Рассмотрение жалоб граждан роспотребнадзором
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение жалоб граждан роспотребнадзором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2022 N 16-6784/2022 (УИД 66MS0202-01-2022-001282-72)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Решение: Удовлетворено.Ссылки в жалобе на то, что <данные изъяты> <данные изъяты>. обращался в ОВД и Роспотребнадзор с аналогичными обращениями, неоднократно обращался в адрес главы городского округа Сухой Лог, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии в деянии должностного лица В. состава вмененного правонарушения, поскольку объективной стороной указанного правонарушения является нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, юридических лиц.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Решение: Удовлетворено.Ссылки в жалобе на то, что <данные изъяты> <данные изъяты>. обращался в ОВД и Роспотребнадзор с аналогичными обращениями, неоднократно обращался в адрес главы городского округа Сухой Лог, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии в деянии должностного лица В. состава вмененного правонарушения, поскольку объективной стороной указанного правонарушения является нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, юридических лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, занимают промежуточное положение между федеральными министерствами и подведомственными им службами и агентствами. Объем и характер полномочий руководителя Роспотребнадзора, директоров его департаментов мало отличаются от объема и характера полномочий их коллег в федеральных министерствах. Регламент Роспотребнадзора устанавливает общие требования к организации и осуществлению контроля за исполнением поручений (в том числе территориальными органами), за рассмотрением поступивших обращений <1>. Данный Регламент заметно выделяется в части регулирования порядка рассмотрения жалоб граждан и организаций. Различия состоят в том, что устанавливаются формальные положения о движении жалобы, сроках подготовки ответов, об учете результатов, основаниях в отказе в рассмотрении жалоб. При этом Регламент не предусматривает проведения проверок по информации, содержащейся в жалобах, и принятия каких-либо мер в случае подтверждения такой информации. Взаимодействие с подведомственными организациями согласно данному Регламенту осуществляется в формах направления поручений, ведения переписки с ними, получения от них информации о ходе реализации утвержденных планов и дополнительных предложений. Организация и осуществление контроля за деятельностью (за законностью деятельности) территориальных органов и подведомственных организаций не регламентированы.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, занимают промежуточное положение между федеральными министерствами и подведомственными им службами и агентствами. Объем и характер полномочий руководителя Роспотребнадзора, директоров его департаментов мало отличаются от объема и характера полномочий их коллег в федеральных министерствах. Регламент Роспотребнадзора устанавливает общие требования к организации и осуществлению контроля за исполнением поручений (в том числе территориальными органами), за рассмотрением поступивших обращений <1>. Данный Регламент заметно выделяется в части регулирования порядка рассмотрения жалоб граждан и организаций. Различия состоят в том, что устанавливаются формальные положения о движении жалобы, сроках подготовки ответов, об учете результатов, основаниях в отказе в рассмотрении жалоб. При этом Регламент не предусматривает проведения проверок по информации, содержащейся в жалобах, и принятия каких-либо мер в случае подтверждения такой информации. Взаимодействие с подведомственными организациями согласно данному Регламенту осуществляется в формах направления поручений, ведения переписки с ними, получения от них информации о ходе реализации утвержденных планов и дополнительных предложений. Организация и осуществление контроля за деятельностью (за законностью деятельности) территориальных органов и подведомственных организаций не регламентированы.
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Стоит заострить внимание и еще на одной актуальной проблеме внесудебной защиты прав граждан. Речь идет о спорах, вытекающих из правоотношений по защите прав потребителей. Специально для защиты прав потребителей, как более слабой стороны в отношениях с продавцом (изготовителем товара, исполнителем услуги, владельцем агрегатора) <11> был создан специальный государственный контрольный орган - Роспотребнадзор <12>. Соответственно, именно территориальные органы Роспотребнадзора уполномочены рассматривать жалобы потребителей на обман, на продажу некачественных товаров, на отсутствие реакции на поданные продавцам претензии и т.п.
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Стоит заострить внимание и еще на одной актуальной проблеме внесудебной защиты прав граждан. Речь идет о спорах, вытекающих из правоотношений по защите прав потребителей. Специально для защиты прав потребителей, как более слабой стороны в отношениях с продавцом (изготовителем товара, исполнителем услуги, владельцем агрегатора) <11> был создан специальный государственный контрольный орган - Роспотребнадзор <12>. Соответственно, именно территориальные органы Роспотребнадзора уполномочены рассматривать жалобы потребителей на обман, на продажу некачественных товаров, на отсутствие реакции на поданные продавцам претензии и т.п.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу органа Роспотребнадзора - без удовлетворения.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу органа Роспотребнадзора - без удовлетворения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2023 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева"Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М. Жарковой, объяснения представителей сторон и выступления приглашенных в заседание представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - В.В. Росинского, от Министерства юстиции Российской Федерации - Д.С. Короткова, от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Н.С. Павлюченко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева"Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М. Жарковой, объяснения представителей сторон и выступления приглашенных в заседание представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - В.В. Росинского, от Министерства юстиции Российской Федерации - Д.С. Короткова, от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Н.С. Павлюченко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобой на банк гражданин вправе обратиться, например, в Банк России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, в суд.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобой на банк гражданин вправе обратиться, например, в Банк России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, в суд.
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
Ситуация: Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Некоторые виды нарушений прав потребителей финансовых услуг находятся в компетенции федеральных органов власти. Так, жалобы на недобросовестную рекламу финансовых организаций рассматривает Федеральная антимонопольная служба, на неправомерное использование персональных данных - Роскомнадзор, на нарушения в ходе исполнительного производства - Федеральная служба судебных приставов, на предустановленное согласие на уплату страховок для пассажиров и клиентов сервисов аренды - Роспотребнадзор.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Некоторые виды нарушений прав потребителей финансовых услуг находятся в компетенции федеральных органов власти. Так, жалобы на недобросовестную рекламу финансовых организаций рассматривает Федеральная антимонопольная служба, на неправомерное использование персональных данных - Роскомнадзор, на нарушения в ходе исполнительного производства - Федеральная служба судебных приставов, на предустановленное согласие на уплату страховок для пассажиров и клиентов сервисов аренды - Роспотребнадзор.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Ситуация: Как потребителю заменить автомобиль при обнаружении в нем недостатков?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Ситуация: Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор оставит ваше обращение (жалобу) без ответа или откажет в его рассмотрении, в частности, в следующих случаях (ч. 1 - 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. 148 Регламента N 11):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор оставит ваше обращение (жалобу) без ответа или откажет в его рассмотрении, в частности, в следующих случаях (ч. 1 - 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. 148 Регламента N 11):
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Административно-правовой институт досудебного обжалования занимает важнейшее место в системе защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В реализации данного института участвуют различные государственные органы и их должностные лица, в том числе органы Министерства внутренних дел (МВД России), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и ряда других ведомств. Участие указанных органов в качестве субъектов, уполномоченных рассматривать жалобы, регулируется процессуальными (процедурными) нормами <1>, применение которых вызывает значительные трудности на практике. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть актуальные вопросы применения тех или иных норм, регламентирующих порядок досудебного обжалования административных актов <2>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Административно-правовой институт досудебного обжалования занимает важнейшее место в системе защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В реализации данного института участвуют различные государственные органы и их должностные лица, в том числе органы Министерства внутренних дел (МВД России), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и ряда других ведомств. Участие указанных органов в качестве субъектов, уполномоченных рассматривать жалобы, регулируется процессуальными (процедурными) нормами <1>, применение которых вызывает значительные трудности на практике. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть актуальные вопросы применения тех или иных норм, регламентирующих порядок досудебного обжалования административных актов <2>.