Распределение штрафов по бюджетам
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение штрафов по бюджетам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обжалование действий (оспаривание постановлений) судебного пристава-исполнителя в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)При этом взыскателем изначально, в постановлении... о взыскании с должника... недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов... были указаны реквизиты счета для перечисления денежных средств. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель в постановлениях... о распределении денежных средств и в платежных поручениях... указал неверное наименование кода бюджетной классификации.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом взыскателем изначально, в постановлении... о взыскании с должника... недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов... были указаны реквизиты счета для перечисления денежных средств. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель в постановлениях... о распределении денежных средств и в платежных поручениях... указал неверное наименование кода бюджетной классификации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2022)1 000 руб., если сумма страховых взносов, указанная в расчете, уплачена в срок (п. 1 ст. 119 НК РФ). Этот штраф распределяется в бюджеты государственных внебюджетных фондов в той же пропорции, что и тариф страховых взносов 30% на отдельные виды обязательного социального страхования (п. 2 ст. 425 НК РФ, Письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@).
(КонсультантПлюс, 2022)1 000 руб., если сумма страховых взносов, указанная в расчете, уплачена в срок (п. 1 ст. 119 НК РФ). Этот штраф распределяется в бюджеты государственных внебюджетных фондов в той же пропорции, что и тариф страховых взносов 30% на отдельные виды обязательного социального страхования (п. 2 ст. 425 НК РФ, Письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@).
Статья: Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Несколько различается администрирование налогового и административного штрафов в соответствующих бюджетных отношениях. В отличие от административного штрафа, налоговый штраф поступает в бюджет того уровня, в который подлежит уплате и налог, в том числе и тогда, когда налог распределяется между несколькими бюджетами. Инвестиционно-фискальный характер налогового штрафа позволяет в его карательном предназначении выделить фискальную функцию. В разительном контрасте с судебным процессом по гражданскому или налоговому делу штраф для налогоплательщиков, вовлеченных в административную процедуру, обычно не рассматривается как значимое средство пополнения казны ни по своей цели, ни по своему размеру. Управленческие цели достигаются иным инструментарием: судебные запреты, аннулирование лицензий и пр.
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Несколько различается администрирование налогового и административного штрафов в соответствующих бюджетных отношениях. В отличие от административного штрафа, налоговый штраф поступает в бюджет того уровня, в который подлежит уплате и налог, в том числе и тогда, когда налог распределяется между несколькими бюджетами. Инвестиционно-фискальный характер налогового штрафа позволяет в его карательном предназначении выделить фискальную функцию. В разительном контрасте с судебным процессом по гражданскому или налоговому делу штраф для налогоплательщиков, вовлеченных в административную процедуру, обычно не рассматривается как значимое средство пополнения казны ни по своей цели, ни по своему размеру. Управленческие цели достигаются иным инструментарием: судебные запреты, аннулирование лицензий и пр.
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
(ред. от 14.07.2022)
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""13. Установить, что доходы от налогов за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, по которым статьей 18 настоящего Федерального закона изменены установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также от пеней и штрафов по ним подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""13. Установить, что доходы от налогов за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, по которым статьей 18 настоящего Федерального закона изменены установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также от пеней и штрафов по ним подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:
Статья: Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Формализация прав и обязанностей ведет к тому, что представители органов местного самоуправления часть правоохранительных мероприятий часто считают не относящимися к своим полномочиям. В силу этого имеют место факты, когда даже выделенные денежные средства на мероприятия правоохранительной направленности не осваиваются. И связано это не с капризом местных администраций. В целом региональные Советы муниципальных образований единодушно отмечают, что, "декларируя защиту интересов населения, органы государственного контроля и надзора порой подменяют органы местного самоуправления, определяя приоритеты развития муниципальных территорий путем значительного влияния на расходы местных бюджетов. Тем самым нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления при управлении бюджетом муниципального образования. При этом не исполненные вовремя чрезвычайные расходные обязательства влекут новые штрафы и исполнительные сборы <14>. Перед лицом данной угрозы муниципалитеты, несмотря на ограниченность местных бюджетов и распределение имеющихся средств по муниципальным программам (проектам), вынуждены в приоритетном порядке осуществлять финансирование по требованиям органов надзора. При этом действительно насущные и первоочередные проблемные вопросы, актуальные для жителей, остаются нерешенными. Учитывая отсутствие ответственности контрольно-надзорных структур перед населением за качество жизни, данная ситуация является недопустимой" <15>.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Формализация прав и обязанностей ведет к тому, что представители органов местного самоуправления часть правоохранительных мероприятий часто считают не относящимися к своим полномочиям. В силу этого имеют место факты, когда даже выделенные денежные средства на мероприятия правоохранительной направленности не осваиваются. И связано это не с капризом местных администраций. В целом региональные Советы муниципальных образований единодушно отмечают, что, "декларируя защиту интересов населения, органы государственного контроля и надзора порой подменяют органы местного самоуправления, определяя приоритеты развития муниципальных территорий путем значительного влияния на расходы местных бюджетов. Тем самым нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления при управлении бюджетом муниципального образования. При этом не исполненные вовремя чрезвычайные расходные обязательства влекут новые штрафы и исполнительные сборы <14>. Перед лицом данной угрозы муниципалитеты, несмотря на ограниченность местных бюджетов и распределение имеющихся средств по муниципальным программам (проектам), вынуждены в приоритетном порядке осуществлять финансирование по требованиям органов надзора. При этом действительно насущные и первоочередные проблемные вопросы, актуальные для жителей, остаются нерешенными. Учитывая отсутствие ответственности контрольно-надзорных структур перед населением за качество жизни, данная ситуация является недопустимой" <15>.
Статья: Исправляем ошибки по налогам, входящим в состав ЕНП: 6 главных вопросов
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)У нас большая переплата по платежам, входящим в состав ЕНП. Деньги висят на ЕНС, по конкретным бюджетам не распределены. Обнаружили сейчас, что в декларациях за I квартал есть ошибки по НДС, налог в итоге сейчас занижен. Можем ли мы не подавать уточненку? Ведь большая переплата по ЕНП защищает нас от штрафов.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)У нас большая переплата по платежам, входящим в состав ЕНП. Деньги висят на ЕНС, по конкретным бюджетам не распределены. Обнаружили сейчас, что в декларациях за I квартал есть ошибки по НДС, налог в итоге сейчас занижен. Можем ли мы не подавать уточненку? Ведь большая переплата по ЕНП защищает нас от штрафов.
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры, финансируемые за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2025)Если в обеспечении отказано, проверьте причину. Если вам отказали, потому что на день подачи заявления у вас имелась недоимка по взносам (задолженность по пеням, штрафам), вы можете погасить ее и подать заявление повторно. Сделать это можно в общий срок для подачи заявления. Если вам отказали, потому что сумма средств, предусмотренная бюджетом СФР на финансовое обеспечение предупредительных мер, уже полностью распределена, возмещение получить не удастся.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в обеспечении отказано, проверьте причину. Если вам отказали, потому что на день подачи заявления у вас имелась недоимка по взносам (задолженность по пеням, штрафам), вы можете погасить ее и подать заявление повторно. Сделать это можно в общий срок для подачи заявления. Если вам отказали, потому что сумма средств, предусмотренная бюджетом СФР на финансовое обеспечение предупредительных мер, уже полностью распределена, возмещение получить не удастся.
Статья: Уведомление об исчисленных суммах: на какие платежи и в какие сроки подавать в ИФНС
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 2)Важно: непредставление в срок уведомления приведет к наложению штрафа в размере 200 руб. <6> А в случае непредставления уведомления до срока уплаты платежа - еще и к начислению пеней, так как без уведомления деньги на ЕНС не могут быть распределены по бюджетам, так написано на сайте ФНС <7>. Однако в устных разъяснениях специалисты ФНС высказывают мнение, что при наличии на ЕНС положительного сальдо пени начислять не будут.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 2)Важно: непредставление в срок уведомления приведет к наложению штрафа в размере 200 руб. <6> А в случае непредставления уведомления до срока уплаты платежа - еще и к начислению пеней, так как без уведомления деньги на ЕНС не могут быть распределены по бюджетам, так написано на сайте ФНС <7>. Однако в устных разъяснениях специалисты ФНС высказывают мнение, что при наличии на ЕНС положительного сальдо пени начислять не будут.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)1. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе штрафов за совершение административных правонарушений, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 160.1 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (Постановление КС РФ от 15 июля 2020 года N 36-П).
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)1. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе штрафов за совершение административных правонарушений, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 160.1 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (Постановление КС РФ от 15 июля 2020 года N 36-П).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение за счет федерального бюджета, или таким гражданином - обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, затраченных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение за счет федерального бюджета, или таким гражданином - обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, затраченных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вопрос: Каков порядок финансирования расходов организации на санаторно-курортное лечение работников за счет СФР?
(Консультация эксперта, 2025)на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
(Консультация эксперта, 2025)на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 7)- решить вопрос с ответственностью за непредставление или несвоевременное представление ЕНП-уведомлений. Сейчас специального штрафа за это в НК не предусмотрено. Как недавно разъяснила ФНС, не должно быть даже штрафа 200 руб. по ст. 126 НК (непредставление в срок документов, необходимых для налогового контроля) <6>. Счетная палата отмечает, что в основном именно из-за пренебрежения сроками подачи уведомлений деньги с ЕНС организаций и ИП распределяются по бюджетам с задержкой;
("Главная книга", 2025, N 7)- решить вопрос с ответственностью за непредставление или несвоевременное представление ЕНП-уведомлений. Сейчас специального штрафа за это в НК не предусмотрено. Как недавно разъяснила ФНС, не должно быть даже штрафа 200 руб. по ст. 126 НК (непредставление в срок документов, необходимых для налогового контроля) <6>. Счетная палата отмечает, что в основном именно из-за пренебрежения сроками подачи уведомлений деньги с ЕНС организаций и ИП распределяются по бюджетам с задержкой;
Готовое решение: Как с 1 апреля 2026 г. заполнить поля платежного поручения на уплату налогов, страховых взносов и сборов в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Если при заполнении платежки вы неправильно укажете номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, платеж может не поступить в бюджет. Тогда вы не исполните обязанность по уплате налога (пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ). Это может привести к начислению штрафа и пеней.
(КонсультантПлюс, 2025)Если при заполнении платежки вы неправильно укажете номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, платеж может не поступить в бюджет. Тогда вы не исполните обязанность по уплате налога (пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ). Это может привести к начислению штрафа и пеней.