, в котором содержатся сведения о туроператорах, надлежащим образом осуществляющих свою деятельность, является основанием для исключения деятельности туроператоров из обязательного требования членства в СРО для исполнителей договоров экологических услуг, поскольку орган власти, внося в рассмотренный реестр организацию, фактически подтверждает ее надежность и законность осуществляемой деятельности. Представляется, что уровень рисков отдельных видов деятельности может быть определен законодателем в силу имеющейся у него дискреции и, следовательно, законодателем может быть выбран оптимальный способ регулирования. При этом не исключаем, что в ряде случаев (в отношении определенных видов деятельности) законодателем может быть избрана модель регулирования, при которой одновременно будут осуществляться и учет в государственных реестрах, и создание СРО, если соответствующий подход будет признан более эффективным.