Расторжение брака намеренное ухудшение жилищных условий
Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение брака намеренное ухудшение жилищных условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2024 N 88-16275/2024 (УИД 03RS0004-01-2023-003518-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании решения комиссии незаконным; 2) Об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец фактически жил по месту своей регистрации, иных жилых помещений на праве собственности либо по условиям договора социального найма не имел, действия истца и его бывшей супруги нельзя было расценивать как действия, направленные на изменение жилищных условий в сторону их ухудшения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Произведя отчуждение указанной доли жилого помещения (в апреле 2018 года), которая не относилась к совместной собственности истца и Х., супруга истца в дальнейшем обратилась в суд с иском о расторжении брака (брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ), что не свидетельствует о совершении истцом действий по намеренному ухудшению свои жилищных условий, а также, с учетом изменения состава семьи истца, не свидетельствует об искусственном создании нуждаемости в жилом помещении.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании решения комиссии незаконным; 2) Об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец фактически жил по месту своей регистрации, иных жилых помещений на праве собственности либо по условиям договора социального найма не имел, действия истца и его бывшей супруги нельзя было расценивать как действия, направленные на изменение жилищных условий в сторону их ухудшения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Произведя отчуждение указанной доли жилого помещения (в апреле 2018 года), которая не относилась к совместной собственности истца и Х., супруга истца в дальнейшем обратилась в суд с иском о расторжении брака (брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ), что не свидетельствует о совершении истцом действий по намеренному ухудшению свои жилищных условий, а также, с учетом изменения состава семьи истца, не свидетельствует об искусственном создании нуждаемости в жилом помещении.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2024 по делу N 88-4588/2024 (УИД 72RS0025-01-2023-001395-79)
Категория: Особое производство.
Требования: Об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Обстоятельства: Истец указал, что проходит службу в правоохранительных органах, обратился с заявлением в уполномоченный орган о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого ему было отказано, поскольку истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с данным отказом истец не согласен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что истец не был лишен права оставить жилое помещение в собственности и продажа жилого помещения не носила вынужденный характер. Следовательно, расторжение брака и необходимость выплаты истцом бывшей супруге денежной компенсации не свидетельствуют об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий истца.
Категория: Особое производство.
Требования: Об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Обстоятельства: Истец указал, что проходит службу в правоохранительных органах, обратился с заявлением в уполномоченный орган о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого ему было отказано, поскольку истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с данным отказом истец не согласен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что истец не был лишен права оставить жилое помещение в собственности и продажа жилого помещения не носила вынужденный характер. Следовательно, расторжение брака и необходимость выплаты истцом бывшей супруге денежной компенсации не свидетельствуют об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Является ли добровольный выход из накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ставших ее участниками путем изъявления соответствующего желания, намеренным ухудшением жилищных условий?
(Гайдин Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2017, N 7)Конкретные действия граждан становились предметом как отдельного изучения правоведами, так и судебных разбирательств, что позволило расширить знания о намеренном ухудшении жилищных условий. Например, Д.Е. Зайков, рассматривая расторжение брака, подчеркивал необходимость получения объективных данных, подтверждающих, что данное действие было намеренным (умышленным), имеющим своей целью приобретение военнослужащим права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении <14>. При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации, учитывается не сам факт расторжения брака как таковой, а факт ухудшения расторжением брака жилищных условий граждан <15>. Аналогично при рассмотрении действий по снятию с регистрационного учета в жилом помещении значимым и подлежащим установлению является выяснение того, были ли такие действия намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли гражданин в результате этих действий статус нуждающегося <16>. В некоторых случаях признание гражданином исковых требований, повлекшее лишение его права пользования жилым помещением по договору социального найма и выселению из него, признавалось судами умышленным добровольным действием по ухудшению жилищных условий <17>. Выявлялись и правовые коллизии в части применения норм о намеренном ухудшении жилищных условий. В частности, Р.А. Трощенко указывал на парадоксальность того, что расторжение военнослужащими, переводимыми к новому месту службы, договоров социального найма и сдачу жилых помещений можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, так как они действительно осуществляют такие действия с намерением приобретения права состоять на учете по новому месту службы при условии сдачи прежнего жилья <18>.
(Гайдин Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2017, N 7)Конкретные действия граждан становились предметом как отдельного изучения правоведами, так и судебных разбирательств, что позволило расширить знания о намеренном ухудшении жилищных условий. Например, Д.Е. Зайков, рассматривая расторжение брака, подчеркивал необходимость получения объективных данных, подтверждающих, что данное действие было намеренным (умышленным), имеющим своей целью приобретение военнослужащим права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении <14>. При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации, учитывается не сам факт расторжения брака как таковой, а факт ухудшения расторжением брака жилищных условий граждан <15>. Аналогично при рассмотрении действий по снятию с регистрационного учета в жилом помещении значимым и подлежащим установлению является выяснение того, были ли такие действия намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли гражданин в результате этих действий статус нуждающегося <16>. В некоторых случаях признание гражданином исковых требований, повлекшее лишение его права пользования жилым помещением по договору социального найма и выселению из него, признавалось судами умышленным добровольным действием по ухудшению жилищных условий <17>. Выявлялись и правовые коллизии в части применения норм о намеренном ухудшении жилищных условий. В частности, Р.А. Трощенко указывал на парадоксальность того, что расторжение военнослужащими, переводимыми к новому месту службы, договоров социального найма и сдачу жилых помещений можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, так как они действительно осуществляют такие действия с намерением приобретения права состоять на учете по новому месту службы при условии сдачи прежнего жилья <18>.
Статья: Расторжение брака как юридический факт, влекущий изменение объема социальных гарантий, предоставляемых семьям военнослужащих
(Дубровская Т.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 2)Еще одним юридическим последствием расторжения брака военнослужащим является то обстоятельство, что этот факт может быть признан действием по намеренному ухудшению жилищных условий, если на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. В этом случае военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий (см. п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280). В качестве примера можно привести случай, когда военнослужащий проживал в жилом помещении, предоставленном ему Минобороны России, а затем, расторгнув брак, выселился из данного помещения и поставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением от военного ведомства. Как следует из судебной практики, в данном случае военнослужащий не имеет права на повторное жилищное обеспечение от военного ведомства <9>.
(Дубровская Т.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 2)Еще одним юридическим последствием расторжения брака военнослужащим является то обстоятельство, что этот факт может быть признан действием по намеренному ухудшению жилищных условий, если на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. В этом случае военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий (см. п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280). В качестве примера можно привести случай, когда военнослужащий проживал в жилом помещении, предоставленном ему Минобороны России, а затем, расторгнув брак, выселился из данного помещения и поставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением от военного ведомства. Как следует из судебной практики, в данном случае военнослужащий не имеет права на повторное жилищное обеспечение от военного ведомства <9>.
Нормативные акты
Решение Московского городского суда от 13.03.2007 по делу N 3-15/2007
<Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях">Город Москва как субъект Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные ограничения для постановки на учет, в случаях намеренного ухудшения жилищных условий.
<Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях">Город Москва как субъект Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные ограничения для постановки на учет, в случаях намеренного ухудшения жилищных условий.
Приказ ФСБ России от 24.10.2011 N 590
(ред. от 23.05.2013)
"Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 N 22763)5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
(ред. от 23.05.2013)
"Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 N 22763)5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Статья: Правовое регулирование работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей в органах федеральной службы безопасности
(Ильменейкин П.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 8)В Правилах также указано, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на них стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, указанного в Правилах), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
(Ильменейкин П.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 8)В Правилах также указано, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на них стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, указанного в Правилах), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
"Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие"
(Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф.)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов РФ относят, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
(Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф.)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов РФ относят, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
Статья: О праве на получение жилья по договору социального найма военнослужащими, которые ранее реализовали право на получение жилья в качестве члена семьи военнослужащего
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11)По мнению Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации В.В. Хомчика, высказанному в докладе на итоговом совещании-семинаре председателей окружных (флотских) военных судов 11 февраля 2010 г., в данном случае речь идет о военнослужащих, которые, будучи обеспечены жилыми помещениями по установленным нормам из источников, не связанных с реализацией статуса военнослужащего, распорядились им по своему усмотрению. Такие военнослужащие могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий.
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11)По мнению Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации В.В. Хомчика, высказанному в докладе на итоговом совещании-семинаре председателей окружных (флотских) военных судов 11 февраля 2010 г., в данном случае речь идет о военнослужащих, которые, будучи обеспечены жилыми помещениями по установленным нормам из источников, не связанных с реализацией статуса военнослужащего, распорядились им по своему усмотрению. Такие военнослужащие могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий.
Статья: Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения
(Максимчук И.В., Мальцев Р.Н.)
("Жилищное право", 2010, N 10)отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
(Максимчук И.В., Мальцев Р.Н.)
("Жилищное право", 2010, N 10)отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
"Настольная книга судьи по гражданским делам"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Велби", "Проспект", 2008)Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов Российской Федерации относили, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Велби", "Проспект", 2008)Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов Российской Федерации относили, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли <1>.
Статья: Намеренное ухудшение жилищных условий: вопросы правоприменения
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 4)Особый интерес вызывает такое действие, предусмотренное Инструкцией в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий, как расторжение брака. Несмотря на то что фактически оно является достаточно распространенным среди военнослужащих способом улучшения жилищных условий, практическое применение соответствующей нормы Инструкции представляется проблематичным.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 4)Особый интерес вызывает такое действие, предусмотренное Инструкцией в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий, как расторжение брака. Несмотря на то что фактически оно является достаточно распространенным среди военнослужащих способом улучшения жилищных условий, практическое применение соответствующей нормы Инструкции представляется проблематичным.
Статья: Если завтра организационно-штатные мероприятия... (о последствиях увольнения участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с военной службы по указанному основанию)
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 10)Считаем, что в условиях, когда включение военнослужащего в реестр участников НИС не зависит от его реальных потребностей в жилье, решение вопроса о выплате дополнительных денежных средств также не должно быть обусловлено наличием у него или членов его семьи к моменту увольнения с военной службы жилых помещений на каком-либо юридическом основании. Ведь если, к примеру, на момент увольнения участника НИС с военной службы его супруга является собственником жилого помещения и участник НИС лишается вследствие этого права на получение дополнительных денежных средств как не имеющий потребности в жилье, то впоследствии в результате расторжения брака он может быть выселен из жилого помещения и эта потребность у него возникнет. Такая ситуация в законодательстве вне всяких сомнений будет провоцировать участников НИС при увольнении с военной службы на фиктивное расторжение брака, переоформление права собственности на жилое помещение на близких лиц, не относящихся к членам семьи, и совершение иных действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 10)Считаем, что в условиях, когда включение военнослужащего в реестр участников НИС не зависит от его реальных потребностей в жилье, решение вопроса о выплате дополнительных денежных средств также не должно быть обусловлено наличием у него или членов его семьи к моменту увольнения с военной службы жилых помещений на каком-либо юридическом основании. Ведь если, к примеру, на момент увольнения участника НИС с военной службы его супруга является собственником жилого помещения и участник НИС лишается вследствие этого права на получение дополнительных денежных средств как не имеющий потребности в жилье, то впоследствии в результате расторжения брака он может быть выселен из жилого помещения и эта потребность у него возникнет. Такая ситуация в законодательстве вне всяких сомнений будет провоцировать участников НИС при увольнении с военной службы на фиктивное расторжение брака, переоформление права собственности на жилое помещение на близких лиц, не относящихся к членам семьи, и совершение иных действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Статья: Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 12)Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 12)Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Статья: Гражданский персонал обеспечить жильем?
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 9)В соответствии с п. 5 Порядка лица гражданского персонала не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях специализированного жилищного фонда ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на лиц гражданского персонала и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения в данном населенном пункте или других близлежащих населенных пунктах, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 9)В соответствии с п. 5 Порядка лица гражданского персонала не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях специализированного жилищного фонда ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на лиц гражданского персонала и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения в данном населенном пункте или других близлежащих населенных пунктах, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Статья: Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения
(Максимчук И.В., Мальцев Р.Н.)
("Юрист", 2010, N 11)- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
(Максимчук И.В., Мальцев Р.Н.)
("Юрист", 2010, N 11)- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.