Размещение рекламы на фасаде
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение рекламы на фасаде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Исправление ошибки в связи с допущенными в постановлении опечатками в номере дела и указанием о размещении рекламы на фасаде здания банка вместо размещения рекламы в помещении банка не изменяет объективную сторону правонарушения и не влечет изменение квалификации правонарушения."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за бездоговорное размещение рекламного баннера на фасаде здания могут рассчитать в соответствии с тарифами, определенными в договоре управления МКД
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за бездоговорное размещение рекламного баннера на фасаде здания могут рассчитать в соответствии с тарифами, определенными в договоре управления МКД
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить рекламную конструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как согласовать размещение рекламы на нежилом здании
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как согласовать размещение рекламы на нежилом здании
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Готовое решение: Общее имущество (места общего пользования) в нежилом здании: кому оно принадлежит и кто должен его содержать
(КонсультантПлюс, 2025)общее имущество, пригодное для самостоятельного использования, предоставить во владение или пользование третьим лицам по решению, принятому не менее чем 2/3 голосов собственников помещений, машино-мест в здании (в том числе гаражном комплексе), если это не нарушит права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест в здании. Например, можно разрешить предпринимателю разместить рекламу на фасаде здания (п. 4 ст. 259.3 ГК РФ, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ, п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64);
(КонсультантПлюс, 2025)общее имущество, пригодное для самостоятельного использования, предоставить во владение или пользование третьим лицам по решению, принятому не менее чем 2/3 голосов собственников помещений, машино-мест в здании (в том числе гаражном комплексе), если это не нарушит права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест в здании. Например, можно разрешить предпринимателю разместить рекламу на фасаде здания (п. 4 ст. 259.3 ГК РФ, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ, п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64);
Вопрос: У физического лица есть в собственности нежилое здание. Организация планирует заключить с физическим лицом договор аренды части фасада этого здания для размещения рекламной информации. Можно ли такие доходы облагать НПД, если физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: У физического лица есть в собственности нежилое здание. Организация планирует заключить с физическим лицом договор аренды части фасада этого здания для размещения рекламной информации. Можно ли такие доходы облагать НПД, если физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: У физического лица есть в собственности нежилое здание. Организация планирует заключить с физическим лицом договор аренды части фасада этого здания для размещения рекламной информации. Можно ли такие доходы облагать НПД, если физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого?
Статья: Модели принудительного исполнения административных актов
(Курындин П.А.)
("Закон", 2024, N 6)"В рассматриваемом случае администрацией выявлен факт нарушения требований статьи 19 Закона о рекламе <13> при размещении наружной рекламы на фасаде здания... при этом характер данного нарушения не требовал принятия незамедлительных мер по его пресечению (выделено мной. - П.К.); в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о надлежащей организации и проведении муниципального контроля; проверка в отношении общества не проводилась, в связи с чем оно было лишено возможности реализовать свои права на стадии вынесения обязательного для исполнения предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также в указанный в нем срок".
(Курындин П.А.)
("Закон", 2024, N 6)"В рассматриваемом случае администрацией выявлен факт нарушения требований статьи 19 Закона о рекламе <13> при размещении наружной рекламы на фасаде здания... при этом характер данного нарушения не требовал принятия незамедлительных мер по его пресечению (выделено мной. - П.К.); в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о надлежащей организации и проведении муниципального контроля; проверка в отношении общества не проводилась, в связи с чем оно было лишено возможности реализовать свои права на стадии вынесения обязательного для исполнения предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также в указанный в нем срок".
Статья: Особенности долевой собственности на общее имущество собственников помещений в нежилом здании
(Старченко Ю.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)Отсутствие самостоятельного регулирования долевой собственности на общее имущество в нежилых зданиях фактически приводит к игнорированию коммерческих интересов сособственников помещений. Ярким примером этого является размещение рекламы на фасаде или внутри общих помещений нежилого здания, на которое требуется согласие общего собрания собственников помещений (по аналогии с многоквартирным домом). В нежилом здании получение такого согласия не может быть продиктовано интересами комфортного проживания, а уклонение от предоставления такого согласия может использоваться как способ устранения конкурентов, блокирования нестандартного использования общего имущества.
(Старченко Ю.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)Отсутствие самостоятельного регулирования долевой собственности на общее имущество в нежилых зданиях фактически приводит к игнорированию коммерческих интересов сособственников помещений. Ярким примером этого является размещение рекламы на фасаде или внутри общих помещений нежилого здания, на которое требуется согласие общего собрания собственников помещений (по аналогии с многоквартирным домом). В нежилом здании получение такого согласия не может быть продиктовано интересами комфортного проживания, а уклонение от предоставления такого согласия может использоваться как способ устранения конкурентов, блокирования нестандартного использования общего имущества.