Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139.3 "Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика и указал, что при рассмотрении возражений на акт налоговой проверки присутствовал его представитель, который был допущен налоговым органом. По сведениям с официального сайта сервиса проверки доверенностей доверенность, зарегистрированная нотариусом, является действующей.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика и указал, что при рассмотрении возражений на акт налоговой проверки присутствовал его представитель, который был допущен налоговым органом. По сведениям с официального сайта сервиса проверки доверенностей доверенность, зарегистрированная нотариусом, является действующей.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Уполномоченный представитель налогоплательщика" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об оставлении без рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя. Суд удовлетворил требования предпринимателя. Суд установил, что жалоба была оставлена без рассмотрения из-за того, что к ней была приложена заверенная ненадлежащим образом копия нотариальной доверенности представителя. Суд указал, что в силу положений ст. ст. 34.3, 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 за N 4462-1, нотариусы обязаны вносить сведения о нотариальных действиях в единую информационную систему нотариата. В свою очередь, нотариальная палата должна обеспечить свободный доступ к этой информации через сеть Интернет. Следовательно, при наличии сомнений относительно актуальности доверенности налоговый орган имел возможность проверить соответствующие сведения в единой информационной системе нотариата, однако этого не сделал. Суд также отметил, что представитель индивидуального предпринимателя ранее был допущен к процессу рассмотрения возражений на акт налоговой проверки, иными словами, его полномочия были подтверждены налоговым органом. Суд пришел к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об оставлении без рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя. Суд удовлетворил требования предпринимателя. Суд установил, что жалоба была оставлена без рассмотрения из-за того, что к ней была приложена заверенная ненадлежащим образом копия нотариальной доверенности представителя. Суд указал, что в силу положений ст. ст. 34.3, 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 за N 4462-1, нотариусы обязаны вносить сведения о нотариальных действиях в единую информационную систему нотариата. В свою очередь, нотариальная палата должна обеспечить свободный доступ к этой информации через сеть Интернет. Следовательно, при наличии сомнений относительно актуальности доверенности налоговый орган имел возможность проверить соответствующие сведения в единой информационной системе нотариата, однако этого не сделал. Суд также отметил, что представитель индивидуального предпринимателя ранее был допущен к процессу рассмотрения возражений на акт налоговой проверки, иными словами, его полномочия были подтверждены налоговым органом. Суд пришел к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Можно ли отменить решение, если возражения не представлены из-за того, что акт камеральной проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки?
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика и указал, что при рассмотрении возражений на акт налоговой проверки присутствовал его представитель, который был допущен налоговым органом. По сведениям с официального сайта сервиса проверки доверенностей доверенность, зарегистрированная нотариусом, является действующей.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика и указал, что при рассмотрении возражений на акт налоговой проверки присутствовал его представитель, который был допущен налоговым органом. По сведениям с официального сайта сервиса проверки доверенностей доверенность, зарегистрированная нотариусом, является действующей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Установленный законодательством о налогах и сборах порядок должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщиков в правовом государстве, что предполагает обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии недоимки (суммы налога, не уплаченной в срок), не ограничиваясь содержанием налоговой декларации, установить действительный размер налоговой обязанности, в том числе при разумном содействии налогоплательщика - с учетом сведений и документов, представленных им с возражениями на акт налоговой проверки и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с п. 6 ст. 100, п. 4 ст. 101 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Установленный законодательством о налогах и сборах порядок должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщиков в правовом государстве, что предполагает обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии недоимки (суммы налога, не уплаченной в срок), не ограничиваясь содержанием налоговой декларации, установить действительный размер налоговой обязанности, в том числе при разумном содействии налогоплательщика - с учетом сведений и документов, представленных им с возражениями на акт налоговой проверки и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с п. 6 ст. 100, п. 4 ст. 101 НК РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С формально-юридической точки зрения именно передача материалов проверки руководителю (заместителю руководителя) налогового органа инициирует производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. Данное производство регламентируется ст. 100.1, 101, 101.2, 101.3, 101.4 НК РФ. Налоговый кодекс РФ, в частности, предусматривает, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С формально-юридической точки зрения именно передача материалов проверки руководителю (заместителю руководителя) налогового органа инициирует производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. Данное производство регламентируется ст. 100.1, 101, 101.2, 101.3, 101.4 НК РФ. Налоговый кодекс РФ, в частности, предусматривает, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
Статья: Отказ в рассмотрении жалобы из-за незаверенной копии доверенности
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Обращаясь с апелляционной жалобой, представитель предпринимателя в подтверждение своих полномочий приложил копию доверенности и указывал, что при подаче жалобы через нижестоящий налоговый орган предъявлял подлинную доверенность на обозрение сотруднику инспекции. Кроме того, данный представитель участвовал в рассмотрении возражений на акт налоговой проверки. То есть он был допущен и налоговый орган в его полномочиях удостоверился.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Обращаясь с апелляционной жалобой, представитель предпринимателя в подтверждение своих полномочий приложил копию доверенности и указывал, что при подаче жалобы через нижестоящий налоговый орган предъявлял подлинную доверенность на обозрение сотруднику инспекции. Кроме того, данный представитель участвовал в рассмотрении возражений на акт налоговой проверки. То есть он был допущен и налоговый орган в его полномочиях удостоверился.
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Представляется, что нет, поскольку упрощенная форма лишает налогоплательщика многих гарантий защиты его прав, нарушая тем самым баланс частных и публичных интересов. Упрощенная форма привлечения к налоговой ответственности предполагает, что все (без исключения) налогоплательщики-организации, не уплатившие или уплатившие не в полном объеме сумму транспортного или земельного налога, одинаково будут подвергнуты взысканию налоговой санкции, при этом нет гарантий защиты их прав. Например, такие права, как представление налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки, участие в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, заявление ходатайства о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (допрос свидетеля, проведение экспертизы), в новых условиях уже будут недоступны для налогоплательщика. Право представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, не обеспечит баланс частных и публичных интересов, а приведет к росту конфликтных ситуаций, жалоб и судебных споров.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Представляется, что нет, поскольку упрощенная форма лишает налогоплательщика многих гарантий защиты его прав, нарушая тем самым баланс частных и публичных интересов. Упрощенная форма привлечения к налоговой ответственности предполагает, что все (без исключения) налогоплательщики-организации, не уплатившие или уплатившие не в полном объеме сумму транспортного или земельного налога, одинаково будут подвергнуты взысканию налоговой санкции, при этом нет гарантий защиты их прав. Например, такие права, как представление налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки, участие в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, заявление ходатайства о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (допрос свидетеля, проведение экспертизы), в новых условиях уже будут недоступны для налогоплательщика. Право представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, не обеспечит баланс частных и публичных интересов, а приведет к росту конфликтных ситуаций, жалоб и судебных споров.
Статья: О последствиях камеральной проверки декларации по форме 3-НДФЛ
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Таким образом, возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) вместе с другими материалами проверки, включая акт, по результатам чего выносится соответствующее решение. Обязанность по представлению ответа на письменные возражения за налоговым органом не закреплена.
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Таким образом, возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) вместе с другими материалами проверки, включая акт, по результатам чего выносится соответствующее решение. Обязанность по представлению ответа на письменные возражения за налоговым органом не закреплена.