Рассмотрение дел об административном надзоре
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел об административном надзоре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 272 "Рассмотрение административного дела об административном надзоре" КАС РФСТАТЬЯ 272 "РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""Вместе с тем, устанавливая в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения пребывания вне избранного места жительства или пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени осуществления трудовой деятельности, суд первой инстанции не учел положения пункта 3 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, предусматривающие возможность запрещения поднадзорному лицу пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, а также разъяснения, приведенные в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в редакции от 22 декабря 2022 года), согласно которым при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 272. Рассмотрение административного дела об административном надзоре
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 272. Рассмотрение административного дела об административном надзоре
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 3. Порядок рассмотрения дел об административном надзоре
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 3. Порядок рассмотрения дел об административном надзоре
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 40
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Например, согласно действующим в настоящее время подходам судебной практики при рассмотрении дел об административном надзоре суд в целом ряде случаев не связан содержанием заявленных материально-правовых требований (абз. 2 п. 31, п. 39, абз. 4 п. 40, абз. 3 п. 41, п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). Исключение составляют случаи, указанные в абз. 2 п. 40, абз. 2 п. 41, абз. 3 п. 43 названного Постановления.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Например, согласно действующим в настоящее время подходам судебной практики при рассмотрении дел об административном надзоре суд в целом ряде случаев не связан содержанием заявленных материально-правовых требований (абз. 2 п. 31, п. 39, абз. 4 п. 40, абз. 3 п. 41, п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). Исключение составляют случаи, указанные в абз. 2 п. 40, абз. 2 п. 41, абз. 3 п. 43 названного Постановления.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Последующие ссылки неявившегося лица о неполучении судебных повесток не будут служить основанием для отмены судебного решения, что следует из п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Последующие ссылки неявившегося лица о неполучении судебных повесток не будут служить основанием для отмены судебного решения, что следует из п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
Статья: К вопросу об особом административном судопроизводстве
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)<7> Например, согласно действующим в настоящее время подходам судебной практики при рассмотрении дел об административном надзоре суд в целом ряде случаев не связан содержанием материально-правовых требований государственного органа (абз. 8 п. 22, п. 27, абз. 4 п. 28, абз. 3 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). Исключение составляет случай, указанный в абз. 2 п. 29 названного Постановления. Однако суд все же связан интересом, в защиту которого сторона обратилась в суд, и не может по обращению поднадзорного ухудшать его положение (абз. 2 п. 28, абз. 3 п. 31 названного Постановления).
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)<7> Например, согласно действующим в настоящее время подходам судебной практики при рассмотрении дел об административном надзоре суд в целом ряде случаев не связан содержанием материально-правовых требований государственного органа (абз. 8 п. 22, п. 27, абз. 4 п. 28, абз. 3 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). Исключение составляет случай, указанный в абз. 2 п. 29 названного Постановления. Однако суд все же связан интересом, в защиту которого сторона обратилась в суд, и не может по обращению поднадзорного ухудшать его положение (абз. 2 п. 28, абз. 3 п. 31 названного Постановления).
Статья: Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<12> См., например: Справка по результатам обобщения судебной практики по рассмотрению дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. URL: https://webmaster.yandex.ru/siteinfo/?site=files.sudrf.ru.
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<12> См., например: Справка по результатам обобщения судебной практики по рассмотрению дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. URL: https://webmaster.yandex.ru/siteinfo/?site=files.sudrf.ru.
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)<14> В соответствии с абз. 3 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица (ст. 84 КАС).
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)<14> В соответствии с абз. 3 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица (ст. 84 КАС).