Разрешение на пользование недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на пользование недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)Также между Министерством (арендодатель) и Компанией (арендатор) заключен договор аренды..., на основании которого арендатору передан лесной участок... с видом разрешенного использования - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, с целью разведки и добычи строительного песка...
(КонсультантПлюс, 2025)Также между Министерством (арендодатель) и Компанией (арендатор) заключен договор аренды..., на основании которого арендатору передан лесной участок... с видом разрешенного использования - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, с целью разведки и добычи строительного песка...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 51 "Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах" Закона РФ "О недрах"
(Арбитражный суд Уральского округа)Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в порядке, установленном законом, и на определенных лицензией условиях являются противоправным поведением и согласно ст. 51 Закона о недрах влекут обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
(Арбитражный суд Уральского округа)Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в порядке, установленном законом, и на определенных лицензией условиях являются противоправным поведением и согласно ст. 51 Закона о недрах влекут обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Однако следует учитывать предшествующее геологическому изучению образование отходов недропользования на соответствующем участке недр, которые должны быть сформированы иными лицами. В анализируемой норме речь идет об участках недр, на которых ранее осуществлялась добыча ПИ другим недропользователем, в результате деятельности которого были образованы отходы недропользования. Это могут быть в том числе участки недр, на которых ранее другим недропользователем было осуществлено списание с государственного баланса определенных ПИ <7>. В исследуемом правовом предписании речь идет о возможности получения разрешения на пользование участком недр, ранее использовавшимся другим недропользователем, при условии, если данное месторождение было отработано и первоначальный хозяйствующий субъект не инициировал геологическое изучение образовавшихся в результате его деятельности отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Однако следует учитывать предшествующее геологическому изучению образование отходов недропользования на соответствующем участке недр, которые должны быть сформированы иными лицами. В анализируемой норме речь идет об участках недр, на которых ранее осуществлялась добыча ПИ другим недропользователем, в результате деятельности которого были образованы отходы недропользования. Это могут быть в том числе участки недр, на которых ранее другим недропользователем было осуществлено списание с государственного баланса определенных ПИ <7>. В исследуемом правовом предписании речь идет о возможности получения разрешения на пользование участком недр, ранее использовавшимся другим недропользователем, при условии, если данное месторождение было отработано и первоначальный хозяйствующий субъект не инициировал геологическое изучение образовавшихся в результате его деятельности отходов недропользования.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
Справочная информация: "Налоговые ставки по водному налогу"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Забор воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Забор воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ)
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором они расположены, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута. В указанных случаях представление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не требуется в случае, если право на такой земельный участок зарегистрировано в ЕГРН. Согласно п. 4.2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ при строительстве, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором они расположены, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута. В указанных случаях представление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не требуется в случае, если право на такой земельный участок зарегистрировано в ЕГРН. Согласно п. 4.2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ при строительстве, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Приобретение права пользования отходами недропользования в целях добычи полезных ископаемых и полезных компонентов возможно в силу определенных юридических фактов, одним из которых выступает получение разрешения на право пользования участком недр антропогенного происхождения. В настоящее время в юридической литературе преобладающей точкой зрения является административно-правовой характер предоставления права пользования недрами со стороны публичного образования, обусловленный лицензированием данного вида деятельности. По мнению представителей соответствующего подхода, пользователи недр наделяются правами в одностороннем порядке путем государственно-правовых распоряжений в виде лицензии (ненормативного акта), что влечет за собой возникновение административных, публичных правоотношений по пользованию недрами, исключая их гражданско-правовой характер <1>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Приобретение права пользования отходами недропользования в целях добычи полезных ископаемых и полезных компонентов возможно в силу определенных юридических фактов, одним из которых выступает получение разрешения на право пользования участком недр антропогенного происхождения. В настоящее время в юридической литературе преобладающей точкой зрения является административно-правовой характер предоставления права пользования недрами со стороны публичного образования, обусловленный лицензированием данного вида деятельности. По мнению представителей соответствующего подхода, пользователи недр наделяются правами в одностороннем порядке путем государственно-правовых распоряжений в виде лицензии (ненормативного акта), что влечет за собой возникновение административных, публичных правоотношений по пользованию недрами, исключая их гражданско-правовой характер <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налог на добычу полезных ископаемых исходя из его природы также необходимо квалифицировать как рентный налог. Налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. В качестве таковых они подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Однако налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков данного налога по общему месту нахождения организации (либо по месту жительства физического лица).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налог на добычу полезных ископаемых исходя из его природы также необходимо квалифицировать как рентный налог. Налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. В качестве таковых они подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Однако налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков данного налога по общему месту нахождения организации (либо по месту жительства физического лица).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Как установлено судом и следует из материалов дела, все разрешения на строительство автодорог выданы Управлением по недропользованию по Ненецкому автономному округу, который органом местного самоуправления не является. Земельные участки обществу предоставляются без торгов в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Как установлено судом и следует из материалов дела, все разрешения на строительство автодорог выданы Управлением по недропользованию по Ненецкому автономному округу, который органом местного самоуправления не является. Земельные участки обществу предоставляются без торгов в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Согласно п. 1 ст. 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Согласно п. 1 ст. 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
Статья: Комментарий к Постановлению Правления ПФР от 03.11.2022 N 251п "Об утверждении формы и формата сведений о периодах работы, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии, и сумме заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной доплаты к пенсии застрахованного лица (СЗВ-ДСО), а также Порядка заполнения форм указанных сведений"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)- лицензии (разрешения) на пользование недрами с целью добычи угля (сланца), на строительство угольных шахт или договора на осуществление горных работ по добыче угля (сланца), строительству шахт с организацией, владеющей соответствующей лицензией;
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)- лицензии (разрешения) на пользование недрами с целью добычи угля (сланца), на строительство угольных шахт или договора на осуществление горных работ по добыче угля (сланца), строительству шахт с организацией, владеющей соответствующей лицензией;