Рассмотрение дел об административных правонарушениях в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел об административных правонарушениях в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Собранная нами статистика применения главы 6 КоАП РФ Административной коллегией Краснодарского краевого суда в период пандемии COVID-19 демонстрирует следующие показатели.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Собранная нами статистика применения главы 6 КоАП РФ Административной коллегией Краснодарского краевого суда в период пандемии COVID-19 демонстрирует следующие показатели.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В некоторых случаях составленное с нарушениями постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не возвращалось прокурору, и дело поступало для рассмотрения по существу. Например, прокурор не указал в постановлении часть ст. 6.3 КоАП, по которой квалифицировал деяние. Несмотря на этот факт, дело было рассмотрено должностным лицом Роспотребнадзора с прекращением производства за отсутствием состава правонарушения. По протесту прокурора суд отменил постановление и обратил внимание на то, что если в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении нет квалификации деяния по конкретной части ст. 6.3 КоАП, но подробно отражены фактические обстоятельства вменяемого деяния (например, изложены результаты прокурорской проверки исполнения санитарных правил в сфере противодействия COVID-19 в период действия режима повышенной готовности) и на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за это деяние не истек, то нет оснований прекращать производство за отсутствием состава правонарушения, дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать <7>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В некоторых случаях составленное с нарушениями постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не возвращалось прокурору, и дело поступало для рассмотрения по существу. Например, прокурор не указал в постановлении часть ст. 6.3 КоАП, по которой квалифицировал деяние. Несмотря на этот факт, дело было рассмотрено должностным лицом Роспотребнадзора с прекращением производства за отсутствием состава правонарушения. По протесту прокурора суд отменил постановление и обратил внимание на то, что если в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении нет квалификации деяния по конкретной части ст. 6.3 КоАП, но подробно отражены фактические обстоятельства вменяемого деяния (например, изложены результаты прокурорской проверки исполнения санитарных правил в сфере противодействия COVID-19 в период действия режима повышенной готовности) и на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за это деяние не истек, то нет оснований прекращать производство за отсутствием состава правонарушения, дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать <7>.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Вопрос 16: Возможно ли в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рассмотрение судами уголовных дел и материалов с использованием систем видео-конференц-связи?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Вопрос 16: Возможно ли в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рассмотрение судами уголовных дел и материалов с использованием систем видео-конференц-связи?
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"1.1. Как следует из запроса и приложенных к нему материалов, 24 апреля 2020 года гражданин П., покинув место проживания, в нарушение подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ находился в общественном месте города Протвино Московской области в период угрозы распространения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), представляющей опасность для окружающих. По данному факту должностным лицом органа внутренних дел был составлен протокол от 24 апреля 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" КоАП Российской Федерации, который был направлен судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"1.1. Как следует из запроса и приложенных к нему материалов, 24 апреля 2020 года гражданин П., покинув место проживания, в нарушение подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ находился в общественном месте города Протвино Московской области в период угрозы распространения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), представляющей опасность для окружающих. По данному факту должностным лицом органа внутренних дел был составлен протокол от 24 апреля 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" КоАП Российской Федерации, который был направлен судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<2> Использование статистических показателей 2021, 2022 г. представляется нецелесообразным, поскольку очевидно, что соответствующие статистические закономерности в эти годы находились под сильным влиянием мер, принятых в связи с распространением коронавирусной инфекции, проведением специальной военной операции.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<2> Использование статистических показателей 2021, 2022 г. представляется нецелесообразным, поскольку очевидно, что соответствующие статистические закономерности в эти годы находились под сильным влиянием мер, принятых в связи с распространением коронавирусной инфекции, проведением специальной военной операции.
Статья: Проблемы исполнения постановления об административном выдворении в рамках реализации функций органов внутренних дел
(Галястов М.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Учитывая указанные и иные особенности административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, представляется необходимым более подробно рассмотреть те проблемы, с которыми сталкивается правоприменитель в лице органа внутренних дел (далее - ОВД) при организации исполнения постановления об административном выдворении.
(Галястов М.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Учитывая указанные и иные особенности административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, представляется необходимым более подробно рассмотреть те проблемы, с которыми сталкивается правоприменитель в лице органа внутренних дел (далее - ОВД) при организации исполнения постановления об административном выдворении.
Статья: К вопросу о двойной подведомственности дел об административных правонарушениях
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Иначе складывается несправедливая ситуация, когда инстанция, рассматривающая дело по существу, условно говоря, перекладывает ответственность за верную квалификацию на лицо, действующее на предшествующей стадии, хотя решающая инстанция всегда обладает полномочиями по исправлению ошибок и переквалификации события, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Иначе складывается несправедливая ситуация, когда инстанция, рассматривающая дело по существу, условно говоря, перекладывает ответственность за верную квалификацию на лицо, действующее на предшествующей стадии, хотя решающая инстанция всегда обладает полномочиями по исправлению ошибок и переквалификации события, изложенного в протоколе об административном правонарушении.