Разграничение земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.3.15. Не может быть признано недействительным условие договора об определении размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, если эта плата не соответствует правилам определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.1.6.12. Сумма неосновательного обогащения, возникшего в результате переплаты за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, исчисляется на основании установленных субъектом РФ правил определения размера арендной платы за такие участки (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки единого института развития, иные объекты недвижимого имущества единого института развития, земельные участки для целей развития туризма, иные объекты недвижимого имущества организации по развитию туризма
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки единого института развития, иные объекты недвижимого имущества единого института развития, земельные участки для целей развития туризма, иные объекты недвижимого имущества организации по развитию туризма
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Правовой режим земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых мелиоративными лесными насаждениями
(Гряда Э.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Представляется важным установление и иных внутриотраслевых связей данных нормативных актов, прежде всего путем реализации комплексного подхода к определению видов прав на земельные участки, занятые защитными лесными насаждениями, возможности их приобретения и прекращения. Из содержания норм земельного законодательства вытекает, что земельные участки, в пределах которых располагаются такие объекты, могут находиться в многообразии форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Поскольку процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, на основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8> в целях такого разграничения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.
(Гряда Э.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Представляется важным установление и иных внутриотраслевых связей данных нормативных актов, прежде всего путем реализации комплексного подхода к определению видов прав на земельные участки, занятые защитными лесными насаждениями, возможности их приобретения и прекращения. Из содержания норм земельного законодательства вытекает, что земельные участки, в пределах которых располагаются такие объекты, могут находиться в многообразии форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Поскольку процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, на основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8> в целях такого разграничения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Статья посвящена исследованию вопроса о правовом режиме участка недр по действующему законодательству России и о возможных направлениях его развития. Отмечается, что постсоветская правовая судьба земельных участков и участков недр сложилась по-разному, при этом действующий правовой режим участков недр мало чем отличается от правил советского периода. В качестве основного противоречия действующего правового регулирования указывается отнесение участков недр к объектам, полностью исключенным из оборота, с одновременным признанием их видом недвижимых вещей на том основании, что они отвечают критериям недвижимости-характеризуются неизменным положением в пространстве и выступают объектами государственной собственности. Рассматривается вопрос о формулировке определения участка недр как недвижимой вещи, определяется соотношение в этом плане данных лицензии и горноотводного акта. Выявляются критерии разграничения земельного участка и участка недр, правовой режим полезных ископаемых и подземных сооружений, устанавливается сущность права собственника земельного участка на использование недр под этим участком. Критически анализируются предложения о дополнении гражданского законодательства нормами, определяющими участок недр и его правовой режим, в результате чего автор приходит к выводу о том, что оптимальным решением было бы изъять участки недр из перечня недвижимых вещей, рассматривая их как вещи, подчиненные исключительно публично-правовому регулированию (публичные вещи). Лишь отмена исключительной государственной собственности на участки недр сделала бы необходимым распространение на них режима недвижимых вещей, для чего их нужно было бы возвратить в перечень ст. 130 ГК РФ.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Статья посвящена исследованию вопроса о правовом режиме участка недр по действующему законодательству России и о возможных направлениях его развития. Отмечается, что постсоветская правовая судьба земельных участков и участков недр сложилась по-разному, при этом действующий правовой режим участков недр мало чем отличается от правил советского периода. В качестве основного противоречия действующего правового регулирования указывается отнесение участков недр к объектам, полностью исключенным из оборота, с одновременным признанием их видом недвижимых вещей на том основании, что они отвечают критериям недвижимости-характеризуются неизменным положением в пространстве и выступают объектами государственной собственности. Рассматривается вопрос о формулировке определения участка недр как недвижимой вещи, определяется соотношение в этом плане данных лицензии и горноотводного акта. Выявляются критерии разграничения земельного участка и участка недр, правовой режим полезных ископаемых и подземных сооружений, устанавливается сущность права собственника земельного участка на использование недр под этим участком. Критически анализируются предложения о дополнении гражданского законодательства нормами, определяющими участок недр и его правовой режим, в результате чего автор приходит к выводу о том, что оптимальным решением было бы изъять участки недр из перечня недвижимых вещей, рассматривая их как вещи, подчиненные исключительно публично-правовому регулированию (публичные вещи). Лишь отмена исключительной государственной собственности на участки недр сделала бы необходимым распространение на них режима недвижимых вещей, для чего их нужно было бы возвратить в перечень ст. 130 ГК РФ.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)дождитесь кадастрового учета и регистрации публичной собственности на участок, за исключением случаев образования участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)дождитесь кадастрового учета и регистрации публичной собственности на участок, за исключением случаев образования участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
Ситуация: Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, законодательством Московской области определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) или ведения садоводства для собственных нужд (ст. 1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, законодательством Московской области определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) или ведения садоводства для собственных нужд (ст. 1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья: Земли сельскохозяйственного назначения - проблемы идентификации, возможности застройки и ценовые манипуляции
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что разграничение земельных участков по сегментам рынка, охватывающим сельскохозяйственную деятельность, имеет размытый характер, что привносит неоднозначность в любые интерпретации сегментации земельных участков соответствующего использования.
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что разграничение земельных участков по сегментам рынка, охватывающим сельскохозяйственную деятельность, имеет размытый характер, что привносит неоднозначность в любые интерпретации сегментации земельных участков соответствующего использования.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Готовое решение: Какие формы платы за землю предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)органы государственной власти субъекта РФ - по земельным участкам, находящимся в собственности субъекта РФ, а также землям (земельным участкам), на которые не разграничена государственная собственность;
(КонсультантПлюс, 2025)органы государственной власти субъекта РФ - по земельным участкам, находящимся в собственности субъекта РФ, а также землям (земельным участкам), на которые не разграничена государственная собственность;