Различия договора транспортной экспедиции и перевозки

Подборка наиболее важных документов по запросу Различия договора транспортной экспедиции и перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2014 N 305-КГ14-4881 по делу N А40-164197/13
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительными решений налогового органа.
Решение: В передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, отказывая в иске, пришли к выводу о том, что истец не представил надлежащих документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки.
Кроме того, подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Гражданское право. Особенная часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)
Договорные обязательства, предусмотренные гл. 39 ГК РФ, отграничены от других договорных обязательств, направленных на оказание услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), которые имеют самостоятельный правовой режим. К таковым относятся договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Следует отметить, что под правовое воздействие гл. 39 ГК РФ подпадают только услуги, носящие фактический характер.
Статья: О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам
(Пархомов М.С.)
("НДС: проблемы и решения", 2014, N 5)
Прежде всего, в том же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ присутствует разделение понятий "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки": первому посвящен абз. 2 указанного подпункта, второму - абз. 5. Связано это разделение, надо понимать, с различиями хозяйственно-правовых отношений, регулируемых договорами перевозки груза (гл. 40 ГК РФ) и транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). Таким образом, для непосредственного перевозчика факт пересечения границы РФ имеет решающее значение в целях применения нулевой ставки НДС. Экспедитор же оказывает клиенту комплекс услуг, связанных с перевозкой его товара. Перечень данных услуг, облагаемых по нулевой ставке, действительно приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и действительно в нем не поименована такая услуга, как организация перевозки товара между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, а для применения экспедитором нулевой ставки НДС по перечисленным услугам определяющим является факт пересечения доставляемым товаром границы, но... Если предметом (целью) договора транспортной экспедиции является организация доставки груза клиента из точки А в точку Б, одна из которых расположена за пределами РФ, этот договор может и должен быть признан договором, связанным с организацией международной перевозки. А пунктами отправления и назначения в целях применения нулевой ставки по НДС Минфин России признает именно пункты, указанные в договоре, как сказано, например, в его Письмах от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 01.07.2011 N 03-07-08/201. Однако стоит отметить, что в двух последних финансисты противоречат сами себе, заявляя, что при перемещении товара от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%. По всей видимости, смириться с мыслью, что в договоре может быть указан пункт на территории РФ, отличный от таможенного поста, чиновники не хотят.