Разрешение земельных споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение земельных споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 64 "Рассмотрение земельных споров" ЗК РФ"Исходя из положений ст. 2, 22 ГПК РФ, п. 1 ст. 64 ЗК РФ спор о границах земельных участков подлежит разрешению судом в любом случае, так как в ином порядке разрешение земельных споров законом не предусмотрено. Разрешение земельных споров является обязанностью суда. Разрешая земельный спор, суд восстановил правовую определенность в отношении прав собственников на принадлежащий им земельный участок, объем которых определен границами."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Срок исковой давности при оспаривании договора дарения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Д.А.М. (даритель) и Б.И.И. (одаряемая) заключили договор дарения жилого дома... и земельного участка...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Д.А.М. (даритель) и Б.И.И. (одаряемая) заключили договор дарения жилого дома... и земельного участка...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как разрешить спор об определении границ земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Порядок разрешения спора об определении границ земельного участка
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Порядок разрешения спора об определении границ земельного участка
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 64. Рассмотрение земельных споров
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 64. Рассмотрение земельных споров
Статья: "Поместье", "вотчина", "имение", "дача", "земельный участок" в понятийном аппарате законодательных актов XVI - XVIII веков: историко-правовой анализ
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Среди трудов дореволюционных исследователей следует особо выделить научные труды русского историка первого директора Московского архива Министерства юстиции П.И. Иванова [3], работы межевого инженера И.Е. Германа, посвященные рассмотрению и описанию мероприятий генерального размежевания земель и разрешению земельных споров [4], научные публикации правоведа и преподавателя права Ф.Л. Малиновского [5], классический труд Л.А. Кассо [6], посвященный учению о дореволюционном поземельном праве. Значительный объем научных трудов и работ указанных дореволюционных исследователей в большей мере является изложением межевого и гражданского законодательства с подробными авторскими комментариями. В перечисленных работах авторами используется понятийно-терминологический аппарат при описании межевого процесса и осуществления межевой деятельности, что, несомненно, представляет научный интерес для установления особенностей терминологии в области земельных отношений XVI - XVIII вв.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Среди трудов дореволюционных исследователей следует особо выделить научные труды русского историка первого директора Московского архива Министерства юстиции П.И. Иванова [3], работы межевого инженера И.Е. Германа, посвященные рассмотрению и описанию мероприятий генерального размежевания земель и разрешению земельных споров [4], научные публикации правоведа и преподавателя права Ф.Л. Малиновского [5], классический труд Л.А. Кассо [6], посвященный учению о дореволюционном поземельном праве. Значительный объем научных трудов и работ указанных дореволюционных исследователей в большей мере является изложением межевого и гражданского законодательства с подробными авторскими комментариями. В перечисленных работах авторами используется понятийно-терминологический аппарат при описании межевого процесса и осуществления межевой деятельности, что, несомненно, представляет научный интерес для установления особенностей терминологии в области земельных отношений XVI - XVIII вв.
Статья: Историческая ретроспектива развития специализированных судов
(Бражник И.С.)
("Мировой судья", 2021, N 9)<12> Агеева Е.А., Богданова О.И. Специализированные суды по разрешению земельных споров: опыт государств англосаксонской правовой системы // Вестник студенческого научного общества. 2018. N 3. Т. 9. С. 95 - 96.
(Бражник И.С.)
("Мировой судья", 2021, N 9)<12> Агеева Е.А., Богданова О.И. Специализированные суды по разрешению земельных споров: опыт государств англосаксонской правовой системы // Вестник студенческого научного общества. 2018. N 3. Т. 9. С. 95 - 96.
Статья: Компетенция судов и подсудность споров в сфере управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<11> Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 23.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<11> Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 23.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)25) при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)25) при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)25. Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен ст. 39 Закона о кадастровой деятельности. Нарушение указанного порядка согласно п. 25 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости. Исключение составляют случаи признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным. Следует иметь в виду, что в данном случае возражения о местоположении соответствующих границ земельных участков должны быть даны в письменной форме с их обоснованием. Если же надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Порядок извещения установлен ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)25. Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен ст. 39 Закона о кадастровой деятельности. Нарушение указанного порядка согласно п. 25 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости. Исключение составляют случаи признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным. Следует иметь в виду, что в данном случае возражения о местоположении соответствующих границ земельных участков должны быть даны в письменной форме с их обоснованием. Если же надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Порядок извещения установлен ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022).
Статья: Особенности разрешительного типа правового регулирования земельных отношений
(Гряда Э.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В учебной литературе также не наблюдается единства мнений о видах и количестве институтов земельного права. Традиционно указывается, что институты общей части содержат нормы, имеющие значение для регулирования отношений по использованию земель независимо от их категоризации, особенной нормы, определяющие правовой режим каждой из семи категорий земель. Например, в содержание общей части включают институты: права собственности, иных прав, управления, охраны и защиты прав на землю <17>; права управления в области землепользования, институт землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли, контроля за использованием земли <18>; институт возникновения, изменения и прекращения земельных прав субъектов, правила разрешения земельных споров, институт ответственности за нарушения земельного законодательства <19>.
(Гряда Э.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В учебной литературе также не наблюдается единства мнений о видах и количестве институтов земельного права. Традиционно указывается, что институты общей части содержат нормы, имеющие значение для регулирования отношений по использованию земель независимо от их категоризации, особенной нормы, определяющие правовой режим каждой из семи категорий земель. Например, в содержание общей части включают институты: права собственности, иных прав, управления, охраны и защиты прав на землю <17>; права управления в области землепользования, институт землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли, контроля за использованием земли <18>; институт возникновения, изменения и прекращения земельных прав субъектов, правила разрешения земельных споров, институт ответственности за нарушения земельного законодательства <19>.
Статья: Можно ли снизить налог на нежилое помещение без оспаривания кадастровой стоимости?
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 3)А если вид разрешенного использования земельного участка,
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 3)А если вид разрешенного использования земельного участка,
Ситуация: Как супруги могут разделить земельный участок при разводе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если супруги не достигли соглашения о разделе земельного участка, спор может быть разрешен в судебном порядке (п. 3 ст. 38 СК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если супруги не достигли соглашения о разделе земельного участка, спор может быть разрешен в судебном порядке (п. 3 ст. 38 СК РФ).
Статья: Альтернативные способы разрешения конфликтов, связанных с правами на землю: новые подходы и перспективы развития земельного законодательства
(Васючкова О.А., Никифоров С.М.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В данной статье поднимается проблема загруженности судов Российской Федерации. Авторы раскрывают преимущества и перспективы применения АРС с целью изменения тенденции в сторону добровольного предпочтения обществом применения способов по урегулированию своих разногласий, с помощью АРС. В сфере использования способов защиты прав на землю предлагается использование АРС с целью снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Рассматриваются такие институты, как медиация, институт финансового омбудсмена, позволяющие проанализировать преимущества и недостатки АРС. Предлагается наделение адвокатов, нотариусов и юристов полномочиями с арбитрабельной функцией для разрешения земельных споров частноправового характера. Для разрешения земельных споров публичного характера предлагается рассмотреть возможность создания профсоюзов по разрешению земельных споров. Изучение и анализ правовой природы АРС, поиск новых подходов к применению данного института позволит повысить его значимость в урегулировании конфликтов, устранить существующие недостатки применяемых механизмов АРС, а также получить широкое их распространение с целью снижения нагрузки на суды в РФ.
(Васючкова О.А., Никифоров С.М.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)В данной статье поднимается проблема загруженности судов Российской Федерации. Авторы раскрывают преимущества и перспективы применения АРС с целью изменения тенденции в сторону добровольного предпочтения обществом применения способов по урегулированию своих разногласий, с помощью АРС. В сфере использования способов защиты прав на землю предлагается использование АРС с целью снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Рассматриваются такие институты, как медиация, институт финансового омбудсмена, позволяющие проанализировать преимущества и недостатки АРС. Предлагается наделение адвокатов, нотариусов и юристов полномочиями с арбитрабельной функцией для разрешения земельных споров частноправового характера. Для разрешения земельных споров публичного характера предлагается рассмотреть возможность создания профсоюзов по разрешению земельных споров. Изучение и анализ правовой природы АРС, поиск новых подходов к применению данного института позволит повысить его значимость в урегулировании конфликтов, устранить существующие недостатки применяемых механизмов АРС, а также получить широкое их распространение с целью снижения нагрузки на суды в РФ.
Статья: Проблемы определения правового режима земельных участков, приватизированных в рамках земельной реформы 90-х годов, при разделе имущества супругов
(Гончарова А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)Согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. <11> предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывались цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Согласно п. 10 ст. 17 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. "О городском, районном совете народных депутатов РСФСР" <12> предоставление и изъятие земельных участков и разрешение земельных споров находилось в ведении городского Совета народных депутатов. Таким образом, в деле семьи Ким решение исполнительного сельского совета народных депутатов действительно может рассматриваться как основание для отвода земельного участка, т.е. его бесплатной передачи гражданину.
(Гончарова А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)Согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. <11> предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывались цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Согласно п. 10 ст. 17 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. "О городском, районном совете народных депутатов РСФСР" <12> предоставление и изъятие земельных участков и разрешение земельных споров находилось в ведении городского Совета народных депутатов. Таким образом, в деле семьи Ким решение исполнительного сельского совета народных депутатов действительно может рассматриваться как основание для отвода земельного участка, т.е. его бесплатной передачи гражданину.