Размер платы за перераспределение земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер платы за перераспределение земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 N 21АП-1818/2023 по делу N А83-5136/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Решение: Требование удовлетворено в части.Аналогичные правовые нормы содержатся в решении Керченского городского совета от 27.10.2016 года N 965-1/16 "О плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", которым утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Положение 2).
Требование: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Решение: Требование удовлетворено в части.Аналогичные правовые нормы содержатся в решении Керченского городского совета от 27.10.2016 года N 965-1/16 "О плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", которым утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Положение 2).
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 23.12.2024 N 33а-6336/2024 (УИД 72RS0021-01-2024-000353-38)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера платы за увеличение площади земельного участка путем перераспределения.
Обстоятельства: Отношения по перераспределению земельных участков между уполномоченным органом и гражданином возникают с момента подачи заявления о перераспределении земельного участка, на основании которого оказывается государственная услуга; нормативный акт, в дальнейшем изменивший порядок расчета размера платы за увеличение земельного участка, не подлежит применению при подготовке соглашения о перераспределении.
Решение: Удовлетворено.С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в пересчете П.А.Ю. платы за увеличение площади земельного участка, исходя из "Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30 апреля 2015 года N 180-п, в редакции, действующей на момент подачи административным истцом заявления о перераспределении земельного участка 03 мая 2023 года, незаконным, нарушающим законные права П.А.Ю.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера платы за увеличение площади земельного участка путем перераспределения.
Обстоятельства: Отношения по перераспределению земельных участков между уполномоченным органом и гражданином возникают с момента подачи заявления о перераспределении земельного участка, на основании которого оказывается государственная услуга; нормативный акт, в дальнейшем изменивший порядок расчета размера платы за увеличение земельного участка, не подлежит применению при подготовке соглашения о перераспределении.
Решение: Удовлетворено.С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в пересчете П.А.Ю. платы за увеличение площади земельного участка, исходя из "Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30 апреля 2015 года N 180-п, в редакции, действующей на момент подачи административным истцом заявления о перераспределении земельного участка 03 мая 2023 года, незаконным, нарушающим законные права П.А.Ю.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 Правил определения размера платы установлено, что размер платы в случае перераспределения земельных участков в целях последующего изъятия подлежащих образованию земельных участков для федеральных нужд определяется на основании установленной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности рыночной стоимости части земельного участка, находящегося в федеральной собственности, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения земельных участков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 Правил определения размера платы установлено, что размер платы в случае перераспределения земельных участков в целях последующего изъятия подлежащих образованию земельных участков для федеральных нужд определяется на основании установленной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности рыночной стоимости части земельного участка, находящегося в федеральной собственности, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения земельных участков.
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)- споры о размере платы при перераспределении земельных участков.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)- споры о размере платы при перераспределении земельных участков.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
(ред. от 13.06.2023)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в установленном порядке (в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК), то внесение изменений в указанный договор аренды (в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок) осуществляется при наличии соглашения между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, как установлено п. 2.1 ст. 39.27 ЗК.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в установленном порядке (в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК), то внесение изменений в указанный договор аренды (в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок) осуществляется при наличии соглашения между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, как установлено п. 2.1 ст. 39.27 ЗК.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли основанием для прекращения договора аренды земельного участка акт органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, по которому участок разделен на несколько
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что действующее законодательство не предусматривает перераспределение земельных участков как основание для прекращения арендных обязательств в отношении этих земельных участков, договор N 23-20/1466 аренды земельного участка от 11.07.2008 является действующим, арендатор своим правом о внесении изменений в действующий между сторонами договор аренды в части площади арендованного участка и, соответственно, размера арендной платы не воспользовался, от неиспользуемой части земельного участка не отказался, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска, посчитав, что факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца не доказан..."
Является ли основанием для прекращения договора аренды земельного участка акт органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, по которому участок разделен на несколько
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что действующее законодательство не предусматривает перераспределение земельных участков как основание для прекращения арендных обязательств в отношении этих земельных участков, договор N 23-20/1466 аренды земельного участка от 11.07.2008 является действующим, арендатор своим правом о внесении изменений в действующий между сторонами договор аренды в части площади арендованного участка и, соответственно, размера арендной платы не воспользовался, от неиспользуемой части земельного участка не отказался, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска, посчитав, что факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца не доказан..."
Ситуация: Каков порядок увеличения площади земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение 30 дней после получения документов, подтверждающих государственный кадастровый учет образованных земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Указанное соглашение необходимо подписать не позднее 30 дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение 30 дней после получения документов, подтверждающих государственный кадастровый учет образованных земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Указанное соглашение необходимо подписать не позднее 30 дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
Статья: Перераспределение земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. N 407 в случае, если происходит увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности при его перераспределении, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, взимается плата в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности. При этом размер платы рассчитывается пропорционально площади передаваемой части такого земельного участка.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. N 407 в случае, если происходит увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности при его перераспределении, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, взимается плата в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности. При этом размер платы рассчитывается пропорционально площади передаваемой части такого земельного участка.
Статья: Волезамещающее решение суда по делам о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Во-вторых, размер обязательства должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. При этом отступление от общего правила распределения обязательства соарендаторов возможно на основании согласия всех правообладателей либо судебного решения (ч. 10 ст. 39.20 ЗК РФ). Необходимость перераспределения арендного обязательства может возникнуть, когда земельный участок больше площади его застройки, а имеющийся "излишек" используется преимущественно отдельным правообладателем расположенного на нем строения. И если соарендаторы (в том числе фактический пользователь "излишка") не совершают совместное волеизъявление на изменение принципа пропорциональности обязательства, то это волеизъявление может быть продекларировано судом.
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Во-вторых, размер обязательства должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. При этом отступление от общего правила распределения обязательства соарендаторов возможно на основании согласия всех правообладателей либо судебного решения (ч. 10 ст. 39.20 ЗК РФ). Необходимость перераспределения арендного обязательства может возникнуть, когда земельный участок больше площади его застройки, а имеющийся "излишек" используется преимущественно отдельным правообладателем расположенного на нем строения. И если соарендаторы (в том числе фактический пользователь "излишка") не совершают совместное волеизъявление на изменение принципа пропорциональности обязательства, то это волеизъявление может быть продекларировано судом.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Например, порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2015 N 673-130. Размер платы рассчитывается по формуле с использованием таких параметров, как кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, площадь такого участка, величина площади, на которую увеличивается такой участок в результате перераспределения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Например, порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2015 N 673-130. Размер платы рассчитывается по формуле с использованием таких параметров, как кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, площадь такого участка, величина площади, на которую увеличивается такой участок в результате перераспределения.
Вопрос: Об НДФЛ при заключении семьями с детьми договора мены земельного участка и жилого помещения.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-04-05/127322)В этой связи, поскольку при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков возникают новые объекты права собственности, а первичные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованных при вышеуказанных действиях земельных участков для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-04-05/127322)В этой связи, поскольку при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков возникают новые объекты права собственности, а первичные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованных при вышеуказанных действиях земельных участков для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В данных спорах может быть сразу определен и корректный размер арендной платы, причитающейся арендодателю, т.е. пересчитана арендная плата по той формуле, которая должна была быть применена изначально. Так, в Определении от 9 июля 2018 года N 308-ЭС18-8516 Верховный Суд РФ указывает, что территориальное управление не вправе требовать возврата денежных средств (арендной платы) в большем размере, чем получило бы само от предоставления земельного участка в аренду обществу.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В данных спорах может быть сразу определен и корректный размер арендной платы, причитающейся арендодателю, т.е. пересчитана арендная плата по той формуле, которая должна была быть применена изначально. Так, в Определении от 9 июля 2018 года N 308-ЭС18-8516 Верховный Суд РФ указывает, что территориальное управление не вправе требовать возврата денежных средств (арендной платы) в большем размере, чем получило бы само от предоставления земельного участка в аренду обществу.
Вопрос: Правомерен ли отказ в госрегистрации допсоглашения к договору аренды земельного участка, которым вносятся изменения в части площади арендуемого участка и размера арендной платы в связи с выделом другого земельного участка?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Правомерен ли отказ в госрегистрации допсоглашения к договору аренды земельного участка, которым вносятся изменения в части площади арендуемого участка и размера арендной платы в связи с выделом другого земельного участка?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Правомерен ли отказ в госрегистрации допсоглашения к договору аренды земельного участка, которым вносятся изменения в части площади арендуемого участка и размера арендной платы в связи с выделом другого земельного участка?
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в п. п. 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в п. п. 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.