Равная оплата труда за равный труд
Подборка наиболее важных документов по запросу Равная оплата труда за равный труд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Суды отметили, что в ситуации, когда директор учреждения исключительно по своему усмотрению решает, в каком размере должна быть произведена выплата премии, существует риск нарушения требований статей 3, 22 и 132 Трудового кодекса Российской Федерации о недопущении дискриминации в сфере оплаты труда, о равной оплате за равный труд и о соответствии заработной платы количеству и качеству затраченного труда."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" Трудового кодекса РФ"Основываясь на упомянутых конституционных положениях, Трудовой кодекс Российской Федерации относит к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзацы второй и седьмой статьи 2). Сообразно этому в числе основных прав работника данный Кодекс предусматривает право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, а также право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абзацы третий и пятый части первой статьи 21), которым, соответственно, корреспондируют обязанности работодателя предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать им равную оплату труда равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся им заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы третий, шестой и седьмой части второй статьи 22)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) <8> МРОТ является основной государственной гарантией по оплате труда работников; следовательно, на государстве лежит обязанность по обеспечению оптимального правового регулирования данного социального стандарта. Значение этого вопроса возрастает еще и потому, что в стране произошло беспрецедентное расслоение общества по доходам, расходам и уровню жизни в целом, а в трудовых отношениях мы наблюдаем не всегда обоснованную и оправданную существенную дифференциацию в оплате труда. При таком положении дел нередко нарушается принцип справедливой и равной оплаты труда за равный труд.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) <8> МРОТ является основной государственной гарантией по оплате труда работников; следовательно, на государстве лежит обязанность по обеспечению оптимального правового регулирования данного социального стандарта. Значение этого вопроса возрастает еще и потому, что в стране произошло беспрецедентное расслоение общества по доходам, расходам и уровню жизни в целом, а в трудовых отношениях мы наблюдаем не всегда обоснованную и оправданную существенную дифференциацию в оплате труда. При таком положении дел нередко нарушается принцип справедливой и равной оплаты труда за равный труд.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2) если система оплаты труда изначально основана на часовых ставках, то возникает дополнительная проблема: как обосновать разную стоимость часа, отработанного в одних и тех же условиях (основополагающий принцип организации оплаты труда: за равный труд - равная оплата)?
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2) если система оплаты труда изначально основана на часовых ставках, то возникает дополнительная проблема: как обосновать разную стоимость часа, отработанного в одних и тех же условиях (основополагающий принцип организации оплаты труда: за равный труд - равная оплата)?
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
(ред. от 26.04.2017)При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
(ред. от 26.04.2017)При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)В Индонезии и Турции правовое регулирование труда временно направляемых работников характеризуются достаточно жестким ограничением случаев и сферы его применения. Принцип равной оплаты труда за труд равной ценности штатных и внештатных работников не характерен для этих стран, что создает предпосылки для ущемления прав внештатных работников, допущения дискриминации и возможных злоупотреблений по отношению к ним. Надо отметить, что, в отличие от Индонезии, в Турции предусмотрены дополнительные гарантии прав иностранных работников, вступающих в отношения по применению заемного труда, что позволяет говорить об их более льготном положении.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)В Индонезии и Турции правовое регулирование труда временно направляемых работников характеризуются достаточно жестким ограничением случаев и сферы его применения. Принцип равной оплаты труда за труд равной ценности штатных и внештатных работников не характерен для этих стран, что создает предпосылки для ущемления прав внештатных работников, допущения дискриминации и возможных злоупотреблений по отношению к ним. Надо отметить, что, в отличие от Индонезии, в Турции предусмотрены дополнительные гарантии прав иностранных работников, вступающих в отношения по применению заемного труда, что позволяет говорить об их более льготном положении.
Статья: Возможна ли индексация зарплаты задним числом?
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 32)Однако в ответе на поступивший на сайт "Онлайнинспекция.рф" 3 декабря 2021 г. вопрос о том, нужно ли делать перерасчет заработной платы в связи с индексацией окладов уволившимся сотрудникам, если индексация проведена задним числом, специалисты службы по труду и занятости указали, что для соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности перерасчет заработной платы за прошедший период должен быть произведен не только работающим, но и уволенным сотрудникам, если они работали в период, с которого заработная плата была повышена.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 32)Однако в ответе на поступивший на сайт "Онлайнинспекция.рф" 3 декабря 2021 г. вопрос о том, нужно ли делать перерасчет заработной платы в связи с индексацией окладов уволившимся сотрудникам, если индексация проведена задним числом, специалисты службы по труду и занятости указали, что для соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности перерасчет заработной платы за прошедший период должен быть произведен не только работающим, но и уволенным сотрудникам, если они работали в период, с которого заработная плата была повышена.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Трактовка Российской Федерации как социального государства дана в ст. 7 Конституции России через два основных критерия: создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). На наш взгляд, это неполная характеристика основных признаков социального государства, что подтверждается и судебной практикой. Данные критерии или требования социального государства должны быть дополнены другими принципами и нормами. В частности, речь идет о базисном принципе социальной справедливости, неоднократно формулируемом и применяемом Конституционным Судом Российской Федерации в качестве составляющей конституционной доктрины социального государства. Аналогичный подход характерен и для решений Верховного Суда Российской Федерации. К другим основным принципам-требованиям социального государства законодатель и высшие суды Российской Федерации относят защищенность социальных прав и свобод, равенство в социальных правах, равные возможности в социальной защите, справедливость заработной платы, равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, поддержку социально незащищенных слоев населения, возможность судебной защиты социальных прав, соразмерность ограничений прав и свобод, уважение человека труда и самого труда и др.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Трактовка Российской Федерации как социального государства дана в ст. 7 Конституции России через два основных критерия: создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). На наш взгляд, это неполная характеристика основных признаков социального государства, что подтверждается и судебной практикой. Данные критерии или требования социального государства должны быть дополнены другими принципами и нормами. В частности, речь идет о базисном принципе социальной справедливости, неоднократно формулируемом и применяемом Конституционным Судом Российской Федерации в качестве составляющей конституционной доктрины социального государства. Аналогичный подход характерен и для решений Верховного Суда Российской Федерации. К другим основным принципам-требованиям социального государства законодатель и высшие суды Российской Федерации относят защищенность социальных прав и свобод, равенство в социальных правах, равные возможности в социальной защите, справедливость заработной платы, равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, поддержку социально незащищенных слоев населения, возможность судебной защиты социальных прав, соразмерность ограничений прав и свобод, уважение человека труда и самого труда и др.
Статья: Переход на полную ставку для замены временно отсутствующего работника
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Также следует напомнить, что при увеличении продолжительности рабочего времени должен увеличиваться и размер зарплаты. Зарплата зависит от количества труда (ст. 21, ст. 132 ТК РФ). Работодатель обязан платить работникам равную плату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Труд за полдня и труд за полный день, разумеется, разной ценности, поэтому повышение зарплаты обязательно.
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Также следует напомнить, что при увеличении продолжительности рабочего времени должен увеличиваться и размер зарплаты. Зарплата зависит от количества труда (ст. 21, ст. 132 ТК РФ). Работодатель обязан платить работникам равную плату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Труд за полдня и труд за полный день, разумеется, разной ценности, поэтому повышение зарплаты обязательно.
Готовое решение: Как изменить условия оплаты труда (в том числе при снижении зарплаты)
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать, что по одной должности в штатном расписании не может быть установлен различный размер оплаты труда, так как согласно ст. ст. 22 и 132 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, запрещается любая дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать, что по одной должности в штатном расписании не может быть установлен различный размер оплаты труда, так как согласно ст. ст. 22 и 132 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, запрещается любая дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Статья: Защита прав работников от дискриминации по заработной плате: опыт Евросоюза
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В таких странах, как Германия, Франция, Испания, Ирландия, Нидерланды, было разработано законодательство, обязывающее работодателей отчитываться перед компетентными государственными органами или рабочими советами о разнице в оплате труда женщин и мужчин. В 2021 г. Федеральный суд по трудовым спорам Германии избавил работников от бремени доказывания дискриминации по заработной плате. Этим странам действительно удалось на четверть сократить гендерный разрыв в оплате труда, что стимулировало Евросоюз к продвижению опыта передовых государств в остальных странах Союза; в результате Европейским парламентом и Советом 10 мая 2023 г. была принята Директива 2023/970, направленная на "усиление применения принципа равной оплаты за равный труд или труд равной ценности между мужчинами и женщинами посредством обеспечения прозрачности оплаты труда и механизмов правоприменения" <10> (далее - Директива). Она решает множество насущных вопросов, устанавливая срок для приведения национального законодательства в соответствие с ее положениями до 7 июня 2026 г.
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В таких странах, как Германия, Франция, Испания, Ирландия, Нидерланды, было разработано законодательство, обязывающее работодателей отчитываться перед компетентными государственными органами или рабочими советами о разнице в оплате труда женщин и мужчин. В 2021 г. Федеральный суд по трудовым спорам Германии избавил работников от бремени доказывания дискриминации по заработной плате. Этим странам действительно удалось на четверть сократить гендерный разрыв в оплате труда, что стимулировало Евросоюз к продвижению опыта передовых государств в остальных странах Союза; в результате Европейским парламентом и Советом 10 мая 2023 г. была принята Директива 2023/970, направленная на "усиление применения принципа равной оплаты за равный труд или труд равной ценности между мужчинами и женщинами посредством обеспечения прозрачности оплаты труда и механизмов правоприменения" <10> (далее - Директива). Она решает множество насущных вопросов, устанавливая срок для приведения национального законодательства в соответствие с ее положениями до 7 июня 2026 г.
Статья: Конституционные основы российского социального права: состояние и перспективы формирования
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Перечисленные фундаментальные принципы социального права дифференцируются на более частные, перекрестно формулируемые и как принципы социального права, и как принципы, действующие в рамках других отраслей права - конституционного, административного, трудового, муниципального, социального обеспечения и других. К таким социальным принципам-требованиям законодатель и высшие суды Российской Федерации относят защищенность социальных прав и свобод, равенство в социальных правах, равные возможности в социальной защите, социальная поддержка незащищенных слоев населения, поддержка семьи и детства, справедливость заработной платы, равное вознаграждение за труд, равной ценности без какого бы то ни было различия, возможность судебной защиты социальных прав, соразмерность ограничений социальных прав и свобод, уважение человека труда и самого труда и др. Также среди принципов-целей социального государства можно отметить сглаживание социального неравенства, предотвращение социальных противоречий, снижение социальной напряженности, достижение благосостояния человека и общества, повышение стабильности, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Число базисных и более частных принципов-требований социального права отличается множественностью и постоянным развитием. Их систематизация и дифференциация на универсальные и специальные, базовые и частные, конституционные и законодательные, отраслевые и межотраслевые, институциональные и межинституциональные, ценностно-целевые и дескриптивно-программные, а также на другие группы - актуальная задача современной правовой науки, базирующейся на только на традиционной методологии системного подхода, но и на методологиях таксономии, аксиологии, прогнозирования и других, усиливающих понимание структуры, функций, взаимосвязей, взаимодействия, а также дальнейшей интеграции и дифференциации принципов социального права.
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Перечисленные фундаментальные принципы социального права дифференцируются на более частные, перекрестно формулируемые и как принципы социального права, и как принципы, действующие в рамках других отраслей права - конституционного, административного, трудового, муниципального, социального обеспечения и других. К таким социальным принципам-требованиям законодатель и высшие суды Российской Федерации относят защищенность социальных прав и свобод, равенство в социальных правах, равные возможности в социальной защите, социальная поддержка незащищенных слоев населения, поддержка семьи и детства, справедливость заработной платы, равное вознаграждение за труд, равной ценности без какого бы то ни было различия, возможность судебной защиты социальных прав, соразмерность ограничений социальных прав и свобод, уважение человека труда и самого труда и др. Также среди принципов-целей социального государства можно отметить сглаживание социального неравенства, предотвращение социальных противоречий, снижение социальной напряженности, достижение благосостояния человека и общества, повышение стабильности, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Число базисных и более частных принципов-требований социального права отличается множественностью и постоянным развитием. Их систематизация и дифференциация на универсальные и специальные, базовые и частные, конституционные и законодательные, отраслевые и межотраслевые, институциональные и межинституциональные, ценностно-целевые и дескриптивно-программные, а также на другие группы - актуальная задача современной правовой науки, базирующейся на только на традиционной методологии системного подхода, но и на методологиях таксономии, аксиологии, прогнозирования и других, усиливающих понимание структуры, функций, взаимосвязей, взаимодействия, а также дальнейшей интеграции и дифференциации принципов социального права.