Рассмотрение обращений граждан коммерческими организациями
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений граждан коммерческими организациями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Последние изменения: Получение исполнительного листа на исполнение решения третейского суда
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд рассматривает заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) по экономическому корпоративному спору независимо от того, кто является участниками правоотношений: юрлица, ИП или иные организации и граждане (п. 41 Обзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд рассматривает заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) по экономическому корпоративному спору независимо от того, кто является участниками правоотношений: юрлица, ИП или иные организации и граждане (п. 41 Обзора).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также с учетом действующей редакции ст. 19.29 КоАП РФ и используемого понятийного аппарата в законодательстве о государственной и муниципальной службе, следует отметить и вопросы привлечения к ответственности за факт несообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицом, ранее замещавшим должности - федеральные, субъекта РФ, муниципальные. Указанные лица, как правило, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом президиум Совета по противодействию коррупции рассматривает обращения данных категорий граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и на выполнение в такой организации работы (или оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной службы, а также уведомления о заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора <16>. Аналогичные полномочия коллегиальных органов, осуществляющих функции по предотвращению конфликтов интересов, предусмотрены в субъектах РФ <17>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также с учетом действующей редакции ст. 19.29 КоАП РФ и используемого понятийного аппарата в законодательстве о государственной и муниципальной службе, следует отметить и вопросы привлечения к ответственности за факт несообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицом, ранее замещавшим должности - федеральные, субъекта РФ, муниципальные. Указанные лица, как правило, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом президиум Совета по противодействию коррупции рассматривает обращения данных категорий граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и на выполнение в такой организации работы (или оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной службы, а также уведомления о заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора <16>. Аналогичные полномочия коллегиальных органов, осуществляющих функции по предотвращению конфликтов интересов, предусмотрены в субъектах РФ <17>.
Статья: Рассмотрение обращений в финансовых организациях
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (включая срыв срока исполнения) предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ - штраф от 5 000 до 10 000 руб.
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (включая срыв срока исполнения) предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ - штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"18. Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 7 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"18. Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 7 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
Статья: Заключение с бывшим служащим трудового договора или договора ГПХ
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Уведомление работодателя рассматривается в том же порядке, что и обращение гражданина. По итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Уведомление работодателя рассматривается в том же порядке, что и обращение гражданина. По итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 3 указанной выше ст. 79.3 Закона о Банке установлено, что направление Банком России обращения в финансовую организацию (финансовые организации) в соответствии с ч. 2 данной статьи не является разглашением сведений (в том числе персональных данных, информации, составляющей коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну), содержащихся в обращении.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 3 указанной выше ст. 79.3 Закона о Банке установлено, что направление Банком России обращения в финансовую организацию (финансовые организации) в соответствии с ч. 2 данной статьи не является разглашением сведений (в том числе персональных данных, информации, составляющей коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну), содержащихся в обращении.
Вопрос: О заключении срочного трудового договора при приеме на работу военного пенсионера.
(Письмо Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1)Вопрос: Военный пенсионер устраивается на работу в коммерческую организацию. При оформлении ему предлагают только заключение срочного трудового договора на основании ст. 59 ТК РФ, так как гражданин является пенсионером. Правомерно ли это и распространяется ли ст. 59 ТК РФ на военных пенсионеров?
(Письмо Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1)Вопрос: Военный пенсионер устраивается на работу в коммерческую организацию. При оформлении ему предлагают только заключение срочного трудового договора на основании ст. 59 ТК РФ, так как гражданин является пенсионером. Правомерно ли это и распространяется ли ст. 59 ТК РФ на военных пенсионеров?
Статья: Институт уполномоченных по правам человека в России: концептуальные основы и эволюция
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Следует обратить внимание на то, что право на беспрепятственное посещение органов государственной власти, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также общественных объединений, направлено на обсуждение вопроса, изложенного в жалобе, и не имеет "резолютирующего" характера. Уполномоченный не вправе получать объяснения должностных лиц представительной власти, судей, сотрудников прокуратуры, следственных органов, а также учреждений и организаций различных форм собственности. Если в отношении представительных органов государственной власти, судей (судов), органов прокуратуры, органов дознания и следствия подход законодателя вполне оправдан, ибо Уполномоченный не вправе вторгаться в их компетенцию, то в отношении учреждений и организаций различных форм собственности возникает немало вопросов. Дело в том, что весьма значительная доля жалоб граждан приходится на действия и решения коммерческих организаций, особенно в сфере трудовых и социальных прав. Нередко для выяснения объективной картины по жалобе Уполномоченный вынужден обращаться в органы прокуратуры либо специальные контрольные органы, что усложняет процедуру рассмотрения и принятия итогового решения по жалобе.
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Следует обратить внимание на то, что право на беспрепятственное посещение органов государственной власти, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также общественных объединений, направлено на обсуждение вопроса, изложенного в жалобе, и не имеет "резолютирующего" характера. Уполномоченный не вправе получать объяснения должностных лиц представительной власти, судей, сотрудников прокуратуры, следственных органов, а также учреждений и организаций различных форм собственности. Если в отношении представительных органов государственной власти, судей (судов), органов прокуратуры, органов дознания и следствия подход законодателя вполне оправдан, ибо Уполномоченный не вправе вторгаться в их компетенцию, то в отношении учреждений и организаций различных форм собственности возникает немало вопросов. Дело в том, что весьма значительная доля жалоб граждан приходится на действия и решения коммерческих организаций, особенно в сфере трудовых и социальных прав. Нередко для выяснения объективной картины по жалобе Уполномоченный вынужден обращаться в органы прокуратуры либо специальные контрольные органы, что усложняет процедуру рассмотрения и принятия итогового решения по жалобе.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, направляет обращение в комиссию о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, направляет обращение в комиссию о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляется необходимым иной вывод: осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в таком качестве влечет установленную законом ответственность. По смыслу ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" выделяются производственная и иная хозяйственная деятельность (включающая производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанная на личном участии, и предпринимательская деятельность фермерского хозяйства (к ней применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляется необходимым иной вывод: осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в таком качестве влечет установленную законом ответственность. По смыслу ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" выделяются производственная и иная хозяйственная деятельность (включающая производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанная на личном участии, и предпринимательская деятельность фермерского хозяйства (к ней применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений).
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 3 указанной выше ст. 79.3 Закона о Банке установлено, что направление Банком России обращения в финансовую организацию (финансовые организации) в соответствии с ч. 2 данной статьи не является разглашением сведений (в том числе персональных данных, информации, составляющей коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну), содержащихся в обращении.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 3 указанной выше ст. 79.3 Закона о Банке установлено, что направление Банком России обращения в финансовую организацию (финансовые организации) в соответствии с ч. 2 данной статьи не является разглашением сведений (в том числе персональных данных, информации, составляющей коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну), содержащихся в обращении.
Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрел обращение (вх. от 9 сентября 2024 г.), поступившее письмом от 9 сентября 2024 г., по вопросу выделения гражданам для личного пользования доли от прибыли от коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрел обращение (вх. от 9 сентября 2024 г.), поступившее письмом от 9 сентября 2024 г., по вопросу выделения гражданам для личного пользования доли от прибыли от коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и сообщает следующее.