Реабилитирующие основания коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Реабилитирующие основания коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.13 "Задержание транспортного средства" КоАП РФ"Как следует из материалов дела, производства по делам об административных правонарушениях прекращены на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, то есть по реабилитирующим основаниям, что является основанием для возмещения данных расходов за счет федерального бюджета применительно к пункту 12 статьи 27.13 КоАП РФ, соответственно освобождает собственника транспортного средства от возмещения данных расходов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Между тем, изменение административного наказания в виде штрафа на более мягкое наказание в виде предупреждения не является реабилитирующим основанием и не свидетельствует о принятии судебного акта в пользу предпринимателя, поскольку применение положений части 2 статьи 1.7 и статьи 3.4 КоАП РФ влечет для предпринимателя лишь смягчение административной ответственности, но не отменяет признанный судом факт наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, выявленного административным органом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Автором использован системный подход, а также проведен сравнительный анализ института реабилитации в уголовном процессе и существующих положений КоАП РФ; качественный и количественный методы, которые заключаются в изучении решений по конкретным делам, их систематизации и идентификации существующих проблем правоприменительной практики с целью аргументации необходимости внесения изменений в законодательство. Автором высказано предложение о необходимости закрепления в КоАП РФ перечня реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также в статье обоснована необходимость дополнения ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Автором выдвинуто предложение о внесении изменений в ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающих обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в случае прекращения производства по делу по указанном основанию, давать оценку действиям лица на предмет его виновности в совершении вменяемого ему правонарушения.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Автором использован системный подход, а также проведен сравнительный анализ института реабилитации в уголовном процессе и существующих положений КоАП РФ; качественный и количественный методы, которые заключаются в изучении решений по конкретным делам, их систематизации и идентификации существующих проблем правоприменительной практики с целью аргументации необходимости внесения изменений в законодательство. Автором высказано предложение о необходимости закрепления в КоАП РФ перечня реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также в статье обоснована необходимость дополнения ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Автором выдвинуто предложение о внесении изменений в ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающих обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в случае прекращения производства по делу по указанном основанию, давать оценку действиям лица на предмет его виновности в совершении вменяемого ему правонарушения.
Статья: Особенности возмещения расходов, понесенных в рамках производства по делу об административном правонарушении
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)С целью обеспечения прав участников административно-деликтных правоотношений, создания эффективного, законодательно обоснованного механизма возмещения вреда, причиненного необоснованным привлечением к административной ответственности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить перечень реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также необходимо дополнить ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Порядок обращения за реабилитацией путем подачи искового заявления может быть регламентирован по аналогии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)С целью обеспечения прав участников административно-деликтных правоотношений, создания эффективного, законодательно обоснованного механизма возмещения вреда, причиненного необоснованным привлечением к административной ответственности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить перечень реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также необходимо дополнить ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Порядок обращения за реабилитацией путем подачи искового заявления может быть регламентирован по аналогии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, данный правовой пробел восполняют общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, данный правовой пробел восполняют общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2020 N 36-П
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации прекращение производства по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы, также относится к категории реабилитирующих оснований (таких как отсутствие события или состава административного правонарушения), соответственно, и в этом случае расходы на оплату услуг защитника рассматриваются в составе вреда, причиненного лицу, в отношении которого прекращено производство по делу.
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации прекращение производства по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы, также относится к категории реабилитирующих оснований (таких как отсутствие события или состава административного правонарушения), соответственно, и в этом случае расходы на оплату услуг защитника рассматриваются в составе вреда, причиненного лицу, в отношении которого прекращено производство по делу.
Статья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В данной статье исследуются пути усовершенствования в российском административном праве института реабилитации физических и юридических лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности. Приводится обоснование того, что институт административно-правовой реабилитации складывается из совокупности действий, направленных на вынесение решения о прекращении административного преследования по реабилитирующим основаниям, восстановление невиновного лица в нарушенных правах и возмещение причиненного вреда. При этом в КоАП РФ нет норм, регламентирующих после вынесения решения о прекращении административно-правового преследования по реабилитирующим основаниям восстанавливать невиновного гражданина в нарушенных правах, так как все имеющиеся гражданско-правовые механизмы - это способы возмещения вреда (имущественного или морального). По мнению автора, имеющиеся в настоящее время гражданско-правовые механизмы возмещения вреда не в состоянии в полной мере обеспечить соблюдение правовых последствий реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности. На основе анализа выдвигаемых учеными практических предложений обосновывается необходимость и предлагаются пути осуществления правового регулирования административно-правовой реабилитации с использованием публично-правовых механизмов. Основным выводом проведенного исследования является то, что гарантированное ст. 53 Конституции РФ право каждому на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, должно найти отражение в отраслевом (административном) законодательстве. Для развития института реабилитации важно использовать опыт стран, которые признают в национальном административном законодательстве право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органов юрисдикции. Такой опыт важен для развития института реабилитации в российском административном законодательстве. Введение института реабилитации в российское административное законодательство не только обеспечит гарантированные Конституцией РФ права, но и улучшит качество административного процесса (в части производства по делам об административных правонарушениях).
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В данной статье исследуются пути усовершенствования в российском административном праве института реабилитации физических и юридических лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности. Приводится обоснование того, что институт административно-правовой реабилитации складывается из совокупности действий, направленных на вынесение решения о прекращении административного преследования по реабилитирующим основаниям, восстановление невиновного лица в нарушенных правах и возмещение причиненного вреда. При этом в КоАП РФ нет норм, регламентирующих после вынесения решения о прекращении административно-правового преследования по реабилитирующим основаниям восстанавливать невиновного гражданина в нарушенных правах, так как все имеющиеся гражданско-правовые механизмы - это способы возмещения вреда (имущественного или морального). По мнению автора, имеющиеся в настоящее время гражданско-правовые механизмы возмещения вреда не в состоянии в полной мере обеспечить соблюдение правовых последствий реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности. На основе анализа выдвигаемых учеными практических предложений обосновывается необходимость и предлагаются пути осуществления правового регулирования административно-правовой реабилитации с использованием публично-правовых механизмов. Основным выводом проведенного исследования является то, что гарантированное ст. 53 Конституции РФ право каждому на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, должно найти отражение в отраслевом (административном) законодательстве. Для развития института реабилитации важно использовать опыт стран, которые признают в национальном административном законодательстве право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органов юрисдикции. Такой опыт важен для развития института реабилитации в российском административном законодательстве. Введение института реабилитации в российское административное законодательство не только обеспечит гарантированные Конституцией РФ права, но и улучшит качество административного процесса (в части производства по делам об административных правонарушениях).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, этот правовой пробел восполняют общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, этот правовой пробел восполняют общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
Статья: Особенности квалификации фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)<9> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)<9> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, восполняют этот правовой пробел общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. В отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, восполняют этот правовой пробел общие нормы ГК РФ о возмещении вреда, а потому они не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)<5> За рамками настоящего исследования останутся вопросы возмещения издержек по делу об административном правонарушении (расходов на оплату услуг защитника) и возврата уплаченного штрафа в случае последующей отмены постановления о назначении соответствующего административного наказания по реабилитирующим основаниям. Эти вопросы должны разрешаться в рамках соответствующей процессуальной формы, а возмещение этих имущественных потерь по правилам ст. 16, 1069 и 1070 ГК РФ - вынужденная мера, обусловленная отсутствием в КоАП РФ специальных процессуальных механизмов (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В то же время в практике арбитражных судов вопрос о возврате штрафа, уплаченного по впоследствии отмененному судебному постановлению, зачастую разрешается через институт поворота исполнения судебного акта. См., напр.: Постановление АС МО от 25.12.2014 N Ф05-15985/2014 по делу N А40-78651/14.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)<5> За рамками настоящего исследования останутся вопросы возмещения издержек по делу об административном правонарушении (расходов на оплату услуг защитника) и возврата уплаченного штрафа в случае последующей отмены постановления о назначении соответствующего административного наказания по реабилитирующим основаниям. Эти вопросы должны разрешаться в рамках соответствующей процессуальной формы, а возмещение этих имущественных потерь по правилам ст. 16, 1069 и 1070 ГК РФ - вынужденная мера, обусловленная отсутствием в КоАП РФ специальных процессуальных механизмов (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В то же время в практике арбитражных судов вопрос о возврате штрафа, уплаченного по впоследствии отмененному судебному постановлению, зачастую разрешается через институт поворота исполнения судебного акта. См., напр.: Постановление АС МО от 25.12.2014 N Ф05-15985/2014 по делу N А40-78651/14.
Статья: Гражданско-правовой механизм возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Подводя итог, хочется подчеркнуть, что гражданско-правовой механизм возмещения имущественного ущерба в нашей стране несовершенен - прежде всего из-за недостатков разработанных административно-правовых норм. Категория "правовой спор" с учетом ее частого употребления в разных значениях нуждается в собственной конкретизации. КоАП РФ требует изменений, которые урегулируют порядок возмещения судебных издержек по административным делам, прекращенным по реабилитирующим основаниям.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Подводя итог, хочется подчеркнуть, что гражданско-правовой механизм возмещения имущественного ущерба в нашей стране несовершенен - прежде всего из-за недостатков разработанных административно-правовых норм. Категория "правовой спор" с учетом ее частого употребления в разных значениях нуждается в собственной конкретизации. КоАП РФ требует изменений, которые урегулируют порядок возмещения судебных издержек по административным делам, прекращенным по реабилитирующим основаниям.
Статья: Вопросы административной ответственности и административных наказаний по российскому праву
(Куракин А.В., Харитонов А.Н., Елбаева Н.А.)
("Современное право", 2023, N 11)Нужно отметить, что КоАП РФ, в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства, ничего не говорит о таком вопросе, как освобождение от ответственности по реабилитирующим и нереабилитирующим обстоятельствам. В этой связи было бы верно дифференцировать основания освобождения от административной ответственности по обозначенным видам.
(Куракин А.В., Харитонов А.Н., Елбаева Н.А.)
("Современное право", 2023, N 11)Нужно отметить, что КоАП РФ, в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства, ничего не говорит о таком вопросе, как освобождение от ответственности по реабилитирующим и нереабилитирующим обстоятельствам. В этой связи было бы верно дифференцировать основания освобождения от административной ответственности по обозначенным видам.
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ подтверждается подход, уже сложившийся в судебной практике по делам о компенсации морального вреда, причиненного условно обозначенными в доктрине "промежуточными" актами власти (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение). Ответственность за подобные незаконные акты не зависит от наличия оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого <44>. Не должно зависеть от наличия реабилитирующего акта по административному делу взыскание, например, компенсации за причинение морального вреда в результате незаконного административного задержания гражданина на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ) и в других случаях незаконного применения мер государственного принуждения при административном преследовании гражданина.
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ подтверждается подход, уже сложившийся в судебной практике по делам о компенсации морального вреда, причиненного условно обозначенными в доктрине "промежуточными" актами власти (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение). Ответственность за подобные незаконные акты не зависит от наличия оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого <44>. Не должно зависеть от наличия реабилитирующего акта по административному делу взыскание, например, компенсации за причинение морального вреда в результате незаконного административного задержания гражданина на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ) и в других случаях незаконного применения мер государственного принуждения при административном преследовании гражданина.
Вопрос: Какая санкция грозит работодателю за наличие в штате судимого водителя либо водителя, не представившего справку об отсутствии судимости?
(Консультация эксперта, 2023)За наличие в штате организации судимого водителя работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Консультация эксперта, 2023)За наличие в штате организации судимого водителя работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Кодекса РФ об административных правонарушениях.