Рассмотрение обращений граждан в органах мвд
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений граждан в органах мвд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 04.04.2024 N 33а-3184/2024 (УИД 05RS0016-01-2023-000388-14)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему сведений в виде справки о причине невключения его в список сотрудников МВД, направленных в командировку в зону для участия в боевых действиях. В ответе на его заявление было указано, что подтвердить факт участия административного истца в командировке не представляется возможным в связи с тем, что приказы сданы на архивное хранение.
Решение: Удовлетворено.Аналогичные правила переадресации обращения в орган по компетенции содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата> N 707.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему сведений в виде справки о причине невключения его в список сотрудников МВД, направленных в командировку в зону для участия в боевых действиях. В ответе на его заявление было указано, что подтвердить факт участия административного истца в командировке не представляется возможным в связи с тем, что приказы сданы на архивное хранение.
Решение: Удовлетворено.Аналогичные правила переадресации обращения в орган по компетенции содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата> N 707.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"23 ноября 2020 года П.Н. Лакин обратился в прокуратуру Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) города Москвы с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.13 КоАП Москвы, по тому же факту противоправных действий, приложив к нему постановление от 8 ноября 2020 года. Данное заявление 27 ноября 2020 года было направлено исполняющим обязанности первого заместителя прокурора ТиНАО г. Москвы начальнику УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве для рассмотрения по существу на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Начальник МО МВД России "Коммунарский" г. Москвы ответом от 23 января 2021 года уведомил заявителя о том, что в результате проведенной проверки подтвердились факты, изложенные в его обращении, и доводы, указанные в обращении П.Н. Лакина, признаны обоснованными. По существу поставленного вопроса в ответе органа внутренних дел сообщалось о ранее принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела.
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"23 ноября 2020 года П.Н. Лакин обратился в прокуратуру Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) города Москвы с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.13 КоАП Москвы, по тому же факту противоправных действий, приложив к нему постановление от 8 ноября 2020 года. Данное заявление 27 ноября 2020 года было направлено исполняющим обязанности первого заместителя прокурора ТиНАО г. Москвы начальнику УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве для рассмотрения по существу на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Начальник МО МВД России "Коммунарский" г. Москвы ответом от 23 января 2021 года уведомил заявителя о том, что в результате проведенной проверки подтвердились факты, изложенные в его обращении, и доводы, указанные в обращении П.Н. Лакина, признаны обоснованными. По существу поставленного вопроса в ответе органа внутренних дел сообщалось о ранее принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела.
Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 889
(ред. от 10.12.2024, с изм. от 05.11.2025)
"Вопросы гражданства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", "Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации")90. Территориальные органы МВД России:
(ред. от 10.12.2024, с изм. от 05.11.2025)
"Вопросы гражданства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", "Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации")90. Территориальные органы МВД России:
Ситуация: Как оформить загранпаспорт, содержащий электронный носитель информации (нового образца)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за получением загранпаспорта граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ (ст. 8 Закона N 114-ФЗ; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2114).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за получением загранпаспорта граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ (ст. 8 Закона N 114-ФЗ; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2114).
Статья: Стратегия борьбы с киберпреступностью: должное и сущее
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Для более полного раскрытия темы настоящей статьи было бы полезным сравнить практику рассмотрения заявлений граждан о покушении на мошенничество с использованием информационно-коммуникационных технологий и о неправомерном доступе к компьютерной информации в периоды до создания УБК МВД России (см. предыдущие разделы статьи) и после того, как это Управление и соответствующие подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне были сформированы и развернули свою работу в полном объеме. Для этого нами выявлен и приводится показательный пример.
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Для более полного раскрытия темы настоящей статьи было бы полезным сравнить практику рассмотрения заявлений граждан о покушении на мошенничество с использованием информационно-коммуникационных технологий и о неправомерном доступе к компьютерной информации в периоды до создания УБК МВД России (см. предыдущие разделы статьи) и после того, как это Управление и соответствующие подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне были сформированы и развернули свою работу в полном объеме. Для этого нами выявлен и приводится показательный пример.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; п. п. 2.2.1, 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161).
Ситуация: Как получить загранпаспорт несовершеннолетнему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за получением загранпаспорта граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ (ч. 1 ст. 8 Закона N 114-ФЗ; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2113; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2114).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за получением загранпаспорта граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ (ч. 1 ст. 8 Закона N 114-ФЗ; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2113; п. п. 1, 2 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 12.02.2020 N 2114).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
Статья: Публично-правовой механизм защиты граждан от семейного насилия
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Четвертый блок представляет собой комплекс правовых актов, направленных на обеспечение законности осуществления субъектами профилактики своих полномочий, которые выступают гарантиями законной деятельности государственных и иных органов и должностных лиц, осуществляющих деятельность по защите прав граждан от семейного насилия. К их числу относятся нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" <41>, КоАП РФ об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иные. К числу ведомственных актов подобного рода следует отнести Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <42>.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Четвертый блок представляет собой комплекс правовых актов, направленных на обеспечение законности осуществления субъектами профилактики своих полномочий, которые выступают гарантиями законной деятельности государственных и иных органов и должностных лиц, осуществляющих деятельность по защите прав граждан от семейного насилия. К их числу относятся нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" <41>, КоАП РФ об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иные. К числу ведомственных актов подобного рода следует отнести Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <42>.
Статья: Отдельные аспекты организации деятельности органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)<18> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)<18> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)17. Лобода А.Е. Понятие и значение административно-правовых гарантий прав и свобод граждан при рассмотрении и разрешении обращений гражданина в государственные органы и муниципальные органы и к их должностным лицам // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 120 - 126.
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)17. Лобода А.Е. Понятие и значение административно-правовых гарантий прав и свобод граждан при рассмотрении и разрешении обращений гражданина в государственные органы и муниципальные органы и к их должностным лицам // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 120 - 126.
Вопрос: Об определении гражданства (статуса) владельцев ценных бумаг, в том числе проживающих в новых субъектах РФ, в целях осуществления сделок (операций) с участием лиц из недружественных государств.
(Письмо Банка России от 05.12.2024 N 34-3-1-1/4394)<10> Срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации не должен превышать 10 рабочих дней со дня принятия к рассмотрению заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации МВД России или его территориальным органом (пункт 2 Порядка подачи лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации, заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2022 N 951 "О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации").
(Письмо Банка России от 05.12.2024 N 34-3-1-1/4394)<10> Срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации не должен превышать 10 рабочих дней со дня принятия к рассмотрению заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации МВД России или его территориальным органом (пункт 2 Порядка подачи лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации, заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2022 N 951 "О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации").
Ситуация: Как оформить загранпаспорт, не содержащий электронный носитель информации (старого образца)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за предоставлением государственной услуги по выдаче загранпаспорта (далее также - услуга) граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чаще всего за предоставлением государственной услуги по выдаче загранпаспорта (далее также - услуга) граждане обращаются в территориальные органы МВД России. В связи с этим в настоящем материале не рассматривается выдача загранпаспорта МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ.