Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.11 "Прокурор" КоАП РФ"Поддержание обвинения при рассмотрении дел, возбужденных в рамках КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающего административную ответственность, законом не предусмотрено. При этом, согласно требованиям ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.11 "Прокурор" КоАП РФ"Также КоАП РФ не предусмотрено участие в судебном разбирательстве по данному делу и прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Так, при рассмотрении жалобы на постановление по такому делу суд апелляционной инстанции указал, что доводы о том, что в судебном разбирательстве не принимал участия прокурор либо должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, как лицо, поддерживающее обвинение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, а поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении в силу закона не требовалось, а участие должностного лица, составившего протокол, в судебном заседании не является обязательным <6>.
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Так, при рассмотрении жалобы на постановление по такому делу суд апелляционной инстанции указал, что доводы о том, что в судебном разбирательстве не принимал участия прокурор либо должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, как лицо, поддерживающее обвинение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, а поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении в силу закона не требовалось, а участие должностного лица, составившего протокол, в судебном заседании не является обязательным <6>.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности к компетенции комиссий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности к компетенции комиссий;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
(ред. от 04.11.2025)2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"7. В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"7. В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> См., например: Серков П.П. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: Науч.-практ. пособие. М.: Норма, 2009; Кирин А.В. Административно-деликтное право: теория и законодательные основы: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; Реформа административной ответственности в России / Под общей ред. А.В. Кирина, В.Н. Плигина. М., 2018; Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: Науч.-практ. пособие / Под ред. О.А. Егоровой. М., 2014; Косоногова О.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов: Монография. Воронеж, 2007; Занина Т.М. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними: Монография. Воронеж, 2014.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> См., например: Серков П.П. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: Науч.-практ. пособие. М.: Норма, 2009; Кирин А.В. Административно-деликтное право: теория и законодательные основы: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; Реформа административной ответственности в России / Под общей ред. А.В. Кирина, В.Н. Плигина. М., 2018; Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: Науч.-практ. пособие / Под ред. О.А. Егоровой. М., 2014; Косоногова О.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов: Монография. Воронеж, 2007; Занина Т.М. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними: Монография. Воронеж, 2014.
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет или юридическим лицом, субъект административной юрисдикции (судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело) вправе признать обязательным присутствие соответствующего законного представителя.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет или юридическим лицом, субъект административной юрисдикции (судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело) вправе признать обязательным присутствие соответствующего законного представителя.
Статья: Спорные вопросы установления административной ответственности законами субъектов РФ (на примере Калининградской области)
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В КоАП Калининградской области в качестве коллегиального органа административной юрисдикции предусмотрены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно статье 89, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Приведенная норма юридически небезупречна, так как противоречит ст. 23.2 КоАП РФ, в соответствии с которой районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Статья 89 Кодекса Калининградской области не конкретизирует виды комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в этом есть необходимость. Законом Калининградской области от 9 апреля 2004 г. N 382 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" предусмотрены два вида комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: 1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области (областная комиссия); 2) территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные Правительством Калининградской области и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований Калининградской области, либо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления Калининградской области, в случае наделения данных органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (муниципальные комиссии) <12>.
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В КоАП Калининградской области в качестве коллегиального органа административной юрисдикции предусмотрены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно статье 89, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Приведенная норма юридически небезупречна, так как противоречит ст. 23.2 КоАП РФ, в соответствии с которой районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Статья 89 Кодекса Калининградской области не конкретизирует виды комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в этом есть необходимость. Законом Калининградской области от 9 апреля 2004 г. N 382 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" предусмотрены два вида комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: 1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области (областная комиссия); 2) территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные Правительством Калининградской области и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований Калининградской области, либо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления Калининградской области, в случае наделения данных органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (муниципальные комиссии) <12>.