Размер налоговой нагрузки
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер налоговой нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, факт получения налоговой выгоды не доказан. Наличие отношений взаимозависимости между субъектами предпринимательской деятельности не привело к искажению сведений о совершенных фактах хозяйственной жизни и не повлекло уменьшение размера налогового бремени.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, факт получения налоговой выгоды не доказан. Наличие отношений взаимозависимости между субъектами предпринимательской деятельности не привело к искажению сведений о совершенных фактах хозяйственной жизни и не повлекло уменьшение размера налогового бремени.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Между тем, по смыслу пункта 15 статьи 396 Кодекса, целью применения данных повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, является стимулирование налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков путем увеличения размера их бремени по данному налогу, в случае, если строительство в указанный срок не завершено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Рассчитанная разными способами величина налоговой нагрузки может отличаться.
(КонсультантПлюс, 2025)Рассчитанная разными способами величина налоговой нагрузки может отличаться.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
Статья: Чрезвычайное налоговое право
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Статья посвящена изучению процесса трансформации налоговой системы России на современном этапе. Автор анализирует происходящие в последние годы изменения порядка установления налогов и сборов, а также размера налоговой нагрузки. В рамках исследования автор приходит к выводу о наличии тенденций по формированию нового подхода к налогообложению под влиянием обстоятельств чрезвычайного характера. Данное правовое явление предлагается именовать чрезвычайным налоговым правом. Автором выделены и проанализированы различные проявления чрезвычайного налогового права и выдвинуты гипотезы о дальнейших формах его развития.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Статья посвящена изучению процесса трансформации налоговой системы России на современном этапе. Автор анализирует происходящие в последние годы изменения порядка установления налогов и сборов, а также размера налоговой нагрузки. В рамках исследования автор приходит к выводу о наличии тенденций по формированию нового подхода к налогообложению под влиянием обстоятельств чрезвычайного характера. Данное правовое явление предлагается именовать чрезвычайным налоговым правом. Автором выделены и проанализированы различные проявления чрезвычайного налогового права и выдвинуты гипотезы о дальнейших формах его развития.
Статья: Пространственные базы данных как инструмент интеллектуализации и цифровой трансформации промышленного производства
(Лосева О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)- оптимизация размещения объектов бизнеса с учетом налоговой политики государства. ПБД позволяют бизнесу определить выгодные для конкретной компании налоговые зоны с точки зрения размера налогового бремени и наличия мер государственной налоговой поддержки. Это помогает предприятиям принять обоснованные решения о местоположении объекта инвестирования и последующей деятельности;
(Лосева О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)- оптимизация размещения объектов бизнеса с учетом налоговой политики государства. ПБД позволяют бизнесу определить выгодные для конкретной компании налоговые зоны с точки зрения размера налогового бремени и наличия мер государственной налоговой поддержки. Это помогает предприятиям принять обоснованные решения о местоположении объекта инвестирования и последующей деятельности;
Статья: Проблема "безбилетника" в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать?
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важно отметить, что при создании "государства всеобщего благосостояния" Новая Зеландия и Австралия принципиально отказались от налогообложения зарплат, уравняв своими системами налогообложения труд в правах с капиталом и другими источниками добавленной стоимости. Поэтому в этих странах нет социальных взносов и налогов с зарплат: социальные гарантии предоставляются не за счет заработной платы, а дополнительно к ней. В свою очередь, социальные гарантии населению этих стран финансируются за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и так называемого налога на товары и услуги (GST) - по сути, налога на добавленную стоимость. Тем самым проблема "безбилетника" в австралийско-новозеландской системе социального страхования минимизирована, с одной стороны, более высокой солидарностью НДФЛ и НДС по сравнению с социальным налогообложением зарплат наемных работников, с другой стороны - относительно небольшим масштабом теневой экономики и ограниченной неформальной занятостью, которые коррелируют с низким размером налоговой нагрузки на труд - таблицы 3, 4.
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важно отметить, что при создании "государства всеобщего благосостояния" Новая Зеландия и Австралия принципиально отказались от налогообложения зарплат, уравняв своими системами налогообложения труд в правах с капиталом и другими источниками добавленной стоимости. Поэтому в этих странах нет социальных взносов и налогов с зарплат: социальные гарантии предоставляются не за счет заработной платы, а дополнительно к ней. В свою очередь, социальные гарантии населению этих стран финансируются за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и так называемого налога на товары и услуги (GST) - по сути, налога на добавленную стоимость. Тем самым проблема "безбилетника" в австралийско-новозеландской системе социального страхования минимизирована, с одной стороны, более высокой солидарностью НДФЛ и НДС по сравнению с социальным налогообложением зарплат наемных работников, с другой стороны - относительно небольшим масштабом теневой экономики и ограниченной неформальной занятостью, которые коррелируют с низким размером налоговой нагрузки на труд - таблицы 3, 4.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ связи с этим рекомендуем уточнить в вашей инспекции, каким способом она определяет размер налоговой нагрузки организаций.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Высший суд принял во внимание, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени. Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (п. 1 ст. 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота (Определение СКЭС ВС РФ от 23 апреля 2021 г. N 307-ЭС20-21065 по делу N А56-75118/2019).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Высший суд принял во внимание, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени. Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (п. 1 ст. 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота (Определение СКЭС ВС РФ от 23 апреля 2021 г. N 307-ЭС20-21065 по делу N А56-75118/2019).
Интервью: Лучшая оптимизация - не переплачивать налоги
("Закон", 2024, N 11)Я считаю, что регулировать размер налогового бремени через изменение методик нельзя. Причем для физических лиц эта проблема была быстро решена, когда вне зависимости от методики расчета ограничили предельное увеличение размера налога - не более чем на 10%. Деловые сообщества предлагают ввести такой ограничитель и для бизнеса, но пока проблема остается. Приходится каждому бороться по конкретной ситуации, подавать заявления в согласительные комиссии, обращаться в суд, привлекать экспертов и пр. Потому что непонятно, как один и тот же земельный участок в одночасье с 1 января может вырасти в стоимости в пять раз? Тут есть недоработка, конечно, власти в своем стремлении установить точную рыночную стоимость переборщили.
("Закон", 2024, N 11)Я считаю, что регулировать размер налогового бремени через изменение методик нельзя. Причем для физических лиц эта проблема была быстро решена, когда вне зависимости от методики расчета ограничили предельное увеличение размера налога - не более чем на 10%. Деловые сообщества предлагают ввести такой ограничитель и для бизнеса, но пока проблема остается. Приходится каждому бороться по конкретной ситуации, подавать заявления в согласительные комиссии, обращаться в суд, привлекать экспертов и пр. Потому что непонятно, как один и тот же земельный участок в одночасье с 1 января может вырасти в стоимости в пять раз? Тут есть недоработка, конечно, власти в своем стремлении установить точную рыночную стоимость переборщили.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В первую очередь доказать, что умысла и заинтересованности у наемного сотрудника в неуплате налогов нет - он не собственник бизнеса. Защитит и то, что в обязанности главбуха не входит разработка схем по уменьшению налоговой нагрузки компании. Или система его премирования не связана с размером налогового бремени.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В первую очередь доказать, что умысла и заинтересованности у наемного сотрудника в неуплате налогов нет - он не собственник бизнеса. Защитит и то, что в обязанности главбуха не входит разработка схем по уменьшению налоговой нагрузки компании. Или система его премирования не связана с размером налогового бремени.
Готовое решение: Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС и проверить долю вычетов на предмет налогового риска
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета налоговой нагрузки по НДС нужно разделить сумму налога на размер выручки и умножить результат на 100%. Если этот показатель отличается от среднеотраслевого, инспекция может заинтересоваться вашей организацией.
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета налоговой нагрузки по НДС нужно разделить сумму налога на размер выручки и умножить результат на 100%. Если этот показатель отличается от среднеотраслевого, инспекция может заинтересоваться вашей организацией.
Готовое решение: Налоговая нагрузка
(КонсультантПлюс, 2025)ваши затраты составили значительную часть выручки. Если такие затраты вы можете учесть при расчете налога на прибыль и заявить по ним вычеты по НДС, то размер этих налогов к уплате снизится, а значит, и налоговая нагрузка тоже.
(КонсультантПлюс, 2025)ваши затраты составили значительную часть выручки. Если такие затраты вы можете учесть при расчете налога на прибыль и заявить по ним вычеты по НДС, то размер этих налогов к уплате снизится, а значит, и налоговая нагрузка тоже.