Реестр массовых учредителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр массовых учредителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган не доказал использование спорными контрагентами адресов массовой регистрации, нахождение учредителей и руководителей данных юридических лиц в реестре "массовых учредителей и руководителей", отсутствуют признаки взаимозависимости налогоплательщика и спорных контрагентов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган не доказал использование спорными контрагентами адресов массовой регистрации, нахождение учредителей и руководителей данных юридических лиц в реестре "массовых учредителей и руководителей", отсутствуют признаки взаимозависимости налогоплательщика и спорных контрагентов.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, спорные контрагенты не обладали достаточными кадровыми ресурсами, способными выполнить необходимый объем строительно-монтажных работ, в том числе в интересах налогоплательщика. Контрагенты лишь для вида были включены в СРО, без намерения осуществлять реальную деятельность, не платили членские взносы и были исключены из реестра. Руководители/учредители спорных контрагентов являлись массовыми, а также получали доходы в других организациях.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, спорные контрагенты не обладали достаточными кадровыми ресурсами, способными выполнить необходимый объем строительно-монтажных работ, в том числе в интересах налогоплательщика. Контрагенты лишь для вида были включены в СРО, без намерения осуществлять реальную деятельность, не платили членские взносы и были исключены из реестра. Руководители/учредители спорных контрагентов являлись массовыми, а также получали доходы в других организациях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебное расследование в гражданском и арбитражном процессе
(Юдин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В п. 3.1 этого же Обзора разбирается положение, при котором суд удовлетворил заявление прокурора о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании задолженности по договору подряда в размере 188 млн руб. Основанием для отмены послужило то обстоятельство, что "обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам "массовой регистрации"; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются "массовыми директорами"; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций".
(Юдин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В п. 3.1 этого же Обзора разбирается положение, при котором суд удовлетворил заявление прокурора о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании задолженности по договору подряда в размере 188 млн руб. Основанием для отмены послужило то обстоятельство, что "обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам "массовой регистрации"; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются "массовыми директорами"; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций".
Готовое решение: В каком порядке осуществляется государственная регистрация ООО при создании
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, рекомендуем всегда представлять документ, подтверждающий адрес места нахождения юрлица (например, нотариальную копию свидетельства о праве собственности, гарантийное письмо). Это позволит избежать отказа в регистрации в связи с тем, что адрес является массовым.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, рекомендуем всегда представлять документ, подтверждающий адрес места нахождения юрлица (например, нотариальную копию свидетельства о праве собственности, гарантийное письмо). Это позволит избежать отказа в регистрации в связи с тем, что адрес является массовым.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, после получения требования о приостановлении деятельности не позднее суток вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись и уведомляет учредителя, редакцию, организацию, осуществляющую выпуск (вещание) средства массовой информации, о приостановлении деятельности средства массовой информации с указанием срока такого приостановления.
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, после получения требования о приостановлении деятельности не позднее суток вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись и уведомляет учредителя, редакцию, организацию, осуществляющую выпуск (вещание) средства массовой информации, о приостановлении деятельности средства массовой информации с указанием срока такого приостановления.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Из доказательств, представленных прокурором и уполномоченным органом, следовало, что обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам "массовой регистрации"; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются "массовыми директорами"; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Из доказательств, представленных прокурором и уполномоченным органом, следовало, что обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам "массовой регистрации"; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются "массовыми директорами"; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций.
Статья: Договор банковского вклада в условиях применения правил каунтеракционного законодательства
(Лысова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Например, ООО "Саммит-БС" обратилось в Арбитражный суд с иском к кредитной организации об обязании заключить договор банковского счета и обязании направить в Росфинмониторинг уведомление об удалении (исправлении) сведений в отношении истца <36>. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности сведения относительно места нахождения ООО "Саммит-БС", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым юридический адрес общества является адресом массовой регистрации; проанализировав все мотивы отказа банка в открытии счета со ссылкой на положения Закона N 115-ФЗ, в частности, что директор и учредитель ООО "Саммит-БС" Сухарева И.А. является также директором и учредителем ООО "Абегава", в отношении указанных обществ имеется в числе прочих негативных факторов низкая прибыль за 2017 г., что может свидетельствовать об отсутствии экономического смысла ведения бизнеса, суд пришел к выводу о законности действий кредитной организации и в иске отказал. Поскольку на основании ч. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (гл. 45), если иное не предусмотрено правилами гл. 44 или не вытекает из существа договора банковского вклада, указанная правовая позиция может быть применена финансовыми организациями и судами и при разрешении аналогичных споров относительно договоров банковского вклада.
(Лысова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Например, ООО "Саммит-БС" обратилось в Арбитражный суд с иском к кредитной организации об обязании заключить договор банковского счета и обязании направить в Росфинмониторинг уведомление об удалении (исправлении) сведений в отношении истца <36>. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности сведения относительно места нахождения ООО "Саммит-БС", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым юридический адрес общества является адресом массовой регистрации; проанализировав все мотивы отказа банка в открытии счета со ссылкой на положения Закона N 115-ФЗ, в частности, что директор и учредитель ООО "Саммит-БС" Сухарева И.А. является также директором и учредителем ООО "Абегава", в отношении указанных обществ имеется в числе прочих негативных факторов низкая прибыль за 2017 г., что может свидетельствовать об отсутствии экономического смысла ведения бизнеса, суд пришел к выводу о законности действий кредитной организации и в иске отказал. Поскольку на основании ч. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (гл. 45), если иное не предусмотрено правилами гл. 44 или не вытекает из существа договора банковского вклада, указанная правовая позиция может быть применена финансовыми организациями и судами и при разрешении аналогичных споров относительно договоров банковского вклада.
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Однако "заградительная" деятельность по регистрации новых партий не ограничивается одними лишь примерами, связанными с наименованиями политических партий. Еще одной проблемой для российских политиков, желающих зарегистрировать партии, стали необоснованные отказы в регистрации партий (региональных отделений) со стороны Министерства юстиции и его региональных отделений. Наверное, самый показательный пример - это ситуация, связанная с "Партией прогресса". Так, согласно пункту 4 статьи 15 Закона "О политических партиях" государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации. Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" в случае, если политическая партия не представит в Министерство юстиции копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов России, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению Министерства исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц. На примере действий региональных отделений Министерства в отношении "Партии прогресса" можно увидеть недобросовестную практику государственного органа по отказу в регистрации "политически неугодных" партий. Так, отделения Министерства в субъектах РФ массово отказывали в регистрации региональных отделений партий. По информации представителей партии, учредители в сумме получили более 150 отказов, причем отказы в основном выносились по формальным основаниям, не касающимся существа требований, предусмотренных законодательством, и касались оформления документов (отсутствие знака пробела, представление документа, распечатанного с двух сторон вместо распечатанного на двух страницах, в паспортных данных одного из учредителей поменялось наименования органа, выдавшего документ, и др.) <63>. Кажется очевидным, что отказ в регистрации партии в связи с формальными претензиями противоречит самому существу права, однако российские органы власти пошли по данному формальному пути. Учредители "Партии прогресса" пытались оспорить ликвидацию партии в национальных судах, однако органы правосудия не нашли нарушений в действиях Министерства (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 ноября 2015 года N 33а-41863/2015). Для защиты своего права на объединение в политические партии учредители обратились в ЕСПЧ, и 4 февраля 2020 года Суд коммуницировал жалобу <64>. Успешное рассмотрение дела может позволить изменить устоявшуюся практику предвзятого отношения российских властей к политическим партиям при процедуре их регистрации.
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Однако "заградительная" деятельность по регистрации новых партий не ограничивается одними лишь примерами, связанными с наименованиями политических партий. Еще одной проблемой для российских политиков, желающих зарегистрировать партии, стали необоснованные отказы в регистрации партий (региональных отделений) со стороны Министерства юстиции и его региональных отделений. Наверное, самый показательный пример - это ситуация, связанная с "Партией прогресса". Так, согласно пункту 4 статьи 15 Закона "О политических партиях" государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации. Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" в случае, если политическая партия не представит в Министерство юстиции копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов России, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению Министерства исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц. На примере действий региональных отделений Министерства в отношении "Партии прогресса" можно увидеть недобросовестную практику государственного органа по отказу в регистрации "политически неугодных" партий. Так, отделения Министерства в субъектах РФ массово отказывали в регистрации региональных отделений партий. По информации представителей партии, учредители в сумме получили более 150 отказов, причем отказы в основном выносились по формальным основаниям, не касающимся существа требований, предусмотренных законодательством, и касались оформления документов (отсутствие знака пробела, представление документа, распечатанного с двух сторон вместо распечатанного на двух страницах, в паспортных данных одного из учредителей поменялось наименования органа, выдавшего документ, и др.) <63>. Кажется очевидным, что отказ в регистрации партии в связи с формальными претензиями противоречит самому существу права, однако российские органы власти пошли по данному формальному пути. Учредители "Партии прогресса" пытались оспорить ликвидацию партии в национальных судах, однако органы правосудия не нашли нарушений в действиях Министерства (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 ноября 2015 года N 33а-41863/2015). Для защиты своего права на объединение в политические партии учредители обратились в ЕСПЧ, и 4 февраля 2020 года Суд коммуницировал жалобу <64>. Успешное рассмотрение дела может позволить изменить устоявшуюся практику предвзятого отношения российских властей к политическим партиям при процедуре их регистрации.
Статья: К вопросу об определении и реализации критериев недобросовестности налогоплательщиков
(Головченко О.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)2) организация внесена в Единый государственный реестр юридических лиц менее одного года;
(Головченко О.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)2) организация внесена в Единый государственный реестр юридических лиц менее одного года;
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 11 комментируемой статьи сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 11 комментируемой статьи сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации.