Реестр повышенной прозрачности
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр повышенной прозрачности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые направления цифровизации правосудия в России и странах Евросоюза
(Чудиновская Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 7)- цифровой трансграничный реестр неплатежеспособных контрагентов. IRI (Взаимосвязь реестров неплатежеспособности) работает над объединением информации из национальных реестров неплатежеспособности. Создание общеевропейской взаимосвязи национальных электронных реестров неплатежеспособности повысило прозрачность производства по делу о несостоятельности в Европейском союзе. Соответствующие данные о должниках, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности, стали общедоступны через единую многоязычную поисковую систему на европейском портале электронного правосудия;
(Чудиновская Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 7)- цифровой трансграничный реестр неплатежеспособных контрагентов. IRI (Взаимосвязь реестров неплатежеспособности) работает над объединением информации из национальных реестров неплатежеспособности. Создание общеевропейской взаимосвязи национальных электронных реестров неплатежеспособности повысило прозрачность производства по делу о несостоятельности в Европейском союзе. Соответствующие данные о должниках, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности, стали общедоступны через единую многоязычную поисковую систему на европейском портале электронного правосудия;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Важно знать о потенциальных рисках использования технологии блокчейн. Во-первых, как было показано выше, одна и та же характеристика этой технологии является как привлекательным ее свойством, так и создающим определенные проблемы. Так, неизменный характер данных в блокчейне может создать ситуацию, когда попавшая в систему конфиденциальная информация не может быть удалена. Это относится и к неточным, неполным или устаревшим данным. Во-вторых, слабая защита конфиденциальности информации осуществляется в условиях отсутствия централизованного контроля, но в то же время это свойство системы может повысить прозрачность реестра и уровень безопасности. В-третьих, риском эксплуатации технологии блокчейн, как и любой цифровой системы, являются возможность несанкционированного доступа в систему и утечка данных.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Важно знать о потенциальных рисках использования технологии блокчейн. Во-первых, как было показано выше, одна и та же характеристика этой технологии является как привлекательным ее свойством, так и создающим определенные проблемы. Так, неизменный характер данных в блокчейне может создать ситуацию, когда попавшая в систему конфиденциальная информация не может быть удалена. Это относится и к неточным, неполным или устаревшим данным. Во-вторых, слабая защита конфиденциальности информации осуществляется в условиях отсутствия централизованного контроля, но в то же время это свойство системы может повысить прозрачность реестра и уровень безопасности. В-третьих, риском эксплуатации технологии блокчейн, как и любой цифровой системы, являются возможность несанкционированного доступа в систему и утечка данных.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- осуществлен переход от формирования ФАИП к реестровой модели финансирования объектов капстроительства на базе ГИИС "Электронный бюджет", обеспечивающий повышение доступности данных и прозрачности финансирования объектов капстроительства, сокращение сроков принятия управленческих решений и снижение административной нагрузки;
(разработаны Минфином России)- осуществлен переход от формирования ФАИП к реестровой модели финансирования объектов капстроительства на базе ГИИС "Электронный бюджет", обеспечивающий повышение доступности данных и прозрачности финансирования объектов капстроительства, сокращение сроков принятия управленческих решений и снижение административной нагрузки;
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(ред. от 04.11.2025)1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статья: Принцип прозрачности (открытости) бизнеса в структуре антикоррупционной политики государства: проблемы и решения
(Казачкова З.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Актуальность данной проблемы состоит в необходимости детализации одного из существенных принципов - принципа открытости, транспарентности бизнеса в системе антикоррупционной политики. В последние годы в ряде зарубежных стран приняты специальные законы о корпоративной прозрачности, направленные на обеспечение национальной безопасности, повышение эффективности деятельности финансовой разведки и правоохранительных органов в борьбе с отмыванием денег и финансированием незаконной деятельности путем создания национального реестра информации о бенефициарных собственниках для подотчетных, в том числе иностранных, компаний. Такие инициативы направлены также на борьбу с подставными иностранными компаниями. В России данный принцип является одним из основных в антиотмывочной системе; принцип пронизывает законодательство о бухгалтерском учете, бюджетное и налоговое законодательство; детерминирует развитие правил корпоративной этики, правил проведения закупочных процедур. Цель статьи: определить пределы прозрачности (открытости) бизнеса, сопоставить объемы релевантной информации о бенефициарном собственнике по законодательству различных стран, показать направления совершенствования антикоррупционных стандартов бизнеса в парадигме прозрачности (открытости). Предметом данной статьи являются концептуальные вопросы прозрачности (открытости) деловой информации и исследование ее оценки, влияния на законодательные решения; выявление особенностей оценки прозрачности бизнес-информации для целей антикоррупционного комплаенса; для реализации принципа выбора надлежащего контрагента в части поддержания налогового правопорядка. Методологическую основу составили методы формальной и диалектической логики, сравнительного-правового и сравнительно-исторического методов анализа и изложения. Новизна данной статьи состоит в обосновании парадоксов парадигмы прозрачности бизнеса в части противодействия коррупционным практикам внутри страны и за рубежом на основе исследования различных моделей регулирования прозрачности бизнеса.
(Казачкова З.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Актуальность данной проблемы состоит в необходимости детализации одного из существенных принципов - принципа открытости, транспарентности бизнеса в системе антикоррупционной политики. В последние годы в ряде зарубежных стран приняты специальные законы о корпоративной прозрачности, направленные на обеспечение национальной безопасности, повышение эффективности деятельности финансовой разведки и правоохранительных органов в борьбе с отмыванием денег и финансированием незаконной деятельности путем создания национального реестра информации о бенефициарных собственниках для подотчетных, в том числе иностранных, компаний. Такие инициативы направлены также на борьбу с подставными иностранными компаниями. В России данный принцип является одним из основных в антиотмывочной системе; принцип пронизывает законодательство о бухгалтерском учете, бюджетное и налоговое законодательство; детерминирует развитие правил корпоративной этики, правил проведения закупочных процедур. Цель статьи: определить пределы прозрачности (открытости) бизнеса, сопоставить объемы релевантной информации о бенефициарном собственнике по законодательству различных стран, показать направления совершенствования антикоррупционных стандартов бизнеса в парадигме прозрачности (открытости). Предметом данной статьи являются концептуальные вопросы прозрачности (открытости) деловой информации и исследование ее оценки, влияния на законодательные решения; выявление особенностей оценки прозрачности бизнес-информации для целей антикоррупционного комплаенса; для реализации принципа выбора надлежащего контрагента в части поддержания налогового правопорядка. Методологическую основу составили методы формальной и диалектической логики, сравнительного-правового и сравнительно-исторического методов анализа и изложения. Новизна данной статьи состоит в обосновании парадоксов парадигмы прозрачности бизнеса в части противодействия коррупционным практикам внутри страны и за рубежом на основе исследования различных моделей регулирования прозрачности бизнеса.
Статья: Координация в структуре органов государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Государственным органам следует только создать надлежащую правовую базу для обеспечения безопасности блокчейн-решений. В числе главных собственно правовых вопросов - придание юридической силы транзакций, проводимых с применением блокчейн-технологий <41>. Уже имеется положительный опыт внедрения рассматриваемой технологии при ведении земельных кадастров или реестров - пилотные проекты были реализованы в России (Росреестр), Дубае (ERES/ConsenSys), Грузии (Bitfury), Гане (BenBen) и Швеции (Chromaway). Например, Кадастровое управление Дубая посредством блокчейн-технологий связано с другими государственными органами и учреждениями (в том числе коммунальными службами), коммерческими банками. Это позволило создать систему "одного окна" для граждан и бизнеса, повысить безопасность и прозрачность регистраций сделок с недвижимостью, осуществлять проверку платежей и любых иных транзакций. Все это позволяет поддерживать в актуальном состоянии (в режиме реального времени) базу данных о недвижимости, объем которой составляет около 75 миллиардов долларов США <42>. Такие системы могут быть дополнены сервисами, основанными на смарт-контрактах или самовыполняющихся программах, закодированных с использованием блокчейна, которые запускаются при выполнении предопределенных требований или условий <43>.
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Государственным органам следует только создать надлежащую правовую базу для обеспечения безопасности блокчейн-решений. В числе главных собственно правовых вопросов - придание юридической силы транзакций, проводимых с применением блокчейн-технологий <41>. Уже имеется положительный опыт внедрения рассматриваемой технологии при ведении земельных кадастров или реестров - пилотные проекты были реализованы в России (Росреестр), Дубае (ERES/ConsenSys), Грузии (Bitfury), Гане (BenBen) и Швеции (Chromaway). Например, Кадастровое управление Дубая посредством блокчейн-технологий связано с другими государственными органами и учреждениями (в том числе коммунальными службами), коммерческими банками. Это позволило создать систему "одного окна" для граждан и бизнеса, повысить безопасность и прозрачность регистраций сделок с недвижимостью, осуществлять проверку платежей и любых иных транзакций. Все это позволяет поддерживать в актуальном состоянии (в режиме реального времени) базу данных о недвижимости, объем которой составляет около 75 миллиардов долларов США <42>. Такие системы могут быть дополнены сервисами, основанными на смарт-контрактах или самовыполняющихся программах, закодированных с использованием блокчейна, которые запускаются при выполнении предопределенных требований или условий <43>.
Статья: Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Настоящая статья посвящена анализу проблематики реформирования общественных отношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания публичных неналоговых платежей, и влиянию текущего состояния правового регулирования соответствующей сферы на уровень фискальной прозрачности бюджетно-налоговой системы государства. Объясняется связь между хаотичным построением законодательства о публичных неналоговых платежах и низким уровнем фискальной прозрачности. Делается вывод о необходимости реализации подготовительного этапа реформы соответствующей сферы правового регулирования путем создания официального реестра публичных неналоговых платежей и, как следствие, "заморозки" роста их количества, а также возложения на государственные органы, администрирующие соответствующие платежи, обязанности по публикации информации о сумме доходов от взимания существующих платежей, а также конкретных статьях их расходования с учетом их видов и специфики с целью повышения уровня прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Настоящая статья посвящена анализу проблематики реформирования общественных отношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания публичных неналоговых платежей, и влиянию текущего состояния правового регулирования соответствующей сферы на уровень фискальной прозрачности бюджетно-налоговой системы государства. Объясняется связь между хаотичным построением законодательства о публичных неналоговых платежах и низким уровнем фискальной прозрачности. Делается вывод о необходимости реализации подготовительного этапа реформы соответствующей сферы правового регулирования путем создания официального реестра публичных неналоговых платежей и, как следствие, "заморозки" роста их количества, а также возложения на государственные органы, администрирующие соответствующие платежи, обязанности по публикации информации о сумме доходов от взимания существующих платежей, а также конкретных статьях их расходования с учетом их видов и специфики с целью повышения уровня прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.
Статья: Имплементация цифровых технологий в правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности и совершенствование защиты прав их авторов
(Гончаров А.И., Иншакова А.О., Матыцин Д.Е.)
("Юрист", 2022, N 2)Раскрытые особенности blockchain показывают его позитивные перспективы в сфере регулирования авторского права. Это более дешевая и простая, по сравнению с уже существующими, процедура неофициальной регистрации авторских прав. Новые технологии позволяют авторам, буквально не выходя из дома, депонировать свое произведение в надежной информационной системе за невысокую плату. Кроме того, платформы на основании blockchain (например, IPChain) также позволяют в упрощенном порядке заключать сделки в отношении результатов интеллектуальной деятельности. Blockchain и смарт-контракты в сочетании - взаимосвязанные технологии, стремящиеся повысить прозрачность правовых отношений в сфере авторского права. Распределенный реестр считается практически невзламываемой системой, и занесенные в него данные не могут быть утеряны или изменены. Смарт-контракты, все больше наполняющие экономический оборот, предоставляют сторонам дополнительные гарантии от неисполнения контрагентами их обязательств. Технология blockchain успешно используется для фиксации и учета авторских прав. В основе уже существующих в России государственных регистров отдельных видов объектов авторских прав также может быть использован blockchain для улучшения технологической стороны их работы. В то же время до сих пор существует много вопросов, касающихся правового статуса и регулирования технологии blockchain, которые требуют отдельной научной разработки.
(Гончаров А.И., Иншакова А.О., Матыцин Д.Е.)
("Юрист", 2022, N 2)Раскрытые особенности blockchain показывают его позитивные перспективы в сфере регулирования авторского права. Это более дешевая и простая, по сравнению с уже существующими, процедура неофициальной регистрации авторских прав. Новые технологии позволяют авторам, буквально не выходя из дома, депонировать свое произведение в надежной информационной системе за невысокую плату. Кроме того, платформы на основании blockchain (например, IPChain) также позволяют в упрощенном порядке заключать сделки в отношении результатов интеллектуальной деятельности. Blockchain и смарт-контракты в сочетании - взаимосвязанные технологии, стремящиеся повысить прозрачность правовых отношений в сфере авторского права. Распределенный реестр считается практически невзламываемой системой, и занесенные в него данные не могут быть утеряны или изменены. Смарт-контракты, все больше наполняющие экономический оборот, предоставляют сторонам дополнительные гарантии от неисполнения контрагентами их обязательств. Технология blockchain успешно используется для фиксации и учета авторских прав. В основе уже существующих в России государственных регистров отдельных видов объектов авторских прав также может быть использован blockchain для улучшения технологической стороны их работы. В то же время до сих пор существует много вопросов, касающихся правового статуса и регулирования технологии blockchain, которые требуют отдельной научной разработки.
Статья: Цифровизация бухгалтерского учета: опыт Китая
(Амурская М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)Под "умными финансами" понимается активное использование технологий CRM (Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами), ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), центры финансового распределения, модули управления бюджетом, RPA (Robotic Process Automation - технология автоматизации бизнес-процессов) в бухгалтерском учете, что способствует реализации таких функций, как автоматический просмотр документов, автоматическая налоговая декларация и автоматическая выверка банка предприятия. Данные технологии повышают актуальность и гибкость учета массовых транзакций, снижают количество ошибок и влияние субъективных оценок на процессы принятия решений.
(Амурская М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)Под "умными финансами" понимается активное использование технологий CRM (Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами), ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), центры финансового распределения, модули управления бюджетом, RPA (Robotic Process Automation - технология автоматизации бизнес-процессов) в бухгалтерском учете, что способствует реализации таких функций, как автоматический просмотр документов, автоматическая налоговая декларация и автоматическая выверка банка предприятия. Данные технологии повышают актуальность и гибкость учета массовых транзакций, снижают количество ошибок и влияние субъективных оценок на процессы принятия решений.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Амстердам в сотрудничестве с Хельсинки разработал открытые реестры алгоритмов, которые отслеживают, как используются алгоритмы в муниципалитетах [862].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Амстердам в сотрудничестве с Хельсинки разработал открытые реестры алгоритмов, которые отслеживают, как используются алгоритмы в муниципалитетах [862].
Статья: Цифровые финансовые активы как новый феномен финансового рынка: правовое регулирование и особенности налогообложения
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Преимущество ЦФА в сравнении с обычными, традиционными финансовыми инструментами видится в том, что технология блокчейна (распределенных реестров) позволяет снизить временные и денежные затраты на выпуск таких активов, повышает надежность, прозрачность и безопасность документооборота, имеет более привлекательные условия для инвесторов: повышенная доходность вследствие снижения затрат на выпуск, широкий круг инструментов для инвестирования, возможности дробления актива на меньшие части и др. <15>.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Преимущество ЦФА в сравнении с обычными, традиционными финансовыми инструментами видится в том, что технология блокчейна (распределенных реестров) позволяет снизить временные и денежные затраты на выпуск таких активов, повышает надежность, прозрачность и безопасность документооборота, имеет более привлекательные условия для инвесторов: повышенная доходность вследствие снижения затрат на выпуск, широкий круг инструментов для инвестирования, возможности дробления актива на меньшие части и др. <15>.
Статья: Регулирование судебно-экспертной деятельности: проблемы и новые подходы в российском законодательстве
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Проект предусматривает создание Государственного реестра судебно-экспертных организаций и частных судебных экспертиз. Эксперты для включения в реестр должны будут проходить обязательную экспертно-квалификационную аттестацию. Качество заключений экспертов, включенных в реестр, будет подлежать мониторингу и регулярной оценке, в том числе на основании поступивших обращений граждан. В случае выявления неоднократных нарушений частным экспертом порядка производства судебной экспертизы его регистрация в реестре будет приостанавливаться.
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Проект предусматривает создание Государственного реестра судебно-экспертных организаций и частных судебных экспертиз. Эксперты для включения в реестр должны будут проходить обязательную экспертно-квалификационную аттестацию. Качество заключений экспертов, включенных в реестр, будет подлежать мониторингу и регулярной оценке, в том числе на основании поступивших обращений граждан. В случае выявления неоднократных нарушений частным экспертом порядка производства судебной экспертизы его регистрация в реестре будет приостанавливаться.
Статья: Реестр работодателей с нелегальной занятостью. Кто в него попадает?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Данный тезис подтверждает Минтруд. "Создание реестра нарушителей трудового законодательства направлено на повышение прозрачности рынка труда и доступности информации о работодателях. Это позволит соискателям заранее оценить добросовестность компании и принять взвешенное решение о трудоустройстве", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства (цитата по сайту ТАСС).
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Данный тезис подтверждает Минтруд. "Создание реестра нарушителей трудового законодательства направлено на повышение прозрачности рынка труда и доступности информации о работодателях. Это позволит соискателям заранее оценить добросовестность компании и принять взвешенное решение о трудоустройстве", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства (цитата по сайту ТАСС).
Статья: Публично-правовая услуга по государственной регистрации организаций гражданского общества
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Отличительной чертой нового итальянского государственного реестра является разделение зарегистрированных некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы, которая, как было указано выше, определяет сферу их деятельности. Подобный организационный подход, по мнению итальянских ученых, позволяет добиться большей прозрачности государственной регистрации, облегчает дальнейшую работу с реестром органов исполнительной власти и повышает эффективность их управленческой деятельности при осуществлении соответствующих административных процедур <50>.
(Зеленцов А.Б., Гацолати В.Э.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Отличительной чертой нового итальянского государственного реестра является разделение зарегистрированных некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы, которая, как было указано выше, определяет сферу их деятельности. Подобный организационный подход, по мнению итальянских ученых, позволяет добиться большей прозрачности государственной регистрации, облегчает дальнейшую работу с реестром органов исполнительной власти и повышает эффективность их управленческой деятельности при осуществлении соответствующих административных процедур <50>.